Тактильные игры своими руками
материал (подготовительная группа) на тему

Невская Ксения Вадимовна

Тактильные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mo.docx529.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки».

Оборудование: набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т.е наиболее успешно мыслить.

Работа с «тактильными дощечками» строится следующим образом: Сначала дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию.

 Используются такие приемы:

 Обследование определенного предмета с названием качества предмета (показывать: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый)

 Сравнение поверхностей между собой и окружающих предметов: (пушистый, как снег; колючий, как еж).

Затем дети учатся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).

1 вариант.

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.

Задачи:

 1)обогащать активный словарь детей новым словами

 2) развивать у детей память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук.

3) учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Ход игры: - познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные дощечки. Не следует на один раз предлагать много дощечек, достаточно 2-4. Попросить описать свои ощущения.

 -выполнять непосредственно узнавание дощечек можно разными способами: с закрытыми глазами или спрятав дощечку.

2 вариант.

Цель: развитие воображения, фантазии, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Педагог кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку, ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем педагог убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

C:\Users\User\Desktop\работа2\LoJkNGAnPAE.jpg

Дидактическое пособие «Тактильные мешочки».

«Найди такой же».

Оборудование: комплект мешочков с разнообразным наполнением, набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.

Задачи:

1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка. 

Ход игры: в основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме, а по текстуре. Ребенку предлагается дощечка с той или иной шероховатой поверхностью и дается задание, найти мешочек с таким же наполнением, как и на дощечке. В ходе выполнения задания, можно попросить описать свои ощущения.

При знакомстве с игрой ребенок проигрывает с открытыми глазами. В более старшем возрасте вводится усложнение, глаза закрываются повязкой.

 «Угадай на ощупь» (по дидактическим темам недели).

Оборудование: комплект мешочков, фигурки диких животных.

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.

Задачи:

1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка; 

2) учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь;

3) совершенствовать навык порядкового счета в пределах 10

Ход игры:

Пример на теме недели: «Дикие животные».

Предложить ребенку на ощупь найти в мешочке кабана. Спросить, по каким признакам ребенок узнал животное. Уточнить, в котором по счету мешочке находится животное. Попросить узнать какое животное находится в предыдущем (последующем) мешочке. Усложнение-закрыть ребенку глаза.

C:\Users\User\Desktop\работа2\U-U4trM22UM.jpg

Дидактическое пособие «Тактильные цифры».

Оборудование: цифры от 0 до 10, знаки «+», «-» и «=», выполненные из фетра и с разнообразным наполнением.

"Отгадай с закрытыми глазами".

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.

Задачи:

1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое.

2) совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

1 вариант:

Ход игры: Ребенку предлагается с закрытыми или завязанными глазами отгадать предложенную цифру на ощупь, а затем проверить правильность ответа, посчитав пуговицы, которые находятся на цифре. Таким образом развивается зрительная память, мелкая моторика, тактильные ощущения.

2 вариант:

Ход игры: Провести соревнования среди детей, предложить им отгадать не только цифру, но и материал, из которого она сделана.

Цифры можно использовать при ООД согласно программе ДОУ, а также в свободной деятельности детей.

C:\Users\User\Desktop\работа2\WP4SIetlEJw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры своими руками. (Дидактические игры)

Дидактические игры  в раннем возрасте развивают усидчивость, внимание, восприятие, цвет. форма, размер....

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...

Тактильная книга своими руками

А одна из главных наших задач в работе с  детьми – это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способ...

Мастер - класс Тактильная книга своими руками "Сказки Совушки - совы"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №130 г.Нижнеудинск»...

Тактильные книги своими руками

Роль тактильной книги в развитии сенсорных способностей у дошкольников...

Развивающая детская игра своими руками “Тактильный мешочек”

Развивающая  игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, т...

Игровое пособие "Тактильная коробка" своими руками

Игровое пособие "Тактильная коробка" своими руками.Цели и задачи:Развивать моторику рук, тактильные восприятия у детей младшего дошкольного возраста;Изучать и закреплять цвета.​Пособие предн...