Мини Музей "В гостях у сказки"
материал (средняя группа) на тему

Мурманская Екатерина Дмитриевна

  Значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном

музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Причем не только он сам, но и его родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Мини-музей

«В гостях у сказки».

(паспорт)

 

   

                                                                          Автор: воспитатель Мурманская Е. Д.

Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно

убеждает, особенно врезается в память,

толкает мысль…

Н.К. Крупская

          Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание

любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в

том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая

миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции

своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» -

«храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием,

изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие

природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную  ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания.  Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение

к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Школьные

музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной

культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения

и воспитания. В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный

процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное

наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Семьи наших воспитанников проживают в удаленном от культурного центра посёлка.

Мест, куда можно сходить с ребенком, провести познавательную экскурсию или просто

провести время со своим ребенком   практически нет. В то же время многие

родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им

не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на

базе образовательного учреждения.

  Значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном

музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Причем не только он сам, но и его родители.

Процесс социализации воспитанников связан с освоением норм и ценностей, принятых в современном обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении

воспитанников к существующим нормам и ценностям.

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.

Цель создания музея – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.

Задачи:

для воспитанников и родителей (законных представителей):

формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со

сказкой;

систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые

помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,

способствовать социализации;

оптимизация интереса к чтению художественной литературы на базе библиотеки;

расширение кругозора детей, знакомство с музеями;

развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;

организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.

для педагогов:

обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с

детьми, родителями (законными представителями), педагогами;

создание музейного собрания, воспроизводящего основной перечень сказочных предметов и известных героев сказок (сказка-герой-предмет);

обогащение предметно – развивающей среды;

включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики;

формирование активной жизненной позиции;

накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру,

формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой

личности.

Основные принципы построения экспозиции музея «В гостях у сказки»:

Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.

Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.

Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким,

чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей

дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Виды детской деятельности:

игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные,

настольные игры, пазлы);

продуктивная (поделки, рисунки);

коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);

познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг - совместно

с родителями (законными представителями), воспитателями);

чтение художественной литературы (дети являются читателями библиотеки, созданной

на базе музея).

Предполагаемый результат работы музея.

 Музей способствует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, повышению его эффективности в обучении и воспитании дошкольников, позволит значительно повысить качество и эффективность нравственного и патриотического воспитания, будет способствовать активной социализации и воспитанию творческой личности ребенка средствами музейной педагогики.

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только

тогда станет неотъемлемой частью общего организма учреждения, если педагоги будут

широко использовать его экспозиции и фонды в воспитательно-образовательном процессе.

Эффективность использования музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.

Музей в образовательном учреждении помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея,

в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка,

любящей свою Родину, свой народ.

Планируемая образовательная деятельность музея «В гостях у сказки» в полной ме-

ре может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников,

достижению поставленных целей и задач.

Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных

показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.

Характеристика помещения:       мини-музей расположен на полках  и стендах в логопедическом кабинете. Занимаемая площадь 2 кв.м.

Характеристика музея:         

                            Экспонаты мини-музея

Наименование экспоната

Описание экспоната

1

Герои сказок

Куклы, одетые в персонажей сказок, вязаные игрушки

2

«Волшебные» предметы

Предметы – атрибуты сказок

4

Игры:                                  «Узнай сказку»

                               «Расскажи сказку»

«Лиса и заяц»

                                                                                                              На картоне наклеены картинки с изображением героев сказок. Нужно угадать сказку      

Покупная дидактическая игра  

 Покупная дидактическая игра                                                  

5

  «Сюжетные композиции»

Сюжетные композиции к сказкам «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Снежная королева», «Курочка Ряба»

6

Портреты сказочников

Папка с портретами сказочников

7

«Загадки про сказки»

Папка с подборкой загадок о сказочных героях

 

 Перспектива развития музея:

- пополнение разделов;

- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;

- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными( приобщение к театральной игре)2. Приучать детей  внимательно слушать, развивать речь, память...

презентация мини- музей "В гостях у сказки"

Цель, задачи, результат мини- музея...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....

Мини-музей "В гостях у сказки"

Консультация для воспитателей как можно создать и обустроить мини-музей...

Проект создания мини-музея "В гостях у сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Мини-музей В гостях у сказки

Мини- музей по духовно-нравственному воспитанию для детей раннего возраста....