Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность
статья (младшая группа)

Калинина Марина Николаевна

Патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Проектно-исследовательская деятельность помагает нам связать в целое процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_doshkolnikov.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Воспитатель Калинина М.Н.

Исходя из опыта моей работы в направлении патриотического воспитания, могу точно сказать, что младшим дошкольникам уже доступно чувство любви к своей семье, родному городу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В новых условиях современного мира  на историческую арену выходит новый социальный тип личности: люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. А, следовательно, идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной задачей.

Основой из основ нравственно-патриотического воспитания является любовь к близкому и родному человеку. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. И именно с  семьи начинается жизнь человека, в семье происходит формирование его как гражданина. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому нам необходимо объединить усилия детского сада, педагогов и семьи, чтобы достигнуть успеха. Если в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности ребенка, сформировано чувство патриотизма, то в школьный период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как личное отношение к Родине: "желание, духовный порыв утвердить достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача каждого педагога - сделать детские впечатления более осмысленными, научить детей отбирать из массы наблюдений главное.

Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо начинать заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период как раз происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. А работа с родителями и детьми в данном направлении позволит обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания, которые в дальнейшем лишь окрепнут.

Патриотическое воспитание я реализую через образовательную и проектную деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельностях с детьми и их родителями. Проектно-исследовательская деятельность помогает нам связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни дошкольника, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить не только педагогов и детей, но и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, у них появится уверенность в своих силах.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни дошкольника, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, у них появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками поставленной проблемы.

За годы работы в патриотическом направлении и использовании метода проектов, мною разработан ряд проектов: проект «Флаг», проект «Моя Родина-Россия», проект «Защитники Отечества» и другие.

Вот, например, образовательный проект «Моя Родина-Россия». Данный проект был разработан на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми группы, так как дети имеют поверхностные знания о родном городе, нашем крае, о Родине в целом. Проект включает в себя ряд тем и строится на принципе от простого к сложному: Семья → родная улица, район, город → регион → страна, её столица, символика → обычаи, традиции.

Вся работа по воспитанию патриотических чувств у младших дошкольников была разделена на четыре блока: «Семья и ближайшее окружение», «Детский сад – мой второй дом», «Родной свой край люби и знай!», «Россия – Родина моя». В-первую очередь наглядный материал, который помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память. Во-вторых, чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных, совместные праздники «маленькие концерты», инсценируем сказки, например, русскую народную «Теремок на новый лад», рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». Тесное взаимодействие с родителями позволяет нам качественнее реализовывать задачи патриотического воспитания детей.

В рамках проектов проводятся совместные походы родителей с детьми по памятным местам нашего города. Дети закрепляют знания о памятниках города и чувство гордости за свою Родину, за наших дедов и прадедов. Также родители делают замечательные фотографии на память и фотоколлажи. А порой получаются вообще редчайшие вещи, например, одна семья сделала целую книгу семейной памяти своих предков, которую теперь будут передавать из поколения к поколению.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств с помощью проектной деятельности и совместной деятельности с родителями способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о родном городе, о его достопримечательностях, о героях нашего города и героях своей семьи.

Метод проектов - основывается на интересах детей, он предполагает самостоятельную активность дошкольников. В процессе работы над проектами дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...