Консультация для педагогов "Создание условий, способствующих реализации познавательного развития дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Светлана Юрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Консультация для педагогов

 «Создание условий, способствующих для реализации познавательного развития воспитанников»

                                                     

Воспитатель: Петрова Светлана Юрьевна

                                                   

 Творческая группа по направлению

«Познавательное развитие»

                                                                     

г. о. Электрогорск

сентябрь, 2018 год

1 слайд: заголовок

2 слайд: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пять образовательных областей. Сегодня мы подробно рассмотрим образовательную область: «Познавательное развитие», ее сущность, задачи, способы и методы ее реализации.

3слайд: Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ребѐнка нет желания учиться». ФГОС  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

 4 слайд: ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

 - развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;

 - развитие воображения и творческой активности;

 - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.

5 слайд: Вопрос: назовите основные направления ОО «познавательное развитие» Ответ (на слайде): ФЭМП, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы.

 6 слайд На данном слайде представлены основные стадии познавательного развития Первая стадия - любопытство: для нее характерно избирательное отношение ребенка к любому предмету, обусловленное чисто внешними сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребенок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. Вторую стадию познавательного развития определяют как любознательность, которая представляет собой стремление ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правила, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.

7 слайд: Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на детские вопросы «Почему трава зеленая? Для чего корове хвост? Почему солнце светит?» Новым качеством познавательного развития является познавательный интерес. Он характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. Наличие познавательного интереса у дошкольников усиливает эффект воспитания, развития, обучения. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью ребѐнка.

8 слайд: К высшему уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность. Педагоги-психологи определяют познавательную активность как самостоятельную, инициативную деятельность ребѐнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.  Познавательная активность не является врождѐнной. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Уровень еѐ развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

 9 слайд Дошкольный возраст наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, как утверждает ряд учѐных, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, нейтрализуются: ребѐнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. В связи с этим ученые выделяют ряд условий, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

  Создание обогащѐнной предметно-пространственной среды

  Включение занимательности в содержание занятий;

 Создание проблемно-поисковых ситуаций;

  Вовлечение в выполнение творческих заданий;

  Интеграция разнообразной деятельности;

  Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребѐнка к явлениям, предметам и видам деятельности;

 Организация экспериментирования;

 Использование проектирования

 10 слайд: Познавательное развитие осуществляется через интеграцию всех видов детской деятельности с учетом их возрастных особенностей. Ранний возраст:

- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

 - Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

- Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

 - Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

 - Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

 - Элементарное конструирование

- Двигательная деятельность

Дошкольный возраст:

- Игровая деятельность

 - Коммуникативная деятельность

 - Познавательно-исследовательская деятельность

 - Восприятие художественной литературы и фольклора

 - Самообслуживание и элементарный бытовой труд

 - Конструирование из разного материала

 - Изобразительная деятельность

 - Музыкальная деятельность

 - Двигательная деятельность

 11 слайд Познавательное развитие в детском саду реализуется через такие вариативные формы образовательной деятельности как:

 - НОД: занятия-путешествия, занятия-экспериментирования, игры-занятия, занятия-наблюдения, комплексные, интегрированные

- Игры (игры-экспериментирования с различными материалами и веществами; интерактивные игры; дидактические игры)

 - Целевые прогулки

 - Экскурсии

 - Элементарный труд в природе

. – Проекты

 - Самостоятельная деятельность

 - Совместная деятельность

 - Праздники, развлечения

12 слайд Большое значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, развивающая предметно-пространственная среда. Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность. Область «Познавательное развитие» представлена в группе следующими уголками:

 - Уголок ФЭМП (сенсорика)

 - Уголок природы

 - Уголок экспериментирования

 - Уголок конструирования

 В группе обязательно наличие детской познавательной литературы (энциклопедии, тематические познавательные книги). Совместно с детьми воспитатели оформляют самодельные книжки – малышки по различным темам. Обязательно в группах должны быть настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учѐтом возраста, тематики изучаемого материала, а также аудиотеотека и видеотека.

13 слайд Таким образом, ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности. При этом организация познавательной деятельности чѐтко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду. Развитие познавательной активности дошкольников способствует интеллектуально-нравственному развитию личности ребенка, приобретению им опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру формированию предпосылок учебной деятельности.

Список литературы

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.

Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников"

Материал предназначен для педагого ДОУ.  Проектирование познавательно-исследовательской детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помога...

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.В ФГОС используются три термина: «познавательное развит...

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

МБДОУ Детский сад №18 Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»Подготовила: Казакова С.В.Одним из направлений деят...

Консультация для педагогов ДОО на тему: " Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность"

Данная презентация знакомит педагогов с видами проектов в ДОО, которые можно использовать в своей работе. Подробнее останавливается на каждом из видов проетка. Надеюсь, что данная консультация поможет...

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников"

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основныхположений, понятий и принципов ФГОС ДО.Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к реализации ФГОС.Развивать умени...

Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников

Проектная работа в ходе которой дети получают определённые знания по теме "Бумага"...