Сенсорные игры для детей с родителями
материал на тему

Наталья Леонидовна Корчагина

В сборнике  представлены сенсорные игры для развития и стимуляции сенсорных систем ребенка. Данный материал может быть полезен родителям, родителям детей-инвалидов, педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Парус» г.Волгодонска

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Сборник игр для детей с ОВЗ, рекомендованных для проведения родителями в условиях семьи.

Педагог-психолог

Корчагина Н.Л.

г.Волгодонск

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННАЯ  ИГРА  «БРОДИЛКИ»

Цель: освоение  пространства  тела,  стимуляция  тактильных  ощущений,  стимуляция  межличностных  взаимодействий,  стимуляция  саморегуляции  и  музыкально-ритмической  чувствительности.

Описание  игры: участники  игры  садятся  на  стульчики  в  форме  круга   на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга,  чтобы  могли  тактильно  взаимодействовать  друг  с  другом. В  ритме  музыки  начинают  выполнять  поступательные  движения  двумя  пальчиками  руки  по  разным  частям  тела,  в  конце  каждой  музыкальной  фразы  выполняют  два  хлопка  в  ладоши. Сменять  направление  движения  пальчиков  необходимо  на  каждую  музыкальную  фразу. Вариации  могут  быть  следующие:

Пальчики  правой  руки  «ходят»  по  левой  руке,  потом  наоборот;

Пальчики  правой  руки  «ходят»  по  правой  ноге,  потом  наоборот;

Пальчик  двух  рук  одновременно  «ходят  по  телу  в  разных  направлениях  или  равнонаправленно;

Пальчики  рук  «пошли  погулять»  по  соседу  слева,  а  потом  по  соседу  справа.

Музыкальное  сопровождение: «Пиццикато»  Лео  Делиб  ( фрагмент   из  балета  «Сильвия»).

Шалтай-Балтай

Цель: развивать сенсорный опыт, тактильную чувствительность, расширять словарный запас детей

Ход игры: ребенку-водящему (МАМЕ С РЕБЕНКОМ) завязывают глаза, остальные дети (МАМЫ С ДЕТЬМИ, ИЛИ РОДСТВЕННИКИ, ИЛИ ПРОСТО МАМА) хором произносят слова:

Шалтай-Балтай  висел  на стене.

Шалтай-Балтай свалился во сне

Куда упал? Во что попал?

Ребенок опускает руки (МАМА ОПУСКАЕТ РУКИ РЕБЕНКА) в заранее приготовленные емкости с песком, водой, горохом, мукой, семечками и т.п. и определяет их содержимое.

Для развития словарного запаса детей игру можно усложнить и предложить называть не содержимое емкостей, а свои ощущения (Холодное, сыпучее, колючее и т. п.)

Игра-приветствие  «А  где  у  нас  Виталик?»

Цель: развивать процессы самосознания, реакции  на  свое  имя, интереса  к  окружающим, освоения  имен  окружающих.

Ход игры: играющие  сидят в кругу, и по очереди  обращаются  к  друг другу,  или  это  делает  один  ведущий.

Ведущий: -А  где  у  нас  Виталик?

Взрослые: -Там,  там,  там.  (указательный  жест  в  сторону  ребенка)

Ведущий: -А  где  у  нас  Виталик?

Мама  с  ребенком: -тут,  тут,  тут (указательный  жест  на  ребенка).

«ЭТО  глазки…»

Цель: развивать  процессы  самоощущения  и  самопознания, освоение  схемы  тела.

Ход игры: называя, показывают части тела.

Это- глазки, вот,  вот,  вот.

Это – ушки, вот,  вот,  вот.

Это - носик, это-ротик.

Там- спинка, тут-животик.

Это – ручки: хлоп, хлоп, хлоп.

Это- ножки: топ, топ, топ.

Игра  «Велосипед»

Цель: развивать  процессы  самоощущения  и  самопознания, освоение  схемы  тела

Ход игры: Ведущий,  держа  ноги  ребенка   своими  руками,  делает  поступательные  движения  вперед:

- Ехали  медведи  на  велосипеде,

 Далее  ведущий  держа  ноги  ребенка   своими  руками  делает  поступательные  движения  назад:

-а  за  ними  кот,  задом-наперед,

делает  поступательные  движения  вперед:

-А  за  ним  комарики,  на  воздушном  шарике.

