Сущность обучение и его задачи.
презентация на тему

Короткова Наталья Евгеньевна

Обучение- в педагогике под обучением понимается специфический вид человеческой деятельности, суть которого состоит в передаче социального опыта. Обучение существует в неразрывном единстве с другой стороной образовательного процесса — воспитанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsia_microsoft_powerpoint.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сущность обучение и его задачи. Структура процесса обучения. Операционно- деятельностный компонент Процесса обучения.

Слайд 2

Обучение - в педагогике под обучением понимается специфический вид человеческой деятельности, суть которого состоит в передаче социального опыта. Обучение существует в неразрывном единстве с другой стороной образовательного процесса — воспитанием. Если главной задачей обучения является обеспечение прочных знаний, то задача воспитания состоит в формировании у обучаемых тех или иных личных качеств, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. В практической образовательной деятельности обучение и воспитание существуют в неразрывном единстве и различаются лишь при их теоретическом анализе.

Слайд 3

● Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества . В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения : ● Он нацелен прежде всего на овладение знаниями; ● Подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания; ● Процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Слайд 4

Чтобы раскрыть структуру процесса обучения, надо знать ту общую структуру, которая присуща всякой деятельности вообще. В философии структура деятельности характеризуется наличием следующих компонентов: целевого, потребностно -мотивационного, содержательного, операционно- деятельностного , эмоционально-волевого, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного. В процессе обучения учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность. В этой деятельности мы также можем выделить все названные выше структурные компоненты. Таким образом, организуя учебную работу школьников, учитель должен направить ее таким образом, чтобы в учебном процессе присутствовали все эти компоненты. Следовательно, раскрыть процессуальную основу обучения – значит, уяснить, какой должна быть организация каждого из этих структурных компонентов. Структура :

Слайд 5

П отребностно -мотивационный компонент учебно-познавательной деятельности . Этот компонент процесса обучения имеет важное стимулирующее значение. Для учащихся важно не только понимать, чего они должны достичь, но и иметь внутреннее стремление к активной учебно-познавательной деятельности. В качестве важнейших условий формирования у учащихся потребности в овладении изучаемым материалом и возбуждения их познавательной активности выступают : ●Постановка познавательных задач и создание проблемных ситуаций; ●Оказание помощи учащимся в создании условий переживания ими радости успехов в овладении изучаемым материалом; ●Эрудиция учителя и его педагогическое мастерство;

Слайд 6

Содержательный компонент учебно-познавательной деятельности учащихся . Содержание обучения определяется учебным планом, учебными программами и учебниками. Тем не менее, определяя содержание отдельных уроков, учителю необходимо подумать, каким конкретно должно быть это содержание. А именно : ●Обратить внимание на те вопросы, которые связывают новый учебный материал с ранее изученным; ●Определить основные представления и понятия в изучаемом материале; ●Выделить те мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические отношения, которые заключены в учебном материале и которые должны усвоить школьники; ●Определить специальные и общие учебные умения и навыки, которые следует сформировать у учащихся в связи с изучаемым материалом; определить объем учебного материала, который должны усвоить школьники.

Слайд 7

Положительные эмоции активизируют процесс и делают его для учащихся интересным и увлекательным. Эмоциональные переживания младших школьников вызываются специальным подбором содержания учебного материала и эмоциональным преподнесением его учителем. Эффективность обучения во многом также зависит от намерений ученика, от его волевых усилий. «Слабое усвоение материала является не столько результатом плохой памяти, сколько отсутствием волевых усилий при его запоминании» Эмоционально волевой компонент процесса обучения.

Слайд 8

Контрольно-регулировочный компонент обучения . Процесс обучения связан с решением разнообразных дидактических задач. В одном случае надо добиваться усвоения нового учебного материала, а в другом – главной целью учебной работы является применение знаний на практике и т.д. В процессе обучения одни учащиеся как бы идут впереди и работают без должной умственной нагрузки, другие – испытывают затруднения в овладении новым учебным материалом. Первым надо давать дополнительные задания, а другим – больше помогать, чтобы они лучше усваивали учебный материал. Следовательно, в процессе обучения необходимо осуществлять регуляцию учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за результатами их учебного труда.

Слайд 9

Операционно- деятельностный компонент процесса обучения. Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно. Образовательная функция заключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач. Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения. Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно- потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности. Организационная функция состоит в развитии и формировании приспособления воспитанников к жизни в реальных условиях, организации и самоорганизации их деятельности, воспитании умения распределять своё время, дисциплинированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение решению математических задач

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучен...

Обучение решению арифметических задач

Углубить и систематизировать знания педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач»...

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения дошкольников решению задач"

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовит...

мастер класс по ФЭМП на тему: "Обучению решению арифметических задач".

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Пейзажноре рисование. Его сущность и виды.Основные задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку

Видом изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность, является живопись. Именно цвет является главным выразительным средством ж...

Консультация для воспитателей Обучение дошкольников решению задач

В консультации можно найти ответ на вопрос: "Что значит решить задачу?", рассмотрены способы обучения дошкольников решению разных видов задач....