Методы психокоррекции в логопедии
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

В консультации педагоги могут ознакомиться с основными психологическими механизмами коррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений. Консультация может быть полезной не только логопедам, но и другим педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d._-_metody_psihokorrektsii_v_logopedii.docx55.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 326

E-mail: petushоk@guostrj.ru, тел/факс (38259) 5-44-60

Тема: «Методы психокоррекции в логопедии»

Подготовила: Митракович Любовь Васильевна, учитель-логопед МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области

г. Стрежевой, 2018 г.


Содержание:

Введение        3

Методы психокоррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений        5

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры        7

Сказкотерапия – метод психологической коррекции в логопедической практике        13

Заключение        18

Список использованной литературы        20


Введение

Основной задачей логопеда является оценка речевого развития ребенка. Путем выяснения уровня развития ребёнка, например, правильности произношения звуков, достаточности запаса слов, умения составления фраз, практических навыков речевого общения, логопед составляет общую картину речевого развития ребенка и определяет приоритетные направления своей деятельности.

У ребенка школьного возраста оцениваются навыки грамотного письма и чтения. Как правило, у детей старшего возраста оцениваются неречевые способности, степень развития образного мышления, возможность ориентироваться в пространстве, навыки рисования, конструирования, логического и конструктивного мышления, навыки последовательного изложения.

Очень часто родители малышей задают вопрос – когда следует обращаться к логопеду? Не следует откладывать визит к логопеду в случае, когда при общении с ребенком вы замечаете неправильное произношение звуков, заикание, непонимание речи, отставание речевого развития ребенка[9].

К логопеду следует обращаться, если:

  • - ребенок в возрасте двух-трёх месяцев не воспроизводит звуки гуления;
  • -ребенок в возрасте шести-семи месяцев не лепечет;
  • -малыш в возрасте одного года не произносит звуки;
  • -малыш в возрасте двух лет не говорит слов;
  • -в 3-3,5года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
  • -в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
  • -в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании) [1].

Чем может помочь логопед Вашему ребенку?:

  • Провести логопедический массаж
  • Справиться с проблемой задержки развития речи в раннем возрасте
  • Научить правильно произносить звуки
  • Научить ребенка самостоятельно составлять рассказы, пересказы
  • Обучить ребенка грамоте, чтению и письму
  • Справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией)
  • Сформировать слоговую структуру слова
  • Сформировать правильный темп речи (при тахилалии и брадилалии)

Очень часто нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства, связанного с поражением головного мозга. Поэтому если логопед направляет Вашего ребенка на консультацию к неврологу или психологу, не нужно воспринимать это как желание навредить вашему малышу. Раннее выявление проблемы, начатое лечение или психокоррекция только усилят эффективность занятий над развитием речи.


Методы психокоррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на, исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Наиболее популярными методами в психокоррекции являются такие методы:

  • игротерапия,
  • психогимнастика,
  • арттерапия.
  • музыкотерапия,
  • библиотерапия.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание тою, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Общие показания к проведению игротерапии:

  • социальный инфантилизм,
  • замкнутость,
  • необщительность,
  • фобические реакции,
  • сверхпослушание,
  • нарушения поведения и вредные привычки,
  • неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игровая психотерпия эффективна как помощь при:

  • выдергивании волос;
  • коррекции селективного мутизма;
  • агрессивности в поведении;
  • как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей;
  • подвергающихся насилию и заброшенных детей;
  • как средство снижения страхов;
  • стресса и тревожности у госпитализированных детей;
  • при коррекции затруднений в чтении;
  • успеваемости детей с затруднениями в обучении;
  • отставании в речевом развитии; лечении заикания;
  • облегчение состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желче-выводящих путей и др.);
  • улучшении «Я-концепции»; снижении тревоги при расставании с близкими.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3. Формирование (наряду игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудичества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт-терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны других. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»)- Эмоциональная заинтересованность активирует и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.

Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения арт-терапии.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии:

  • рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;
  • библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
  • музыкотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт-терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия.

Показаниями для проведения арт-терапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития,

  • актуальный стресс, депрессия,
  • снижение эмоционального тонуса,
  • лабильность, импульсивность эмоциональных реакций,
  • эмоциональная депривация клиента,
  • переживания эмоционального отвержения,
  • чувство одиночества,
  • наличие конфликтов в межличностных отношениях,
  • неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность,
  • повышенная тревожность, страхи, фобические реакции,
  • негативная "Я-концепция»,
  • низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка,
  • низкая степень самопринятия.

Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях: тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудного ей общения, замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Коррекционные задачи музыкотерапии вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей с нарушениями речи (нарушений координации; чувства ритма; двигательных внимания и памяти; повышенного мышечного тонуса; равновесия; общей и мелкой моторики; перенапряжения голосовых складок; голоса; недостатков дыхания; трудностей артикуляции; нарушений мимики; повышенной утомляемости; эмоциональной неустойчивости и проблем общения).

Именно это определяет следующие задачи:

  • развивать двигательную сферу, мышечную активность; координацию движений; движения рук и мелкой моторики; учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
  • развивать музыкальный слух (ритмический, динамический, звуко-высотный, тембровый);
  • совершенствовать подвижность органов артикуляции;
  • развивать правильное речевое дыхание;
  • учить исполнять знакомые песни эмоционально выразительно;
  • учить петь в разных темпах, умеренно громко, умеренно тихо, напевно;
  • учить петь без напряжения, естественным голосом, в удобном диапазоне:
  • инсценировать содержание детских песен игрового плана (развитие связной речи);
  • формировать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов; колокольчики, барабан, маракасы. цимбалы и пр.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

- измененные - для их нормализации;

- нормальные - для их уравновешивания.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья. Нарушения взаимоотношений могут быть следствием двигательной расторможенности, а также коммуникативными затруднениями детей с проблемами в речевом развитии.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и др.), изживаются невротические проявления (страх и различного рода опасения, неуверенность).

Дети, с которыми я работаю, имеют заключение «общее недоразвитие речи». Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. В дополнение к традиционным методам воздействия, я тоже использую  нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Ниже приведены примеры нетрадиционных методов, которые я использую в работе

Пальцевый массаж:

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или пластмассовыми шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж игольчатыми мячами;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

Игры для развития мелкой моторики:

  1. Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения используется пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.
  2.  Упражнение с пинцетом. В разные ёмкости (у меня невысокие баночки)  пинцетом можно перекладывать бусинки, камешки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
  3.  Наматывание ниток. Нитку надо наматывать на палец, затем сматывать снова в клубочек. Можно использовать карандаши, игрушки.
  4. Выкладывание с помощью тех же ниток различных фигур. Мы выкладываем предметы, картинки, соответствующие лексической теме.
  5. Сортировка крупы. Требуется рассортировать различные виды круп с помощью пинцета или вручную.
  6. Выкладывание из крупы дорожек или контуров, нарисованных на картоне
  7. Игры с прищепками Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. У меня имеется подборка различных картинок, изображающих насекомых, деревья, животных и т.д. С помощью прищепок ребёнок дополняет недостающие части предмета.

Сказкотерапия – метод психологической коррекции в логопедической практике

Чтобы понять, что такое сказкотерапия, нужно осознать, зачем вообще создавалась сказка. Мы знаем, что все жанры народного творчества чему – то учат. Так, сказки представляют сюжеты, в которых показано, что нужно быть добрым, сообразительным, смелым, справедливым.

Но в современном обществе эти качества утрачивают свою ценность, поэтому дети относятся к народным рассказам как забавным приключенческим историям.

Но мы, взрослые, с вами знаем, что сказка обладает скрытой мудростью. В древности, когда не было психологов, психотерапевтов, учителей в школе с воспитательными программами, родители учили детей, как поступать в жизни, с помощью коротких поучительных историй.

В них действовали любимые герои, поэтому истории хорошо запоминались и надолго оставались в памяти.

За период детства у малыша складывался целый банк поведенческих примеров. По сути, ребенок, выходя во взрослую жизнь, имел для себя примеры поступков в любых жизненных ситуациях [13].

Неплохо? Не всякий ребенок в наше время при наличии книг, интернета и других приспособлений может похвастаться таким багажом!

Но современные педагоги решили обратиться к опыту наших предков. Сегодня сказкотерапия выступает как средство формирования и развития речи дошкольников и коррекции поведения.

Методика доказала свою эффективность: малыши действительно меняют свое поведение под влиянием сказочных сюжетов, стараясь подражать любимым героям.

Вспомните, как действуют многие родители, если ребенок капризничает или ведет себя плохо? Они начинают кричать, угрожать, принуждать, но эти методики, как показала практика, малоэффективны.

Ребенок начинает капризничать, противиться или вовсе действует наоборот. А теперь давайте придумаем сказку, чтобы она полностью отвечала поставленной задаче.

Если не можете придумать, обратитесь к сказкам разных народов и найдите подходящую. Но лучше будет, если вы все-таки придумаете сказку, более близкую именно вашему положению.

Примеры сказок могут быть разнообразны. Допустим, малыш все время берет чужие вещи, и никакие доводы или угрозы на него не действуют.

Сядьте с ним удобнее и сочините историю о том, как один мальчик постоянно брал чужие вещи, и поэтому с ним произошла неприятность (например, взял чужую сумку, а в ней оказался ларец с темными силами; съел без спросу яблоко и превратился в козленка и т. д.).

Когда ребенок осознает свою ошибку, можно ввести в историю волшебника, который мальчика расколдует.

Но важно сделать для ребенка акцент: счастливый конец и исцеление произошло тогда, когда малыш осознал свою ошибку и исправился. Это самое важное в сказкотерапии!

Так можно корректировать не только схемы поведения детей, но и избавлять их от вредных привычек [2].

Удивительно, но в психотерапии сказкотерапия находит применение даже для лечения взрослых! Оказывается, даже мы верим в придуманные истории и стремимся подражать героям!

Сфера использования сказкотерапии может быть довольно широка. Истории можно сочинять в детском саду, в детском эстетическом центре, на занятиях с психологом. Причем не обязательно это делать индивидуально с каждым ребенком.

Дети сами могут быть создателями таких историй. Для дошкольников подойдут простые сюжеты со знакомыми героями из мультфильмов или фольклора. Главное, чтобы они нравились детям и были им близки.

Сюжеты традиционных сказок можно менять, подстраивать их под реалии современности, чтобы они были более понятны ребятам.

Так, колобок мог обхитрить лису и вернуться к дедушке и бабушке, осознав, что поступил неправильно, уйдя из дома. Три поросенка могут строить коттедж (если занятия проходят со старшими детками).

В целом, сюжеты народных сказок настолько совершенны, что менять их не приходится, а освещенные в них моральные принципы остаются актуальными в любое время.

Сказкотерапия хороша не только для коррекции поведения, но и подходит для совершенствования речи. Можно сочинить начало истории и попросить придумать ее окончание. Дети должны придумать конец в соответствии с поставленной задачей?

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие [6]. Представляю вашему вниманию материал по развитию речи и коррекции имеющихся недостатков речи, посредством использования метода сказкотерапии.

Им нужно научиться быть вежливыми? Пусть волшебник выручит их, когда летки усвоят волшебное слово «пожалуйста». Нужно стать послушным? Герой получит вознаграждение за то, что слушался старших.

Пока малыш будет рассказывать, он будет учиться строить предложения, использовать новые слова и верно произносить звуки (конечно, с помощью взрослых).

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия широко применяется не только в психологической, но и в логопедической практике. В логопедических детских садах малышей просят сочинить такую сказку, придумать собственных героев, которые в процессе сказок становятся лучше.

Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому многие логопеды используют элементы сказкотерапии в практике.

С помощью этого метода коррекции речи можно учить малыша вежливым словам, стандартным выражениям. Сказки хороши тем, что в них часто повторяются одни и те же слова и выражения [7]. Это позволяет ребенку их запомнить и к месту применять в жизненных ситуациях.

Сказкотерапия, основанная на многовековом опыте предков, позволяет направить развитие речи и поведение ребенка в нужное русло, причем этот прием доступен каждому родителю.

Основной формой реализации коррекционной работы по формированию правильного произношения звуков, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 в неделю, по 15-20 минут с каждым ребенком. Элементы сказкотерапии в традиционное занятие я включаю 3-4 раза в месяц с каждым ребенком, такое занятие занимает не меньше 20 минут.

Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по автоматизации звуков являются следующие этапы:

1. Организационный момент. В основном сопровождаю данный этап следующими словами: «Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас нам необходимо сделать наш язычок послушными».

2. Артикуляционная гимнастика, провожу в форме логопедической сказки.

3. Работа над изолированным звуком. Многократное произнесение звука, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, развитие просодических компонентов речи. На данном этапе мы с ребенком уточняем уклад артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука. Определяем, на что похож по звучанию изучаемый звук.

4. Ритуал «входа в основную сказку». Для входа в волшебную страну проводится ритуал. Ритуал входа в сказочную страну сопровождаю вопросами: «Ты любишь сказки? Сегодня я предлагаю тебе отправиться в путешествие в сказочную волшебную страну, где мы возможно встретимся со сказочными ведомыми существами».

5. Повторение. На этом этапе мы с ребенком вспоминаем то, что делали на прошлом занятии, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Задаю ребенку вопросы о том, что было на прошлом занятии; что он помнит; как ему помог приобретённый опыт, в самостоятельной речи, стали ли его лучше понимать сверстники, родители, воспитатели.

6. Расширение. На данном этапе занятия рассказываю ребенку логопедическую сказку по автоматизации изучаемого звука. Сопровождаю рассказывание сказки показом иллюстраций, игрушек, кукол соответствующих сюжету сказки. Сама при этом, образно превращаюсь в волшебницу, или в фею, и создаю вокруг себя волшебную страну [8]. Также необходим, хотя бы один волшебный атрибут: палочка, цветок, шапка.

Применять игровые приемы в зависимости от цели занятия – автоматизация в слогах, словах, предложениях и связной речи. Если, например, цель занятия автоматизация заданного звука в слогах и словах, то после прочтения сказки, прошу ребенка перечислить все слова, которые он услышал с заданным звуком. Вместе с ребенком определяем позицию звука в слове, затем ребенок придумывает другие слова с заданным звуком, который находится в начале, середине или конце слова.

Если цель занятия автоматизация заданного звука в предложениях, то применять следующие приемы: например: «Прослушай сказку и добавь одно предложение так, чтобы сказка оказалась завершенной по смыслу». Ребенок выбирает вариант предложения: самое веселое, самое грустное, самое фантастическое окончание сказки или предлагаю ребенку свои окончания. Если цель занятия автоматизация заданного звука в связной речи применяю следующие методы: пересказ сказки; составление новой сказки (придумывание). Метод пересказа сказки, этот метод способствует внедрению изучаемого звука в связную речь. Пересказ – это легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь. Непосредственное обучение пересказу проходит по следующей схеме: первое прочтение сказки без установки на запоминание. Цель этого этапа целостное эмоциональное восприятие; второе прочтение с установкой на запоминание; беседа по содержанию. Цель данного этапа усвоение содержания произведения; третье прочтение сказки с расстановкой смысловых акцентов, выделение смысловых отрывков. Непосредственно пересказ сказки ребенком [4]. Следующий прием, который применяем на логопедическом занятии с внедрением логопедических сказок – это составление новой сказки (придумывание) – значительно сложнее пересказа, к этому приему можно переходить только тогда, когда пройдет успешное усвоение приема пересказа.

