Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шишулина Елена Александровна

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx326.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №7 г. Павлово

Программа 

по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

C:\Users\1\Pictures\Шаблон_воспитатели_Кружковая-работа.png

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………………3-4

Цель и задачи   программы ………………………………………………………….5

Возрастные проблемы и особенности адаптации…………………………………..6

Этапы адаптационного периода …………………………………………………..7 -8

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива

для успешной адаптации детей к условиям ДОУ ……………………………….9-12

Приложение 1    Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ ……...……13-14

Приложение 2   Примерный план работы с детьми в период адаптации...…....15-18

Приложение 3    Как нужно вести себя родителям с ребенком,

                              когда он начал посещать  детский сад...…...………………...19-20

Пояснительная записка

«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств - на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». В.Сухомлинский  

       Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния. Таким образом, детский сад должен создавать условия для  полноценного проживания ребенком всех этапов детства, в том числе младенческого и раннего возраста, особое внимание уделить  сотрудничеству с семьей. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные

3

особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям , в семье также необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана программа по адаптации детей раннего возраста, система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду.

4

Цель и задачи программы.

Целью  программы  является  создание  условий,  способствующих  охране  и укреплению  психологического  здоровья  детей,  обеспечения  их  эмоционального благополучия  в  процессе  адаптации  детей, создание  максимально  комфортных педагогических,  социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам  успешно  функционировать  и  развиваться  в  новой  среде.  

Задачи :  

1. Способствовать  формированию  адекватного  поведения  ребенка  в  период адаптации.

 2.Поддерживать  положительное  эмоциональное  состояние.

 3.Достичь  единого  подхода  к  воспитанию, уходу  и  соблюдению режима  дня, как в детском саду, так и в семье.

 4.Создание  оптимальных  условий  для  развития  ребенка.

 

5

Возрастные проблемы и особенности адаптации.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Это резкая смена условий может сопровождаться переживаниями ребенка, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.

Проблема адаптации – это проблема в основном детей 2 года жизни, т.к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации связанны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам детей по разным показателям. Например, по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания особенностям домашней кухни.

6

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.  Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.     Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.     В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.     В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.     О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.

  2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.    Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: ―Как мне здесь нравится!‖, ―Какие забавные зверушки сидят за столом!‖ и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов . За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.  

3 этап – постепенное привыкание. Постепенная адаптация может включать несколько периодов. Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры.  ―иди, я немножко поиграю один‖.

7

Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется.  Второй период: ―я играю сам, но ты будь рядом‖. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.  

8

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива для успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

 До приема детей в группу с родителями общаются специалисты МБДОУ : заведующий, медсестра  и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно ―одомашнить группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.        В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как:  исполнение колыбельных песен перед сном, использование фольклора, элементы театрализованной деятельности , элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

 2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлѐнности).Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя

9

 увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой, детским садом, персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлѐнности). В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.  

4. Охрана и укрепление здоровья детей. Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

5.Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду. У родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены,

10

самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребѐнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

 Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель: Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.  

 Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:

  1. Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;
  2. создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребѐнок —   родитель»

3. Помощь родителям подготовить ребѐнка к посещению ДОО.

 4. Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребѐнка в новых социальных условиях;

 5. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

  6. Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приѐмам работы с детьми раннего возраста.

7. Повышение уровня психологической культуры родителей.

8. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

11

 При взаимодействии с родителями придерживаемся следующих принципов:

 - целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

 - возрастной характер взаимодействия с родителями;  

- доброжелательность, открытость.

 Ожидаемые результаты работы с родителями:  

1. Проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;

 2. Повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;

 3. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; 

 4.Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях;  5. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.  

           

12

               Приложение 1

       Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________

возраст  _______________________________________________________________

ВОПРОСЫ  РОДИТЕЛЯМ

ПАРАМЕТРЫ

Баллы

1. Какое настроение преобладает у малыша?

Бодрое

Раздражительное

Подавленное

3

1

1

2. Как засыпает малыш?

Быстро (до 10 минут)

Медленно

Спокойно

Неспокойно

3

2

3

2

3. Какова длительность сна?

10 час. 30 мин. ночной сон 

2 часа 20 мин. дневной сон

 

не соответствует возрасту

 

3

 

1

4. Каков аппетит у малыша?

Хороший

Избирательный

Плохой

3

3

1

5. Как относится малыш к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

6. Просится ли малыш на горшок?

Просится

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

3

2

1

7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам?

Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет

3

2

1

8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых?

Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет

3

2

1

9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие?

Да

Нет

3

1

10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт

3

 

2

11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми?

Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт

3

 

2

12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми?

Да

Не всегда

Нет

3

2

1

13. Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если был такой опыт)

Легко

Тяжело

3

2

14. Имеет ли место аффектная (чрезмерная) привязанность к кому- либо из взрослых?

Да

Нет

1

3

 

 

Прогноз адаптации:

Готов к поступлению в детский сад:  55 – 40 баллов

Условно готов:  39 – 24 балла

Не готов:  23 – 16 баллов

 

14

Приложение 2

Примерный план работы с детьми в период адаптации

месяц

Мероприятия, тема

Форма работы

сентябрь

Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Знакомство детей с детским садом и друг с другом

Игры с воспитателем:  «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

Игры на развитие коммуникации: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»

Художественная литература:  потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой.

Элементы театрализованной деятельности: «Давайте познакомимся».

Развитие культурно нормированных и орудийных действий

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки».

Снятия эмоционального напряжения в течение дня.

Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) -  дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

октябрь

Развитие эмоциональной сферы, коммуникация.

Игры «Давайте познакомимся», «Дождик и солнышко».

Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», песенка «Все игрушки хороши»

Развитие культурно нормированных и орудийных действий

Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

Снятия эмоционального напряжения в течение дня.

Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»

Дидактические игры

«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается

декабрь

Развитие эмоциональной сферы, коммуникация.

Игры:  «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно».

Художественная литература: рассказывание сказки

К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца»,

С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

Развитие культурно нормированных и орудийных действий

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители).

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал?»

 

18

Приложение 3

Как нужно вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад.

                                               

·             Заблаговременно формировать у ребенка положительную установку к детскому саду.

·             Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

·             Рассказывать веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делиться личным опытом.

·             Ориентировать ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы не случилось, всегда можно обратиться к тому за помощью.

 ·             Имя отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.

·             Обязательно расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Не бойтесь быть назойливым.

·             Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя, словно провожают ребенка на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен.

·             Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.

·             Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

·             Щадить его ослабленную нервную систему.

·             Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

·             На время прекратить походы в цирк, театр, гости.

   ·             Намного сократить просмотр телевизионных передач.

19

 

·             Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

·             Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

·             Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

·             Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

·             При проявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...

Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

«Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...