Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Горбунова Нина Петровна

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, воображению, фантазии, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей, воспитанию чувства дружбы и коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_-_muzey_v_gostyah_u_skazki.docx970.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 4 города Котово Волгоградской области

                                                                                Разработали воспитатели:

                                                                                    Щербань С.Г., Горбунова Н.П.

г. Котово 2018

Мини – Музей «В гостях у сказки»

                                                                                                                                               «Сказка – великая духовная культура народа,

                                            которую мы собираем по крохам,

                                                                                      и через сказку раскрывается перед

                                                                                          нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Толстой)                                      

Актуальность

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствуют овладению основными культурными способами деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учат ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формируют умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2 – 3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору работы над мини - музеем «В гостях у сказки».

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен мини – музей:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Цель:

 - эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника;

- создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.

Задачи:

  • пробудить в детях интерес к сказке, книге;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • воспитывать доброту, трудолюбие, отзывчивость;
  • воспитывать любовь к природе, к своим близким, к своей родине.                                    
  • формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
  • развить познавательные способности и познавательную деятельность;
  • формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями;
  • воспитывать  личность ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
  • расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
  • включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

Профиль мини-музея: 

Творческо-информационный.

Принципы работы:

  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип доступности;
  • Вариативности;
  • Многофункциональности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • Принцип опоры на интересы ребенка.

Характеристика помещения:

Музей расположен на базе ДОУ №4 г. Котово  в помещении групповой комнаты.

Мини – музей состоит из 5 разделов:

  1. Волшебные сказки (книжный)
  2. Театральный
  3. Исторический
  4. Игровой (игротека)
  5. Музейная мастерская

Руководители мини-музея:

Воспитатели:  Щербань С.Г., Горбунова Н.П..

В нашей группе был создан мини – музей «В гостях у сказки». Должность хранителя музея у нас взял на себя Домовенок Кузя.

Экспонаты музея любезно предоставлены воспитателями группы и родителями воспитанников.

Для того чтобы привлечь к мини – музею внимание родителей, мы вывешивали вот такие объявления:

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Хотите окунуться в мир сказок!

В нашей группе скоро начнёт свою работу

Мини – Музей «В гостях у сказки!»

Просим Вас принять активное участие в сборе сказочных персонажей для музея. Будем рады видеть героев русских народных сказок, волшебные предметы, которые вы любезно предоставите для наших экспозиций.

Наш музей особенный!

В музее мы сможем предложить детям назвать знакомые им предметы.

Вспомнить в какой сказке они встречаются.

Рассказать в чем заключается волшебная сила предметов.

Проговорить волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу.

Загадать детям загадки, которые спрятаны в музее.

В музее дети смогут порисовать и поиграть.

Вместе с детьми мы сможем показать разные сказки и придумать свои.

Совместными усилиями в нашем мини – музее появились сказочные герои, книги со сказками, раскраски, дидактические игры, пазлы.

Надеемся, что наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, воображению, фантазии, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей, воспитанию чувства дружбы и коллективизма.

Наш мини – музей «В гостях у сказки» стал неотъемлемой частью предметно – развивающей среды нашей группы.

Правила поведения в мини - музее:

  • Экспонаты можно трогать руками;
  • Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
  • Экспонаты нельзя ломать;
  • Можно и нужно задавать вопросы;
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

          Ожидаемый результат работы мини-музея:

  • Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
  • У детей сформируется представление о народных сказках; они понимают смысл слов «народные» сказки.
  • Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания.
  • Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения.
  • Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.

План работы по созданию мини-музея.

Этапы работы

Содержание

Участники

Сроки исполнения

Подготовительный этап

Выбор тематики мини-музея;

Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики;

Определение места размещения и дизайн оформления.

Воспитатели:

Щербань С. Г.

Горбунова Н. П.        

Родители, воспитанники.

январь 2018 г.

Практический

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

Оформление помещения для мини-музея;

Разработка перспективного плана работы мини-музея;

Открытие мини-музея.

Воспитатели: Щербань С.Г.

Горбунова Н.П.

Родители

Воспитанники

январь - февраль

Итоговый

Определение результатов работы мини-музея.

Обобщение опыта работы.

Воспитатели:

Щербань С.Г.

Горбунова Н.П.

Ст.воспитатель:

Кузнецова Е.Ю.

май 2018 г.

Музейный фонд « В гостях у сказки»

Экспонат

         описание

1. «Домовёнок Кузя»

Вязаная мягко набивная   кукла.

2. «Учёная сова»

Мягкая игрушка  

3. Кукла Маша

Кукла  среднего размера для показа театра

4. Теневой театр

Ширма, театр «Заюшкина избушка», «Теремок», «Рукавичка»

5. Театр на фланели

Фланелеграф,   «Гуси-лебеди», «Кот и Лиса», «Лиса и волк».

6. Пальчиковый театр «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три поросенка».

6 персонажей, 7 персонажей, 7 персонажей, 4 персонажа.

7. Театр Би-ба-бо

«Маша и медведь», «Три медведя».

8. Настольный деревянный  театр «Маша и медведь»

Дед, баба, домик,  девочка Маша,  медведь, деревья, подружки.

9.Театр Би-ба-бо

«Волк и лиса», «Три поросенка», «Красная шапочка», «По щучьему велению»

10. Настольный театр из бумаги  «Кот в сапогах»

 

Кот в сапогах, маркиз, король, принцесса, людоед, мышь, лев, лошадь,  карета, замок.

11. Настольный театр из бумаги

«Зимовье зверей»

12. Маски

Кошка,  лягушка, заяц, лиса, белочка.

13. Волшебные вещи

Скатерть - самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебное зеркало.

