Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Хасанова Гульчачак Рафаэлевна

 Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-_muzeya_v_gostyah_u_skazki.docx431.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 с. Кандры

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ                          «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

                        Составила воспитатель:

 Хасанова Г.Р.

Содержание

1.Пояснительная записка

 2. Паспортные данные  

 3. Аспекты музейной деятельности

 4. План работы по созданию мини – музея

 5. Характеристика мини – музея

 6. Ресурсное обеспечение мини- музея  

 7. План работы в мини – музея  

 8. Список литературы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно

убеждает, особенно врезается в память,

толкает мысль…

Н. К. Крупская

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.

В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную

роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Семьи наших воспитанников проживают в удаленном от культурного центра городе. Мест, куда можно сходить с ребенком, провести познавательную экскурсию или просто провести время со своим ребенком в селе   практически нет. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Социальная значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Паспортные данные

Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки»

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Толстой)

Профиль музея: познавательный, творческий.

Цель:

– эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника.

Задачи:

Пробудить в детях интерес к сказке, книге;

Воспитание бережного отношения к книге;

Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

Развитие устной речи, навыков общения;

Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

При создании мини-музея учитывались следующие принципы:

- наглядность;

- доступность;

- содержательность;

- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).

 Характеристика помещения:

 Уголок в комнате  группы.

Руководитель мини-музея:

 Хасанова Гульчачак Рафаэлевна , воспитатель.

Структура управления мини-музеем:

Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- экспозиционная;

- познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».

Ресурсное обеспечение мини- музея:

 Материально – техническое:

Аудио системы, фотоаппаратура.

Материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое:

Детская художественная литература.

Методическая литература.

Дидактические игры.

Конспекты ООД, бесед, экскурсии  по сказкам.

 Разные виды театра:

 Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, плоскостной театр.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках.

 Основные этапы проведения и реализации  работы мини- музея

Мероприятия

Задачи

Сроки

Участники

1.Подготовительный этап

Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта

1.1

Диагностирование младших дошкольников по социально – личностному развитию детей.

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

Ноябрь

2017г.

Дети младшей группы

1.2.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Ноябрь

2017г.

Воспитатели

1.3.

Изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта.

Август-сентябрь

2017г.

Воспитатели

1.4.

 

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Август-сентябрь

2017г.

 

Родители, воспитатели

 

2.Основной этап

Цель: реализация  работы мини- музея  в воспитательно-образовательном процессе

2.1.

Экскурсия в мини – музей « В гостях у сказки». Познакомить с мини- музеем, с элементарными правилами поведения в музее.

Знакомство со сказкой (чтение и рассказывание сказок, прослушивание и просмотр аудиозаписей и видеозаписей сказок):

 - «Волк и семеро козлят»,

- «Колобок»,       

- «Маша и медведь»,

 - «Кот, лиса и петух»,

- «Курочка ряба»,

-«Теремок»,

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

Познакомить с понятием «музей» и его назначением.

Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения, развивать диалогическую речь;  - повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. («Речевое развитие»);

 - развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения;

- воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние («Социально - коммуникативное развитие»);

 - воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

 Способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей.

 2018г.

 

Воспитанники

2.2.

Инсценирование  и драматизация сказок:

 - пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом»;

- инсценировка сказки «Репка»;

- инсценировка сказки  «Кошкин дом»;

- театрализованное развлечение «В гости к колобку»;

- настольный театр «Заюшкина избушка»;

- игровая программа «Три медведя»;

- обыгрывание сказки «Колобок»;

- театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки»

 2018 г. - 2019г. учебный год

Воспитанники

2.3.

Консультации для родителей:

«Как выбрать полезную сказку для малыша»,

«Роль  сказок в развитии речи ребенка»,

«Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста» 

2017г.

Родители, воспитатели

2.4.

- обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке»;

- просмотр кукольного спектакля «Теремок».

Расширять кругозор за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка  речевом общении.

2017г.

Воспитанники

педагоги

2.5

Рассматривание иллюстраций,   по сказкам

 

Развивать познавательный интерес  к сказочным сюжетам

2018-2019учебный год

Воспитанники

2.6.

Проведение дидактических игр:

 - «Узнай сказку»,

- «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»,

- «Из какой сказки герой».

Проведение настольно-печатных игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)       

Способствовать повышению уровня познавательной компетентности младших дошкольников.

  .

Воспитанники

2.7.

Продуктивная деятельность:

- лепка персонажей сказки,

-  раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Закрепить полученные знания, развить наблюдательность и активность

 

 

Воспитанники родители, воспитатели

2.8.

Сюжетно-ролевые игры по сказкам:

- «Под грибком»;

- «Кот, петух и лиса»;

- «Гуси-лебеди»;

- «Лиса и заяц».  

 

Обогащение жизненного опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей.

Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Развивать познавательные способности детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», «Труд».

 

Дети младшей группы, воспитатели.

2.9.

Досуг:     

«В гостях у сказки»»

 

Упражнять детей в узнавании сказок и отдельных героев по представленным элементам.  Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление. Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок.

 

Дети младшей группы

2.10.

Выставки поделок и рисунков младших дошкольников.

Способствовать активному участию родителей в реализации образовательного процесса.

 

Дети младшей группы, родители

2.11.

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

 

 

Дети младшей группы, родители

2.12.

Оформление презентации «Русские народные сказки».

Совершенствовать демонстрационное и методическое оснащение образовательного процесса по теме проекта.

 

Воспитатели

2.13.

Конечные результаты мониторинга.

Выявить и оценить результаты мониторинга.

 

Дети младшей группы

   

3.Заключительный этап

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации  мини- музея, определение дальнейших перспектив

 

3.1.

 

Презентация проекта «Роль сказки в жизни ребенка ».

Представить результаты  работы мини-музея  на итоговом педагогическом совете.

 

 

Воспитатели.

 

3.2.

Анкетирование и опрос дошкольников и родителей. 

Выявить мнение родителей и воспитанников.

 

Дети, родители.

Список литературы:

1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б. Ребёнок и книга. СПб. : Детство-Пресс, 1999.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Детство- Пресс, 1999.

4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. : Линка-Пресс, 2003.

5. Неизвестных И. Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.

6. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М. : ТЦ “Сфера”, 2005.

7. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.

8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

Мини – музей «В гостях у сказки»

IMG_6256.JPG

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....

Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»

Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, вообра...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятель...

Паспорт мини-музея «В гостях у сказки»

АктуальностьМногие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».Актуальность использ...