Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.
материал по теме

БЕЛОБОРОДОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

 

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_avgustovskuyu_beloborodova.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности.

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

На мой взгляд, сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения.

«Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу.  И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…»                    

 Василий Песков.

И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это - начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.

Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им  знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

Одним из таких методов является метод проектной деятельности, который позволяет применить принципы диалогизма, креативности, соразвития, открытости. Основная задача педагогов – пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну. Сотрудники  нашего детского сада с большим воодушевлением взялись за решение данных задач. Для начала  творческой группой  была разработана система и последовательность работы, разработаны блоки: «Моя семья», «Родной город»,  «Родная страна».

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Семейный альбом». Цель проекта – Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.

В ходе реализации проекта были рассмотрены следующие темы: «Мы разные», «Мой брат, сестра», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад», «Каким я был, каким я стану». Результат работы над проектом Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, оформление фотовыставки «Вместе дружная семья». Родители  с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение. Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

          Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш город  славен своей  историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект «Мой Каинск родной». Цель проекта: закрепление и расширение знаний о родном городе. Проект  реализовывался по следующим направлениям:

 Мой родной город. Местоположение города Герб города.

Улицы моего города . «Малая родина- мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду.. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия

Транспорт города. Виды транспорта.

Природа родного города. Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха куйбышевцев (парк «Улыбка», скверы)

Исторические памятники.

Результатом реализации проекта стала выставка детско-родительских работ «Мой город».

        В блоке «Родная страна» реализовывался проект «Наша армия родная».  Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей. В ходе проекта были проведены тематические занятия: «Сильны и могучи богатыри славной Руси», «Наша Армия», «Рода войск»; беседы о Российской Армии (о военной технике, военной форме).

Дети знакомились с произведениями художественной литературы, рассматривали иллюстрации, играли в игры: «Моряки», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику?», «Секретное донесение». Совместно с папами играли в спортивные подвижные игры, встречались с военнослужащими Российской Армии, рисовали, пели, танцевали.

                В заключении воспитанники совместно со старшими ребятами подготовили и показали концерт «Наша Родина - Россия» для Ветеранов ВОВ и труда;  оформили вместе с родителями экспозицию «Мир дому твоему, солдат!» в музейном уголке детского сада. В результате: повысился уровень знаний у детей о Российской         Армии;  повысилась заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать  у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает  большие перспективы перед педагогом.  Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности. В планах творческой группы разработка новых проектов - «Детский сад - мой дом второй», «Я живу в России», «Культура народов Сибири».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Проектно-исследовательская деятельность помагает нам связать в целое процесс обучения и воспитания с реальными событиями ...