Игра  «Большие  и  маленькие  ноги»

Цель: развивать  процессы  самоощущения  и  самопознания, освоение  схемы  тела, снижение агрессивной энергии.

Ход игры: Ногами,   лежащего  на  ковре  ребенка,  работает  ведущий   в  ритме  четверостишия:

-Большие  ноги  идут  по  дороге,

-Маленькие  ножки  бегут  по  дорожке.

Игра  «Я  по  мячику  стучу»

Цель: развивать реакции  на  свое  имя, интереса  к  окружающим, освоения  имен  окружающих, освоение  направленных движений.

Ход игры: Ведущий: -Я  по  мячику  стучу,  мяч  Виталику  качу!

Игра с мыльными пузырями.

Цель:  развитие сенсорной сферы(зрительной, тактильной), эмоциональной(ребёнок получает удовольствие от игры, учится у взрослых адекватному выражению эмоций радости), интеллектуальной( ребенок запоминает порядок очереди надувания и лопания пузырей (например, кто за кем надувает), волевой( ребенок ждет своей очереди, обучаясь самоконтролю, терпению).

Ход игры: Данная игра заключается в надувании мыльных пузырей и их лопании. Дети(МАМА С РЕБЕНКОМ) и взрослые по очереди надувают пузыри и так же по очереди их лопают.

Игра «Гуляки»

Цель: сенсорная  стимуляция  ребенка, мозжечковая  стимуляция, стимуляция  эмоционального  взаимодействия  ребенка  с  родителями  или  близкими  людьми, включение  эмоциональной  зависимости  ребенка  от  близкого  человека.

Ход игры: родители, родитель и  близкий  для  ребенка  человек (волонтер), берут  ребенка  за руки,  ноги и  начинают  медленно и  постепенно  раскачивать  приговаривая:

В поле  бродили  трое  Гуляк,

Эти  Гуляки  делали  так:

Апчхи, Апчхи, Апчхи!!!!  

На последнюю  строчку взрослые  3 раза немного приподнимают  ребенка  над  поверхностью,  создавая  ситуацию  полета,  и затем  плавно  опускают  ребенка  на  мягкий  мат  или  мягкий  модуль.

Как правило,  детям  очень нравится эта  игра,  и  они  начинают  опять  обращаться  к  родителю за  повторением, тем  самым  активизируя  интерес  к  регулируемому  взаимодействию,   и  для  получения дополнительного  эмоционального  отклика.  Взрослый,  пользуясь  интересом  ребенка,  по  нарастающей  может  начинать  приучать  его  к  правилам,  сначала  этой  игры,  а  затем  других  игр.

В  ситуации,  когда  ребенку  противопоказаны  такие  виды  движений, как  свободное  провисание  на  руках  и  ногах,   или  у  него  недостаточно  соматических  возможностей при  очень  слабой  мышечной  системе,  можно  для  данной  игры  использовать  покрывало (легкое,  но  прочное),  для  раскачивания  ребенка  на  покрывале  по  той же  схеме.

 

«С  горки,  на  горку…..»

Цель: облегченная  пальчиковая  гимнастика,  тактильная  стимуляция.

Ход игры: Мама,  держа  малыша  на  руках,  или  рядом  с  собой,  проводит  указательным  пальцем  по  наружной  стороне  пальчиков  ребенка  со  словами:

С  горки  на  горку –ух!

С  горки  на  горку –ух!

С  горки  на  горку –ух!

С  горки  на  горку –ух!

С  горки  на  горку –Уух!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорные игры для детей с 1,5 до 3 лет»

Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о...

Сенсорные игры для детей 1,5-2 лет.

Сенсорные игры для детей раннего возраста своими руками....

Консультация для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Сообщение для родителей о значении сенсорных игр в жизни ребенка....

"Мастер-класс для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Практические советы по организации игрт для развития сенсорных эталонов, которые можно провести дома...

Сенсорные игры для детей с ОВЗ (Игры с водой)

Консультации для родителей.Особенности сенсорных игр Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста.Ау...

Консультация для родителей. "Сенсорные игры для детей дошкольного возраста"

quot;Сенсорные игры для детей дошкольного возраста"...