14. Сказочник

Оле - Лукойе

15. Интерактивная игрушка «Пикси»

Рассказывает стихи и сказки, поёт песни.

16. Флешка со сказками и колонка

«Колобок», «Репка», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка»

17. . DVD - диски

«Морозко», «Снеговик-почтовик», «Теремок», сказки Сутеева.

18. Телевизор

Elenberg

19. Игротека

Пазлы «Мои любимые сказки»,  раскраски, настольная игра «Герои русских сказок».

Перспективный план функционирования мини-музея.

Февраль

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей.

Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем.

Кукла «Домовёнок Кузя», «Учёная сова», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр.

Воспитатель, дети

2. Беседа: «Какие разные книги»

Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи.

Книги с русскими народными и авторскими сказками, разных форматов/

Воспитатель, дети

3. Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»;

Рассматривание иллюстраций к сказке;

Работа в мастерской мини - музея: изготовление конусного театра «Зимовье зверей».

Театрализованная игра по сказке: «Зимовье зверей».

Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя.

Книга со сказкой «Зимовье зверей», иллюстрации к сказке, бумага, клей, карандаши, фломастеры, гуашь.

Воспитатель, дети

4. Презентация мини – музея родителям. Родительское собрание с показом музея.

Показать результат cоздания музея родителям, привлечение малоактивных родителей к сотрудничеству.

 

Экспонаты музея, поделки.

Воспитатели, родители.

5. Знакомство со сказкой  «Маша и медведь».

Игра – драматизация сказки с настольным театром.

Продолжать вызывать интерес к сказкам.

Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол.

Книга со сказкой «Маша и медведь», диск с мультфильмом «Маша и медведь»,  настольный театр.        

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»,

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук.

Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски.

Воспитатели, дети

7. Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка»

Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры.

Воспитатели, дети

Март

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1. Интегрированное занятие «Домовёнок Кузя. Кто он такой?»

Создание целостного образа Домовёнка; учить делать собственные выводы, высказывать свое мнение; развивать мелкую моторику рук.

Кукла «Домовёнок Кузя».

Воспитатель, дети

2. Пальчиковый театр «Репка»

Вызывать желание действовать с  пальчиковыми куклами, вызывать желание выступать перед сверстниками.

Персонажи пальчикового театра.

Воспитатель, дети

3. Ручной труд в музейной мастерской, коллективная аппликация «Репка»

Учить детей аккуратно пользоваться клеем, располагать готовые детали в определенной последовательности, вызывать у детей радость от проделанной совместной работы.

Клей, кисточки, клеёнки, салфетки, вырезанные заготовки персонажей сказки, бумага А3.

Воспитатель, дети

4. Знакомство со сказкой   «Три медведя»

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Игры с пальчиковым театром «Три медведя»

5. Просмотр  мультфильмов,

прослушивание аудио сказок.

Вызывать интерес к авторским сказкам; подводить к различению разных видов искусства через художественный образ.

Познакомить детей с видео аудио кассетами, флешкой, дисками.

Пальчиковый  театр «Три медведя», иллюстрации к сказкам.

Магнитофон, диски, видео кассеты, флешка.

Воспитатель, дети.

Воспитатель, дети.

6. Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра на пластмассовых ложках «Три медведя»

Формировать навыки аккуратной работы; вызывать радость от результатов своей работы, учить применять поделки в игровой деятельности.

Пластмассовые ложки. Вырезанные макеты персонажей сказок, фломастеры.

Воспитатель, дети.

Апрель

1.Чтение русской - народной сказкой «Коза-дереза»

Элементы музыкального воспитания: ритмические движения под музыку.

Познакомить с русской народной сказкой «Коза–дереза»; вызвать желания запомнить песенки козы и петушка, учить ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажей.

Сказка «Коза-дереза», видеозапись сказки, телевизор

Воспитатель, дети.

2. Прослушивание на флешке  русской народной сказки «Теремок»

Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки

Персонажи сказки.

Воспитатель, дети.

3. Просмотр фильма «Лиса и заяц»;

Театрализованная игра настольным театром «Лиса и заяц».

Обсуждение с детьми героев сказки, их поступков;

Учить интонации во время игры, передавать голосом характерные особенности героев сказки.

Диск со сказками, настольный театр «Лиса и заяц».

Воспитатель, дети.

4. Викторина «Отгадай из какой сказки»

Закрепить знания и содержание сказок, учить отвечать на вопросы, высказывать своё мнение.

Книги, игрушки, персонажи сказок, сказочные предметы, загадки.

Воспитатель, дети.

5. Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра из стаканчиков «Репка».

Формировать навыки аккуратной работы; вызывать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки, воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться.

Стаканчики пластиковые, цветная бумага, клей, фломастеры.

Воспитатель, дети.

6.Игры в музейной игротеке по выбору детей

Учить детей применять музейные экспонаты в играх, пользоваться ими аккуратно, после игры убирать их на место.

Музейные экспонаты, различные виды театральных игрушек

Воспитатель, дети.

Май

1.Чтение сказки Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали»

Подвижные игры: «Тише мыши», «Салки»

Воспитывать умение слушать новые сказки; учить играть в новые подвижные игры, соблюдать правила игры, выбирать водящего.

Шапочка кота

Воспитатель, дети

2. Показ кукольного театра: «Репка», «Колобок», «Теремок».

Создание позитивного и радостного настроя у детей.

Персонажи сказок.

Воспитатели, дети.

3. Прослушивание  сказки Чуковского «Тараканище»

Формировать желание слушать сказки.

Колонка, флешка.

Воспитатель, дети.

4. Игры с музейными экспонатами.

Развивать фантазию, воображение, наблюдение за умением подбирать необходимые атрибуты, организовывать пространство для игры

Музейные экспонаты.

Воспитатель, дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....

Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»

Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея....

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятель...