Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Ирина Петровна Новиченкова
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.


Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?

Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине.
А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1.​ Привитие детям чувств любви к своему родному краю, своей семье, к родной природе, культуре и традициям;

2.​ Создавать эмоционально-благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми;

3.​ Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным людям.

Патриотическое воспитание осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.

В работе используются такие методы и формы как:

Игры:

-​ Игры-беседы: "Я берегу игрушки и одежду", "Родная страна";

-​ Игры-посиделки: " Ладушки в гостях у бабушки".

-​ Игры-ситуации с использованием игрушек : "Кукла Дина стирает", "Кукла заболела", "Готовим для кукол обед" "Уборка квартиры", "Помоги маме сварить суп" и.др.

Малые фольклорные формы:

-​ Русские народные сказки: "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь", "Репка","Заюшкина избушка", "Кот, лиса и петух".

-​ Потешки :"Наша- то хозяюшка сметлива была", " Сорока- белобока кашу варила","Как у нашего кота".

-​ Заклички: : "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.

-​ Народные подвижные игры :"Кошки- мышки", "Ходит Ваня", "Пузырь"

На протяжении всего года воспитывать в детях желание радовать родителей подарками, сделанными своими руками.
Воспитывать в детях любовь к музыке, используя такие методы как:

-​ Прослушивание аудиозаписи: "Песенка для мамы", "Солнышко лучистое";

-​ Просмотр мультфильмов: "Репка", "Теремок";

-​ Организация досуга и утренников;

-​ Спортивно-речевое развлечение: "Курочка Ряба";

-​ Слушание народных мелодий;

-​ Пение песенок о членах семьи;

-​ Знакомство с русскими народными инструментами - свистулька, дудочка. шумелки, трещотки, деревянные ложки.

В работе с детьми используется ИКТ, что включает в себя мультимедийные пособия во время беседы, цифровой фотоаппарат, магнитофон.

Дети в раннем возрасте очень восприимчивы и внушаемы. Поэтому большая роль отводится семье в нравственном воспитании ребенка. Воздействие семьи длительное и постоянное. Ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Поэтому воспитатель должен постоянно проводить большую работу с родителями по формированию у ребенка чувств, привычек, нравственного поведения и представлений о добре и зле, я явлениями общественной жизни. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок , поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья", "Как я отдыхал этим летом", " Осенняя фантазия". Важным условием для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста является тесная взаимосвязь детского сада и семьи, потому что именно семья является хранительницей национальных традиций. Поэтому, чтобы донести до ребёнка духовность, красоту народных традиций, надо научить его видеть традиции своей семьи, уважать их, показать ребёнку, что традиции передаются из поколения в поколение. В этом нужна помощь родителей.
В патриотическом воспитании огромное значение для дошкольников имеет пример взрослых. Беседы родителей с ребёнком помогают детям понять, что их прадеды победили в Великой войне, потому что любят свою Родину и чтут память героев, отдавших жизнь за её счастливое будущее.

Результаты проведенной работы:

-​ сформированы представление у детей о родном крае, семье, детском саде;

-​ дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;

-​ сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;

-​ расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;

-​ дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);

-​ пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

-​ используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.
Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. Аверьянова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 135 с.

2. Азбука нравственного воспитания [Текст]: пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.]; под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М.: Просвещение, 1997. - 134 с.

3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. - М.: Просвещение, 2008. - 67 с.

4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Вече, 2008. - 128 с.

5. Арутюнян С. Г. Коммунистическое воспитание молодёжи на героических традициях советского народа в годы Великой Отечественной войны / С. Г. Арутюнян. -- Смоленск, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...

Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Презентация еа тему :Задачи нравственно -патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте....

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...