Технология обучения детей логических задач с использованием блоков Дьенеша
консультация по математике (старшая группа) на тему

Бурка Татьяна Владимировна

Игры и упражнения с блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniyamicrosoft_word_document_2.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чём идет речь. Это особенно актуально, поскольку, в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно – известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «новая математика».

 Почему я взяла для работы именно эти блоки? Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Они способствуют развитию таких мыслительных операций как: классификация, сравнение, обобщение, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

 На основе логических блоков мною разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

         Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: « Я слышу – и забываю. Я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Сегодня я познакомлю вас с некоторыми играми и упражнениями с помощью которых дети решают логические задачи.      методами работы с блоками Дьенеша.

         

               Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.

 - четырёх форм

 - четырёх цветов

 - двух размеров

 - двух видов толщины.

        В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

В своей работе я использую наборы объемных фигур на подгруппу детей и набор плоских геометрических фигур на каждого ребенка.

                Показ демонстрационного материала.

 1 задание. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте её, покажите соответствующий блок.

Приглашаю желающих занять места детей (5-8 человек). С детьми подготовительной группы проведена предварительная работа. Дети имеют знания о геометрических фигурах, умеют пользоваться схемами с закодированными блоками Дьенеша.

- Ребята, я приглашаю вас побывать в городе геометрических фигур. Мы должны построить в этом городе дома и расселить жителей  по своим квартирам.

          1 задание. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте её, покажите соответствующий блок.

2 задание. «Построй дом»

          Цель. Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Формировать понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ», классификация по двум и трем свойствам.

        Развивающая среда. Карточки – схемы, набор блоков.

Ход игры. Детям раздаются карточки-домики с закодированными фигурами. Дети расшифровывают фигуру и закрывают ячейку соответствующим блоком.

 3 задание. «Рассели жильцов»

Цель. Развивать умение классифицировать и обобщать  геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда. Набор блоков, изображенный на ватмане дом.

Ход игры. Для каждой фигуры определен этажи номер квартиры. Дети расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, ребенок берет фигуру:

- круг красного цвета поселим на четвертом этаже в квартире №3.

- треугольник синего цвета – на втором этаже в квартире №1.

Также детям предлагается более усложненный вариант этой игры.

                4 задание. Игры на выявление и абстрагирование свойств помогут развить у детей умение выделять в предметах от 1 до 4 различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни из них от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий.

          «Где чей гараж?»

        Перед детьми таблица. У каждого ребенка – блоки (машины). Надо поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на  какую дорожку должна свернуть машина. Детям предлагаются таблицы с усложнением, начиная с одной, двух или трех дорожек с одним свойством фигур, до самых сложных сразу с четырьмя свойствами.

Организовать можно по-разному:

  1. Одна таблица на всех детей. Участники разбирают блоки-машины и поочередно ставят их в свой гараж.
  2. У каждого ребенка своя карточка и набор логических фигур.
  3. Дети делятся на пары. У каждой пары своя таблица и набор фигур. Игроки поровну делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин. В случае ошибки игрок возвращает фигуру себе. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.

5 задание. Игры на логические действия и операции. Эти игры и упражнения предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр и упражнений ребенок  сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий.

                «Помоги фигурам выбраться из леса»

Перед детьми таблица. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. (Каждый знак разрешает идти по своей дорожке только таким фигурам, как он сам.) Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

                Д\И «Найди фигуру»

Цель. Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам.

Ход игры. Ребенок читает закодированную фигуру и находит блок, соответствующий шифру.

                Д/И «Мозаика цифр»

Цель. Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

Ход игры. Дети расшифровывают закодированные блоки на карточке, решает пример и находит соответствующий блок, перелистывая карточки.

 Пособие «Чудесные кольца»

Цель. Разнообразить занятия, игры детей с логическими блоками Дьенеша. Развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур.

Развивающая среда. Пособие изготовлено по принципу кольца Лулия.

Содержание. 4 круга из картона скреплены в центре шурупом (круги вращаются вокруг оси). Круги разделены на четыре части, на которых изображены коды геометрических фигур (на первом круге обозначается форма, на втором – цвет, на третьем и четвертом, соответственно размер и толщина).

                Вращая кольца и сопоставляя карточки, можно описать любую геометрическую фигуру, прочесть код геометрической фигуры, найти фигуру по заданному коду и т.д.

        

 

            Рефлексия:

            Какие трудности вы испытали выполняя задания?

            Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес?

            А вам интересно было играть?

            А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

             Так, незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

               Методики Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению. Расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

           Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

          - в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

          - как настольно – печатные (изготовление карточек к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает?», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

          - в сюжетно – ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично «Поезд» (билеты, места).

           Вариативность игр с блоками обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент. А также позволяют реализовать индивидуальный подход за счёт усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

        Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы на достаточно хорошем уровне.