Выступление на совещании «Пути и методы повышения профессиональной компетентности педагогов в МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы»
занимательные факты по теме

Иващенко Надежда Михайловна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на тему:

«Пути и методы повышения профессиональной компетентности педагогов в МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы»

Выполнил:

старший воспитатель

МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы

Иващенко Н.М.

Имеющаяся категория: первая

Стаж работы: 9 лет

Туймазы – 2018г.

Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к первой ступени общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В образовании стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности каждого ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей». Кроме этого, Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

        Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. Итак, рассмотрим данные понятия.

        Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
        
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентностьОт того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

В нашем ДОУ работает 18 педагогов. Из них: 30 % имеют стаж более 20 лет; 4 % стаж от 15 до 20 лет; 17 % стаж от 10 до 20 лет; 17 % стаж от 5 до 10 лет; 28 % стаж до 5 лет.

Так как в нашем детском саду треть педагогов имеют небольшой педагогический стаж, у нас сложилась своя система работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, которая способствует освоению педагогов новых технологий, формированию индивидуального и творческого стиля работы.  

Работа с педагогами по совершенствованию профессиональной компетентности осуществляется в процессе:

- самообразования;

- овладения информационно-коммуникационными технологиями;

- совершенствования проектной культуры педагога;

- методов активного обучения.

                Самообразование - важное звено в целостной системе методической работы, комплексный и творческий процесс самостоятельного постижения воспитателями методов и приемов работы с детьми.

 Наши педагоги в течении учебного года или другого периода времени углублённо занимаются проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

                В условиях реализации ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.

В качестве стимулов, поддерживающих активность можно использовать внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т.д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.

        Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности т.к. именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

            Овладение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)

                Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Владение ИКТ позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. На сегодняшний день педагогами созданы личные сайты, пополняются портфолио, оформляются презентации, способствующие обобщению и распространению своего опыта работы.

                Проектная культура педагога как часть профессиональной компетентности

               Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.

                Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

                Темы для разработки педагогами проектов, мини-проектов выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:

- предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;

- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;

- обучение педагогов умению презентовать свою работу;

- обучение педагогов технологии проектной деятельности.

                Развитие проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

В своей работе для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов наряду с традиционными методами обучения я внедряю формы и методы активного обучения: практикумы, семинары, деловые игры, дидактические игры, тренинги, мастер-классы и многое другое. Определимся с понятиями.

Совокупность всех этих составляющих помогает нам повышать профессиональную компетентность педагогов.

Особенности методов активного обучения состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества. Ведь исследования свидетельствуют о том, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) до 90%. Остановимся более подробно на деловой игре.

Технологическая схема деловой игры.

Этап подготовки

Разработка игры

  • разработка стратегии
  • план деловой игры
  • обобщение описание игры
  • содержание инструктажа
  • подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  • Постановка проблемы, целей
  • Условия, инструктаж
  • Регламент, правила
  • Распределение ролей
  • Формирование групп
  • Консультирование

Этап проведения

Групповая работа над заданием

  • Работа с источниками
  • Мозговой штурм
  • Работа с ведущими

Межгрупповая дискуссия

  • Выступление групп
  • Защита результатов
  • Правила дискуссии
  • Работа экспертов

Этап анализа и обобщения

  • Выход из игры
  • Анализ, рефлексия
  • Выводы, обобщения
  • Рекомендации

С 2013 г. ежегодна в каждом ДОУ организуется процедура внутренней системы оценки качества образования. Оценка качества реализации Программы в ДОО в процессе наблюдения в группах осуществляется по пяти образовательным областям Программы в соответствии с ФГОС ДО. Проведя самоанализ в 2016-2017 учебном году мы определили, что в нашем ДОУ не все педагоги в совершенстве могут использовать в своей практике все методы и приемы в ОО «Художественно-эстетическое развитие». И в 2017-2018 учебном году   я запланировала педагогический совет на тему «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников». Перед педсоветом мы провели неделю педагогического мастерства по ОО «Художественно-эстетическое развитие», педагоги показывали ООД по рисованию, аппликации, лепке. На педсовете был подведен итог. Прошел он у нас в нетрадиционной форме. Педагоги делились опытом работы, презентовали демонстрационный материал для ООД по художественно-эстетическому развитию «Королева кисточка», показали мастер-класс «Обучение детей последовательности рисования животных» и в конце я провела с педагогами деловую игру «Знатоки искусства» с целью повышения профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно-эстетическому развитию.

Ход игры:

Ведущий (старший воспитатель): Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на деловой игре.

Предлагаю вам пройти по стране «Творчества».

