Тактильные игры своими руками
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Тактильные дощечки».
Оборудование: набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.
Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т.е наиболее успешно мыслить.
Работа с «тактильными дощечками» строится следующим образом: Сначала дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию.
Используются такие приемы:
∙ Обследование определенного предмета с названием качества предмета (показывать: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый)
∙ Сравнение поверхностей между собой и окружающих предметов: (пушистый, как снег; колючий, как еж).
Затем дети учатся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).
1 вариант.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1)обогащать активный словарь детей новым словами
2) развивать у детей память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук.
3) учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Ход игры: - познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные дощечки. Не следует на один раз предлагать много дощечек, достаточно 2-4. Попросить описать свои ощущения.
-выполнять непосредственно узнавание дощечек можно разными способами: с закрытыми глазами или спрятав дощечку.
2 вариант.
Цель: развитие воображения, фантазии, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Педагог кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку, ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем педагог убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.
Дидактическое пособие «Тактильные мешочки».
«Найди такой же».
Оборудование: комплект мешочков с разнообразным наполнением, набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.
Ход игры: в основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме, а по текстуре. Ребенку предлагается дощечка с той или иной шероховатой поверхностью и дается задание, найти мешочек с таким же наполнением, как и на дощечке. В ходе выполнения задания, можно попросить описать свои ощущения.
При знакомстве с игрой ребенок проигрывает с открытыми глазами. В более старшем возрасте вводится усложнение, глаза закрываются повязкой.
«Угадай на ощупь» (по дидактическим темам недели).
Оборудование: комплект мешочков, фигурки диких животных.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка;
2) учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь;
3) совершенствовать навык порядкового счета в пределах 10
Ход игры:
Пример на теме недели: «Дикие животные».
Предложить ребенку на ощупь найти в мешочке кабана. Спросить, по каким признакам ребенок узнал животное. Уточнить, в котором по счету мешочке находится животное. Попросить узнать какое животное находится в предыдущем (последующем) мешочке. Усложнение-закрыть ребенку глаза.
Дидактическое пособие «Тактильные цифры».
Оборудование: цифры от 0 до 10, знаки «+», «-» и «=», выполненные из фетра и с разнообразным наполнением.
"Отгадай с закрытыми глазами".
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое.
2) совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
1 вариант:
Ход игры: Ребенку предлагается с закрытыми или завязанными глазами отгадать предложенную цифру на ощупь, а затем проверить правильность ответа, посчитав пуговицы, которые находятся на цифре. Таким образом развивается зрительная память, мелкая моторика, тактильные ощущения.
2 вариант:
Ход игры: Провести соревнования среди детей, предложить им отгадать не только цифру, но и материал, из которого она сделана.
Цифры можно использовать при ООД согласно программе ДОУ, а также в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры своими руками. (Дидактические игры)
Дидактические игры в раннем возрасте развивают усидчивость, внимание, восприятие, цвет. форма, размер....
Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.
Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...
Тактильная книга своими руками
А одна из главных наших задач в работе с детьми – это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способ...
Мастер - класс Тактильная книга своими руками "Сказки Совушки - совы"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №130 г.Нижнеудинск»...
Тактильные книги своими руками
Роль тактильной книги в развитии сенсорных способностей у дошкольников...
Развивающая детская игра своими руками “Тактильный мешочек”
Развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, т...
Игровое пособие "Тактильная коробка" своими руками
Игровое пособие "Тактильная коробка" своими руками.Цели и задачи:Развивать моторику рук, тактильные восприятия у детей младшего дошкольного возраста;Изучать и закреплять цвета.Пособие предн...