Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка
статья (старшая группа) на тему

Пурыгина Ульяна Алексеевна

Статья рассказывает об экологическом воспитании дошкольника как части познавательного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание Программы образования дошкольников, которое  должно обеспечивать  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Познавательное развитие  в соответствие с ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт и др.

Познание природы детьми начинается с раннего возраста. Это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса.  

Экология (от греческого  слова ойкос – дом,  жилище,  дом,  хозяйство),  наука  об  отношениях  организмов  и  образуемых ими сообществ  между  собой  и  окружающей  средой.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой - сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Может  показаться,  что  развитие  экологических  представлений  в  дошкольном  детстве  преждевременно  и  не  соответствует  возрастным  возможностям.  Однако,  психологами  (Л.А. Венгер,  А.В.  Запорожец,  А.А.  Люблинская,  Н.Н. Поддьяков  и  др.)  доказано:  в  дошкольном  возрасте  идёт  бурное  развитие  мышления  в  единстве  его  основных  форм – наглядно-действенной,  наглядно-образной,  логической.

В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А.Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.  

Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Каменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве».

Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сенситивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

Проблема  взаимоотношения  человека  и  природы  нашла  свое  отражение  задолго  до  нашего века.  Сократ,  Демокрит (древнег.  философы)  высказывали  свои  мысли  о природоспособности  в  воспитании  и  развитии  детей,  т.е.  не  в  отрыве  от  природы,  а  наоборот,  природа  играла  первостепенную  роль.

В  истории  педагогической  мысли ведущее  место  по  праву  принадлежит  Яну  Амосу  Коменскому.   Еще  в  семнадцатом  веке  Ян  Амос  Коменский   обратил  на  природоспособность  всех  вещей,  т.е.  что  все  процессы  в  человеческом  обществе  протекают  подобно  процессам  природы.  Эту  идею  он  развил  в  своем  труде  «Великая  дидактика».  Коменский  утверждал,  что  природа  развивается  по  определенным  законам,  а  человек – это  часть  природы,  следовательно,  в  своем  развитии  человек  подчиняется  тем  же  общим  закономерностям  природы.

 Ж.Ж.  Руссо  выделил  три  источника  воспитания  и  образования:  природа,  люди  и  окружающие  вещи.  Все  три  части  должны  быть  взаимосвязаны,  следовательно,  каждый  из  нас  есть  результат  природы,  людей  и  вещей.

 Выдающиеся  педагоги  и  практики  второй  половины  19  века  также  придавали  огромное значение  общению  с  природой,  их  воспитанию,  образованию  через  природу.  К. Д. Ушинский  заметил,  что  логика  природы – есть  самое  доступное  и  самое  полезное  для  детей.  Он  горячо  призывал  расширить  общение  ребенка  с  природой,  и  сетовал:  «Странно,  что  воспитательное  влияние  природы  …  так  мало  оценено  в  педагогике».

 Замечательный  педагог  В.А.Сухомлинский  считал  природу  главным  источником  всестороннего  развития  ребенка. В  книге  «Сердце  отдаю  детям»  Сухомлинский  дает  учителям  совет:  «Идите  в  поле,  в  парк,  пейте  из  источника  мысли,  и  эта  живая  вода  сделает  ваших  питомцев  мудрыми  исследователями,  пытливыми,  любознательными  людьми  и  поэтами»

Е.И. Тихеева  подчёркивала  особую  роль  природоведческих  знаний  в  содержании  образовательной  работы.  Ею  была  разработана  одна  из  первых  программ   обучения   дошкольников  по  временам  года,  где  были  разделы:  неживая  природа,  растительный  мир,  труд  детей. Она  разработала  экскурсии  в  природу.  Она  говорила,  что  основное  правило,  которым  следует  руководствоваться,  чтобы  вызвать  в  ребёнке  какое – нибудь  представление  или  воздействовать  на  его  чувства,  надо  обязательно  повести  ребёнка  в  естественные  природные  условия.  Для  того,  чтобы  он  собственными  глазами  увидел  всё  в  своей  красе,  услышал  звуки,  обонял  его  запахи.

  Е.Н. Водовозова  отмечала  «Природа  даёт  ребёнку  знания, умения,  навыки  и  учит  заботиться,  учит  выделять  не  только  яркие  признаки,  но  и  менее  заметные»

 С.Т. Шацкий  придавал  большое  значение  труду  детей  в  природе,  наблюдениям  в  природе.  

Современная  педагогика  придает  важное  значение  проблемам  экологического  образования  начиная  с  раннего  детства.  Данные  исследований,  наблюдений,  отчет  работы  передовых  педагогов  прошлого  и  настоящего  времени   нашли  свое  отражение  в  основных  документах,  материалах,  посвященных  проблемам  дошкольного воспитания.  Так,  в  концепции  содержания  непрерывного  образования    предусмотрена  задача  экологического  образования  в  процессе  организации  совместной  деятельности  со  взрослыми  и  сверстниками: «Важно  к  концу  дошкольного  возраста  заложить  у  ребёнка  основы  экологической  культуры – подвести  его  к  пониманию  связи  человека  с  природной средой,  познакомить  с  этически  ценными  нормами  и  правилами  поведения  в  природе».  

 Анализируя  содержание  программы  обучения  и  воспитания  детей  в  детском  саду  следует  отметить,  что  в  ней  большое  внимание  уделено  ознакомлению  дошкольников  с  природой.  Одной  из  основных  задач  программы     является  формирование  активного  и  бережного  отношения  к  окружающему  миру.  В  программе  представлена  система  организации  прогулок  в  природу  для  целенаправленного  наблюдения  за  одним  и  тем  же  объектом  в  разные  временные  периоды  (в  течении  суток,  недели,  месяца,  года).

 Ознакомление  дошкольников  с  живой и неживой  природой  находит  отражение  в  трудах  Болдыревой Т.,  Николаевой  С.Н.,   Фокиной  В.  и  многих  других.  Также  сейчас  существует  много  парциальных  программ,  которые  направлены  на  экологическое  образование  детей  дошкольного  возраста: Н.Н. Кондратьева  «Мы»,  С.Н. Николаева  «Юный  эколог»,  Н.А. Рыжова  «Наш  дом – природа»  и  др.

 Сегодняшние  дошкольники  будут  жить  в  быстро  меняющемся  мире  с  ухудшающейся  экологией.  Уже  от  них,    их  экологической  грамотности,  социальной активности,  ответственности  будет  зависеть  преодоление  экологического  кризиса,  сохранение  жизни  на  земле.  Дошкольное  детство - это  период  развития  ребёнка,  в  который  начинает  складываться  его  эмоциональная  сфера.  Поэтому  я  считаю,  что  у  детей    уже  в  дошкольном  возрасте  нужно  формировать  систему  знаний  о  живой и не живой природе.  В  результате  можно  достичь  высокого  уровня  экологического  образования  детей.   Таким  образом,  дети  становятся  не  только  помощниками  взрослых  в  деле  охраны  природы,  но  и  активными  её  помощниками,  проявляют  самостоятельность  в  решении  возникающих проблем,  отстаивают  свою  позицию.

Проблема экологического воспитания была особенно остро обозначена в 20 веке. Это было связано с ухудшением экологии, глобальными изменениями в среде обитания, ухудшением качества питания, увеличением различных заболеваний, увеличением людей с хроническими болезнями, рождением детей с низким уровнем здоровья.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»

Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мы-часть природы» (первая младшая группа)

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторг...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Ребенок и окружающий мир) Тема: «Человек и части тела».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Ребенок и окружающий мир) Тема: «Человек и части тела».Кравченко Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад ком...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....