            Итак, мы начинаем. Желаю командам удачи и успехов в предстоящем состязании.

Все участники делятся на 2 команды.

Жеребьевка: на столе лежат перевернутые смайлики, каждый участник берет понравившейся ему смайлик. Затем участники должны поделиться на две команды, название которых написаны на другой стороне смайлика.

За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.

Все игроки по окончании основной части игры получают призы - канцелярские принадлежности. Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».

1 конкурс "Термины изобразительного искусства".

Команды отвечают на вопросы.

  1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
  2. Деревянный станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска (мольберт )
  3. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
  4. Краска, для  изготовления которой используются водорастворимые связующие (акварель)
  5.  Объект изображения (натура)
  6. Один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой) (карандаш)
  7. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
  8. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском (лепка).
  9.  Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
  10. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов (орнамент).
  11. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)
  12. Изображение художника самого себя (автопортрет)
  13. Способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов (аппликация).
  14.  Художник, изображающих животных (анималист)
  15. Изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки (штрих)
  16. Инструмент в виде ручки для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т. п Стержень пропитывается специальными красителями (спиртовыми чернилами) разнообразных цветовых оттенков (фломастер)

2 конкурс «Методический»

1. С чего начинается обучение лепке в 1 младшей группе?

- предметы шаровидной формы;

- предметы цилиндрической формы;

- забор из нескольких столбиков.

2. В какой возрастной группе начинается лепка животных?

- 2 группа раннего возраста;

- младшая группа;

- средняя группа;

- старшая группа;

- подготовительная группа.

3. В какой возрастной группе начинается лепка животных?

- 2 группа раннего возраста;

- младшая группа;

-средняя группа;

-старшая группа;

-подготовительная группа.

4. В какой возрастной группе начинается дежурство на занятиях художественно-продуктивной деятельности?

- 2 группа раннего возраста;

- младшая группа;

-средняя группа;

-старшая группа;

-подготовительная группа.

5. Наиболее сложный прием вырезывания для детей средней группы?

- полоски;

- гармошкой;

- округлые формы;

- симметричные формы;

- прямоугольники и квадраты по диагонали.

6. При демонстрации приемов работы наклеивания педагог располагает бумагу и клеенку:

- на вертикальной поверхности;

- на горизонтальной поверхности.

7. В какой возрастной группе начинается освоение техникой работы ножницами?

-2 младшая группа;

-средняя группа;

-старшая группа;

-подготовительная группа.

8. На аппликации процесс выкладывания педагог демонстрирует:

- на столе;

- на фланелеграфе, мольберте или доске.

3 конкурс «Живые картинки»

Команды получают репродукции картин. По очереди им предстоит средствами пантомимы показать их. Одна команда изображает, а другая – отгадывает. Затем команды меняются ролями.

(«Три богатыря», «Алёнушка» В.М. Васнецов, «Тройка» В.Г. Перов, «Опять двойка» Ф.П. Решетников, «Девочка на шаре» Пикассо, «Сватовство майора» П.А. Федотов.)

4 конкурс «Художественные материалы»

Каждая команда называет художественные материалы, используемые в детском саду методом пин- понга (кидают мяч друг другу) выигрывает та команда, которая назвала последней. (пр. карандаш, кисточка, краски и т.д.)

5 конкурс «Великие художники»

Обе команды решают электронные ребусы.  За каждый правильный ответ присуждается фишка. В итоге выигрывает та команда, которая набрала больше фишек.

Ведущий: В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей не легкой, но интересной работе.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

        В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов можно определить прямую зависимость качества образования и воспитания в дошкольном учреждении от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

В результате работы с педагогами по совершенствованию профессиональной компетентности позволило нам выйти на такие результаты:

  • стабильность оптимального уровня освоения детьми программы на протяжении более 5 лет;
  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой;
  • рост педагогической компетентности воспитателей, уровня их квалификации

(в 2016-2017 учебном году: 17% педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 34% - первую квалификационную категорию; 49% - без категории;

в 2017-2018 учебном году: 28% педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 40% – первую квалификационную категорию; 17% –соответствуют занимаемой должности и 15 % - без категории).

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Современный педагог ДО – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек.

Список использованной литературы

  1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.
  3. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ.  2006.  № 6.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ.2010. № 3.
  6. Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

Тестирование как метод повышения профессиональной компетентности педагога.

Тестирование как метод повышения профессиональной компетентности педагога.Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства...

Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

В презентации раскрываются основные пути повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения...

Проект "Самообразование - как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Самообразование может стать эффективным условием повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ, если:- работа с педагогами  в ДОУ осуществляется через совершенствование теоретического уров...

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений  «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...