В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:

1. По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия опоры). Сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.

2. По представлению (в их основе лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).

3. По воображению (это придуманные сказки, представляющие собой результат детской фантазии). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.

Мною обобщён опыт работы в использовании сказок с детьми, имеющими речевые нарушения, а также опыт работы по использованию приёмов кинезиотерапии в коррекции речевых нарушений (прилагается)


Заключение

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самих ранних лет. В этой связи важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, письма. Любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми кому лучше отправить записку, а кому телеграмму, кому письмо. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное) [1]. Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности, устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность. Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, можно создать элемент неожиданности, загадочности. Для этого можно предложить детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка (например: «Жи – бы – де – ба – бы – у – ни – ку – ре – сне – ку – ря).

Применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных) возникающих у детей дошкольного возраста, подростков и взрослых.

Сказкотерапия для нас является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, испытывающими затруднения в учебе или поведении.

Таким образом, работая со сказками, мы не только решаем с их помощью большой пласт психологических проблем, но и может открыть именно ту острую проблему, которая и требует решения с помощью психолога.

Сказка позволяет ребенку отреагировать те эмоции, которые не находят адекватного выражения в реальности. Например, в сказочной канаве можно рычать, отказываться от общения с другими персонажами, нянчить беззащитного младенца и даже самому побыть им.

В сказке можно реализовать нереализованное, например притязание на признание. Здесь можно быть Героем, Спасителем, Красивой Девушкой, Волшебником.

Сказка расширяет диапазон не только ролей, но и моделей поведения, знакомых и доступных ребенку. Как можно мириться, предлагать помощь, утешать, заботиться, побеждать – увы, от каждого ребенка эти навыки требуются, но мало кого этому учат.

Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному.

Работа со сказкой – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

При рассказе сказки, кроме иллюстраций, предлагается использовать схемы и модели, отражающие идею сказки – это не случайно [13].

Результаты последних психолого – педагогических исследований убеждают в том, что ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические. Предлагаемые схемы и модели помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию.


Список использованной литературы

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 381 c.
  2. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок впсихотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
  3. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Владос, 2011. - 970 c.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.
  5. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2014. - 342 c.
  6. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
  7. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О.И. Каяшева. - М.: Бахрах-М, 2015. - 304 c.
  8. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 396 c.
  9. Логопед 2013/10. - М.: Сфера, 2013. - 369 c.
  10. Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2013. - 128 c.
  11. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. - М.: Астрель, 2010. - 714 c.
  12. Тинин, В.А. Комплексное восстановление речи у взрослых пациентов. Альбом логопеда / В.А. Тинин. - М.: Инфра-М, РИОР, 2017. - 480 c.
  13. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

средства и методы психокоррекции детей, имеющих речевые нарушения

средства и методы психокоррекции детей, имеющих речевые нарушения...

Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников

Уже давно занимаюсь музыкотерапией, аэтот метод даёт положительную динамику в эмоциональной сфере детей. Решила поделиться своими наработками,предлагаю вашему мнению статью....

презентация " Музыкотерапия, как один из методов психокоррекции."

Существует множество  способов воздействия на человека, но, вне всякого сомнения. музыка на протяжении многих веков остаётся одним из самых значимых методов психологической коррекции....

МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ЛОГОПЕДИИ

ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОДЛЕЖАТ НЕДОСТАТКИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ И НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ СОБОЙ ТАКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ ДОВОЛЬНО РАНО И В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ. ПСИХ...

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

Анималотерапия как эффективно-естественный метод психокоррекции

Анималотерапия - это метод оказания психологической помощи через использование различных животных: кошек, собак, лошадей, дельфинов и некоторых насекомых....

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста по теме: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

    Индивидуальная программа профессионального и личностного роста по теме: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...