«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
статья (старшая группа) на тему

Головко Людмила Борисовна

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 56 «Искорка»

Выступление на педагогическом часе

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Воспитатель:    

Головко Л.Б.

20.01.2017 год

 

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

1 этап. Теоретическая основа методики интеллект - карт.

Метод интеллект - карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

План в виде интеллект карт дает нам ряд преимуществ:

• Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали.

•Легко дополнять план. Если нужно добавить новый шаг,  просто рисуем новую ветку и план становиться более подробным.

•Легко увидеть первоочередной фронт работ. Когда все шаги перед глазами, то меньше шансов, что завязнем в мелких, второстепенных шагах. И не выполним самые важные

Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи: 

-Развивать психические, познавательные функции.

-Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.

-Развивать интересы детей, любознательность  и познавательную мотивацию.

- Развивать общение и взаимодействие  ребенка  с взрослыми и сверстниками.

-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции  собственных  действий.

-Развивать социальный и эмоциональный  интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность  к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать воображение и творческую активность.

-Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

2 этап.

Составление интеллект-карт по закреплению и обобщению материала по еженедельным лексическим темам.

Общий алгоритм составления интеллект-карты:

1.В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций  по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю)  вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.

Интеллект-карта по изученной теме «Домашние животные и их детеныши»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Домашние животные и их детеныши».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.

5. От каждого животного также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь ( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме).

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений

7. Дети составляют предложения.

Интеллект-карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема « Волк».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются слова-ассоциации по теме.

-место обитания.

-семья.

-способ добычи пропитания.

-опасность.

-способ защиты.

5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь.( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.

7. Дети составляют предложения, рассказ.

Дальнейшие карты заполняются аналогично.

    Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог бы никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков, при этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок, подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.

Составляя интеллект-карты дети знакомятся с изобразительным способом предоставления информации – картой. В качестве условных заместителей (по договоренности с детьми) могут выступать символы разнообразного характера.

А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний дошкольников; повышению уровня качества этих знаний; проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Работа над составлением интеллект-карт по итогам

лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

Интеллект-карта «Дикие животные наших лесов»

2015-03-05 15.28.40.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект с использование метода интеллект-карт на тему: «Олимпийские игры»

предлагаю Вашему вниманию план-конспект с применением интеллект-карт на тему: "Олимпийские игры". Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста, педагогов, родителей. Подобранный ...

Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Презентация для педагогов по теме  "Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста"...

«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками

При составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга.Интеллект-карта основана на ассоциативном мышлении. Ассоциация – это связь между отдель...

Использование "Интеллект-карт" в работе с дошкольниками

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации....