Рабочая программа воспитателя по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой подготовительная к школе группа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Демидова Оксана Викторовна

Содержание

1.  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

1.1.1.  Цели и задачи реализации Программы 

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы 

1.1.3.  Возрастные и индивидуальные особенности детей  6 - 7 лет 

1.1.4.  Планируемые результаты как целевые ориентиры освоенияПрограммы

1.1.5.  Особенности проведения педагогической диагностики

Приложение №1. Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7лет) дошкольной образовательной организации. ФГОС»

2.  Содержательный раздел

Обязательная часть

2.1.  Содержание образовательной деятельности в соответствии направлениями развития ребенка (в пятиобразовательных областях)

2.1.1.  Социально-коммуникативное развитие 

2.1.2.  Познавательное развитие 

2.1.3.  Речевое развитие 

2.1.4.  Художественно-эстетическое развитие 

2.1.5.  Физическое развитие 

2.2.  Примерное комплексно-тематическое планирование 

Приложение №2 «План воспитательно-образовательной работы».

Часть, формируемая участниками образовательногопроцесса

2.3.  Использование инновационных психолого-педагогическихтехнологий

2.4.  Использование парциальных программ 

2.5.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 

2.6.  Культурные практики 

3.  Организационный раздел

3.1.  Организация жизнедеятельности детей 

3.1.1.  Оздоровительный режим на холодный период

3.1.2.  Оздоровительный режим на теплый период 

3.2.  Психолого- педагогические условия реализацииПрограммы

3.3.  Физкультурно-оздоровительная работа 

3.3.1.  План оздоровительных мероприятий 

3.3.2.  Режим двигательной активности 

3.4.  Проектирование образовательного процесса 

3.4.1.  Объем учебной нагрузки в соответствии с требованиямиСанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.

3.4.2.  Циклограмма организованной образовательной деятельности

3.5.  Модель организации образовательного процесса 

3.6.  Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды

3.7.  Методическое обеспечение Программы 

3.8. Организационно-методическая поддержка образовательного процесса.

4.  Дополнительный раздел

4.1.  Аннотация к рабочей программ

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с ООП Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №842" в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей подготовительнойгруппы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям:

* социально-коммуникативное развитие;

* познавательное развитие;

* речевое развитие;

* художественно-эстетическое развитие;

* физическое развитие.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14ноября 2013 г. № 30384);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая

2013 г. № 28564).

- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №842".

 

  1. Цель и задачи реализации Программы

 

Цель Программы: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, поддержка детской инициативы, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в со- временном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника, формирование предпосылок учебной деятельности.

 

Задачи Программы:

- Укреплять здоровье;продолжить закаливание и развитие двигательной активности детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представлений об окружающем, формировать элементарных математических представлений;

- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира  природы  поведения,  формировать  осторожное  и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- Формировать понятие целостной картины мира, приобщать к словесному искусству, развивать грамотную литературную речь;

- Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности, приобщать к изобразительному искусству.

- Обогащать социальное представление о людях, о труде взрослых, и его роли в обществе и жизни каждого человека;

- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи детей.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

 

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (от младенчества до дошкольного возраста);
  • развивающее образование;
  • амплификация (обогащение) детского развития;
  • культуросообразность, учет национальных ценностей;
  • научная обоснованность и практическая применимость (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • полнота, необходимость и достаточность (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграция образовательных областей;
  • комплексно-тематическое построение образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • построение и осуществление образовательного процесса на игровых формах работы с детьми;
  • варьирование в соответствии с региональными особенностями;
  • преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Задачи психолого- педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

 

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей  подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

  • Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

  • Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперироватьразличными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сенситивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

  • Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти

способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сенситивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx78.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №842»

Дошкольное отделение корпус 115

РЕКОМЕНДОВАНА                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                     Старший воспитатель ГБОУ «Школа№842»

протокол _№1__                                                                Халикова В.В.  _______________

      от «03»_сентября 2018 года                                           «_03 сентября_» 2018 года

Рабочая программа воспитателя

по программе "От рождения до школы"

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

подготовительная к школе группа №2

Воспитатели:

Демидова О.В.

Полянская Н.С.

г. Зеленоград, 2018-2019 уч. год

Описание: Рабочая программа группы раннего возраста на 2014-2015 уч.год

Содержание

1.  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

1.1.1.  Цели и задачи реализации Программы  

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы  

1.1.3.  Возрастные и индивидуальные особенности детей  6 - 7 лет  

1.1.4.  Планируемые результаты как целевые ориентиры освоенияПрограммы

1.1.5.  Особенности проведения педагогической диагностики

Приложение №1. Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7лет) дошкольной образовательной организации. ФГОС»

2.  Содержательный раздел

Обязательная часть

2.1.  Содержание образовательной деятельности в соответствии направлениями развития ребенка (в пятиобразовательных областях)

2.1.1.  Социально-коммуникативное развитие  

2.1.2.  Познавательное развитие  

2.1.3.  Речевое развитие  

2.1.4.  Художественно-эстетическое развитие  

2.1.5.  Физическое развитие  

2.2.  Примерное комплексно-тематическое планирование  

Приложение №2 «План воспитательно-образовательной работы».

Часть, формируемая участниками образовательногопроцесса

2.3.  Использование инновационных психолого-педагогическихтехнологий

2.4.  Использование парциальных программ  

2.5.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников  

2.6.  Культурные практики  

3.  Организационный раздел

3.1.  Организация жизнедеятельности детей  

3.1.1.  Оздоровительный режим на холодный период

3.1.2.  Оздоровительный режим на теплый период  

3.2.  Психолого- педагогические условия реализацииПрограммы

3.3.  Физкультурно-оздоровительная работа  

3.3.1.  План оздоровительных мероприятий  

3.3.2.  Режим двигательной активности  

3.4.  Проектирование образовательного процесса  

3.4.1.  Объем учебной нагрузки в соответствии с требованиямиСанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.

3.4.2.  Циклограмма организованной образовательной деятельности

3.5.  Модель организации образовательного процесса  

3.6.  Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды

3.7.  Методическое обеспечение Программы  

3.8. Организационно-методическая поддержка образовательного процесса.

4.  Дополнительный раздел

4.1.  Аннотация к рабочей программ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с ООП Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №842" в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей подготовительнойгруппы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям:

* социально-коммуникативное развитие;

* познавательное развитие;

* речевое развитие;

* художественно-эстетическое развитие;

* физическое развитие.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14ноября 2013 г. № 30384);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая

2013 г. № 28564).

- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №842".

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, поддержка детской инициативы, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в со- временном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи Программы:

- Укреплять здоровье;продолжить закаливание и развитие двигательной активности детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представлений об окружающем, формировать элементарных математических представлений;

- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира  природы  поведения,  формировать  осторожное  и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- Формировать понятие целостной картины мира, приобщать к словесному искусству, развивать грамотную литературную речь;

- Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности, приобщать к изобразительному искусству.

- Обогащать социальное представление о людях, о труде взрослых, и его роли в обществе и жизни каждого человека;

- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи детей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (от младенчества до дошкольного возраста);
  • развивающее образование;
  • амплификация (обогащение) детского развития;
  • культуросообразность, учет национальных ценностей;
  • научная обоснованность и практическая применимость (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • полнота, необходимость и достаточность (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграция образовательных областей;
  • комплексно-тематическое построение образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • построение и осуществление образовательного процесса на игровых формах работы с детьми;
  • варьирование в соответствии с региональными особенностями;
  • преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Задачи психолого- педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

  1. 1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей  подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
  • Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

  • Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперироватьразличными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сенситивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

  • Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти

способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сенситивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

  1. 1.1.4. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 6 -7 лет

1.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; может контролировать

свои движения и управлять ими; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

2.

Ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно – следственными связя-

ми, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

3.

Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства.

4.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Старается разрешить конфликты.

5.

Ребенок умеет подчинять разным правилам и социальным нормам.

6.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

7.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детскойлитературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

8.

Ребенок способен к волевым усилиям.

9.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, в общении, в познавательно – исследовательской деятельности.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуацию.

1.1.5. Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей

В соответствии с ФГОС ДО педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Вариативность образования предполагает необходимость учёта всех особенностей развития детей (каждого ребёнка и группы в целом) при планировании содержания и организации образовательной деятельности (форм, методов, технологий и т.д.), что отражается в рабочей программе воспитателя. Основой для разработки рабочей программы (планирования деятельности воспитанников в конкретной группе) является педагогическаядиагностика – оценка индивидуального развития детей.

Педагогическая диагностика в ГОУ «Школа №842" в дошкольном отделении осуществляется по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7лет) дошкольной образовательной организации. ФГОС». Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного к школе возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1        балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2        балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3        балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4        балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5        баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает  2        этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный харак-тер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Диагностика проводится 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. В сложных случаях (при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья) возможно дополнительное проведение диагностики с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута.

2. Содержательный раздел

Обязательная часть

2.1.Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях).

Содержание Образовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к программе "От рождения до школы "под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе № 5 «Кораблик» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 199»

Аннотация к программе"От рождения до школы "под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе № 5 «Кораблик» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 199»...

Перспективно - тематическое планирование по познавательному развитию (формирование целостной картины мира). По программе « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой вторая младшая группа ( 3-4года)

Перспективно - тематическое планирование по познавательному развитию (формирование целостной картины мира). По программе « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово...

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ, М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ Первая младшая группа

В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми на весь учебный год в первой младшей группе (от 2 до 3 лет) из опыта работы авторов-составителей, которые помогут пе­дагогам построить систему р...

Перспективный план организованной образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в средней группе на 2020-2021 год

Перспективное планирование составлено на учебный год по четырем образовательным областям: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",  "Речевое разви...

Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой вторая младшая группа

Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отноше­ния к ребенку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловече­ских цен...