Сообщение из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка на тему

Солодягина Надежда Сергеевна

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в театрализованных играх любые эмоциональные состояния.

         Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности.

Сегодня мы нередко наблюдаем рост негативных эмоционально- личностных проявлений в эмоциональном развитии детей. Возросло проявление агрессивности, тревожности, нежелание сочувствовать и сопереживать другим. Отсюда и возникает проблема развития эмоциональной сферы дошкольников, т.к. их обеднённая эмоциональная жизнь не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы.

Наблюдения за детьми позволили выявить наиболее эффективное средство развития эмоциональной сферы детей – театрализованную деятельность. В ней наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения «Учить, играя».

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию: проявлению любознательности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У ребенка развивается интуиция, смекалка, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными.                   

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни им ещё не доступны, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы, смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. В дальнейшем ребенок  начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                 Детский сад №114

         Сообщение из опыта работы

«Развитие эмоциональной

         сферы детей посредством

              театрализованной  

                            деятельности»

 

               

                                                         Подготовила музыкальный руководитель        

                                                                     Солодягина Надежда Сергеевна

                                                       

                                                          

                                                   г.Дзержинск

                                                           2018

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в театрализованных играх любые эмоциональные состояния.

         Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности.

Сегодня мы нередко наблюдаем рост негативных эмоционально- личностных проявлений в эмоциональном развитии детей. Возросло проявление агрессивности, тревожности, нежелание сочувствовать и сопереживать другим. Отсюда и возникает проблема развития эмоциональной сферы дошкольников, т.к. их обеднённая эмоциональная жизнь не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы.

Наблюдения за детьми позволили выявить наиболее эффективное средство развития эмоциональной сферы детей – театрализованную деятельность. В ней наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения «Учить, играя».

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию: проявлению любознательности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У ребенка развивается интуиция, смекалка, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными.                    

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни им ещё не доступны, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы, смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. В дальнейшем ребенок  начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.

Во время игры ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Я различаю театрализованные игры в зависимости от эмоциональной выразительности, посредством которой разыгрывается сюжет. Подбираю сказки, стихи или сюжеты, которые наиболее ярко могут отразить эмоциональный мир ребенка. Произведения подбираю как веселые, так и грустные с учетом познавательных ценностей детей. Например: детям очень нравится сказка «Колобок». Эту сказку мы с детьми переделали, и лиса не съедает Колобка, а предлагает ему дружбу, ведь он такой веселый (роль Колобка очень эмоционально исполняет Неделько Кристина – воспитанница средней группы).

        В работе с детьми использую режиссерские игры – это настольный театр или на магнитной доске, где ребенок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой, но при этом его пантомимика не развивается, так как действует неподвижной игрушкой. Часто дети обыгрывают сюжет, который происходил с ними в жизни. Конец бывает печальным, но в игре можно изменить ход событий. Я спрашиваю что можно было бы сделать по-другому? Ребенок начинает самостоятельно придумывать другой ход событий. Настроение у него улучшается и он смотрит на мир другими глазами.

        Наиболее интересны детям игры-драматизации. В этом случае ребенок играет сам, используя интонацию, мимику, пантомимику. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх-драматизациях дети легче раскрепощаются, а в дальнейшем идут на контакт.

         Также в работе с детьми использую игры-упражнения на развитие эмоциональной сферы:

          «Кубик эмоций» - а) определи эмоцию;

                                                б) изобрази эмоцию.

                «Зеркало»: ребенок или взрослый изображает конкретное эмоциональное состояние с использованием мимики и пантомимики, а остальные дети должны повторить.

        «Фотография»:  Дети (3-4 чел.) встают в каких-либо позах, а кто-то один запоминает порядок. Затем отворачивается. Дети меняются местами. Нужно восстановить «фото».

         Упражнения на развитие выразительной мимики

1. Кислый лимон.

2. Сердитый дедушка.

3. Тепло-холодно.

4. Грязный платок.

5. Мама не разрешила взять в детский сад новую игрушку.

6. Мама купила арбуз!

        Разнообразные этюды на развитие выразительности жестов,

        Эмоций, фантазии, памяти, внимания:

 1.   «Ваське стыдно» (этюд на выражение стыда)

У девочки Гали была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Один раз положила куклу в кроватку спать. Забрался кот Васька и столкнул её на пол. Увидела это Галя и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

  1. «Баба Яга» (этюд на выражение гнева)        

Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печь чтобы потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, бегает, ногами топает, кулаками размахивает.                  

3.   «Уходи» (этюд на выразительность жеста)

Ребенок отталкивает обидчика. Выразительные движения. Кисти рук  

держать вертикально, ладонями наружу.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития эмоциональной сферы дошкольников. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М.Теплов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Статья "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"...

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...