ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

Сосновская Нелли Богдановна

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Коллективистическая направленность - это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сдержанности, ответственности перед группой сверстников, что формируется у детей дошкольного возраста на протяжении всего дошкольного возраста.

        Решению задач формирования коллективистической направленности у детей способствует ряд условий:                        

* создание необходимой предметно-пространственной среды для удовлетворения потребностей каждого ребёнка  деятельности, общении. познании;

        * расширение интересов детей и их направленности;

        * обеспечение каждому ребенку эмоционального комфорта  в группе сверстников;

        * постепенное объединение детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг  к другу;

        * организация коллективной деятельности, позволяющей представить значимость каждого ребенка для сверстников, для получения значимого результата;

        * формирование у детей способов проявления коллективистической направленности.

         Коллективистическая направленность у детей дошкольного возраста будет развиваться в том случае, если педагог будет оценивать деятельность ребёнка, его знания, умения и интересы с точки зрения возможностей для обогащения сообщества детей, членом которого он является, а у детей будет воспитываться желание и умение поддерживать другого ребёнка. Поэтому перед воспитателем стоит задача осуществлять взаимодействие и индивидуально с ребёнком, и со всей группой детей.

        Целью первого этапа является расширение и углубление имеющихся интересов у детей, закрепление представлений о коллективистических качествах личности. воспитание направленности поведения на сверстника. Здесь очень важно организовать жизнь детей таким образом, чтобы каждый из них мог реализовать свои интересы. Воспитателю необходимо поддерживать детские замыслы, подсказывать, как можно расширить содержание деятельности, положительно оценивать незначительное стремление ребенка к реализации какого-либо замысла. Этими приемами педагог показывает детям, что он знает и поддерживает их интересы, положительно оценивает их значимость для группы. Он поощряет возникающие по их инициативе небольшие объединения по интересам. Даже в старшем возрасте в силу разных причин не у всех детей сформированы умения, необходимые для оказания той или иной услуги. Часто дети не владеют способами общениями, помогающими им обратиться за помощью или предложить помощь, проявить инициативу. Развитию этих навыков способствует положительный пример конкретного ребенка, образец поведения воспитателя. На этом этапе целесообразно организовывать занятия, на которых формируются и совершенствуются представления детей о коллективистических качествах личности: взаимопомощи, товариществе, сопереживании, дружбе (чтение художественных произведений, этические беседы, рассматривание сюжетных картин и т.д.). Эффективным средством формирования таких представлений является совместное обсуждение смысла пословиц "Помогай другу везде, не оставляй его в беде", "Нет друга - ищи, найдёшь - береги", "Человек без друзей, что дерево без корней", а также действий литературных героев в социально значимых ситуациях. В процессе таких бесед желательно, чтобы воспитатель вовлекал всех детей в общее обсуждение, не подавлял их активности, побуждая к доказательству справедливости своего суждения или несогласия с мнением сверстника. На музыкальных, физкультурных занятиях, занятиях изобразительной деятельностью следует акцентировать внимание на проявлении детьми коллективистических качеств, подчеркивать значимость правильных ответов и действий каждого ребёнка для всей группы. Помощь детей друг другу не должна подменяться выполнением действий, направленных на решений задачи другим ребёнком. Да и сами дети зачастую отказываются от помощи, которая отстраняет их от самостоятельной реализации задуманного. Воспитателю следует помочь осознать, что есть разные способы оказания помощи: совет, показ, совместные действия. Таким образом, к концу первого этапа определяются интересы каждого ребёнка; углубляется интерес детей к определенной деятельности; расширяются преставления детей о коллективистических качествах.

        Однако проявление этих качеств в поступках детей может носить еще случайный, эпизодический характер. Достижение таких результатов служит показателем реализации выдвинутых задач и перехода к решению более сложных задач на в тором этапе.

        Целью второго этапа является расширение круга интересов детей, способствование их объединению на основе общих интересов и положительных взаимоотношений, закрепление представлений о своей значимости для сверстников. формирование направленности на других детей достигается путем расширения интереса к другим видам деятельности. Помогут такие приемы, как сюрпризный момент, положительная оценка, показ результатов, проявление радости по поводу их достижений.

        Создание подобных ситуаций помогает снять скованность отдельных детей в общении со сверстниками, почувствовать свою защищенность среди них, радость общения. Ощущение своей значимости для других является стимулом для возникновения у детей эмоциональной отзывчивости, для более легкого вхождения в группу детей. Благодаря совместному участию в деятельности дети учатся дорожить вниманием другого человека. На этом этапе дети не всегда могут сразу учесть желание сверстников, поэтому надо продолжать формировать у них способы проявления направленности на сверстников. Постепенно дети становятся внимательнее друг к другу, предупредительнее, легко осуществляют совместные действия. Приобретённые умения совместно действовать, планировать, согласовывать деятельность ещё не являются свидетельством значимого результата на пути формирования коллективистических качеств.

        Чтобы проявление сопереживания, сочувствия, радости за другого ребёнка стало нормой детской жизни, надо привлекать детей к самоанализу своих действий во время занятий. Свободному самопроявлению детей на занятиях будет способствовать то, что дети могут свободно передвигаться, выполнять работу и сидя и стоя, обмениваться впечатлениями, советовать друг с другом. Возможны ситуации, когда, несмотря на установку объединяться, кто с кем хочет по три человека, дети могут изменить тем объединениям, в которых участвуют в повседневной жизни. Причин смены объединения может быть несколько:

        - Расширился круг интересов ребёнка;

        - Произошла смена интересов;

        - Более совершенные навыки деятельности у детей в новой объединении;

        - Захват лидерства в старом объединении кем-то из детей;

        - Возникновение повышенной симпатии к кому-то из детей в новом объединении.

        Любая из причин свидетельствует, что ребёнок стоял перед выбором и смог осуществить его, ориентируясь на согласование своих запретов с установкой объединения. Основанную на этом деятельность детей надо направлять так чтобы создать у ребёнка ощущение своей значимости для достижения результата. Для этого можно предложить подвижные дидактические игры. В качестве способа руководства рекомендуем следующее:

        * детям , которые пожелали играть  в игру при первом ее предложении воспитателем, следует объяснить её правила;

        * при повторных предложениях этой игры в другие дни право объяснить правила передается детям, которые в эту игру уже играли;

        * следует подчеркнуть значимость тех детей, которые смогли научить сверстников играть в новую игру(значимость отдельных детей при необходимости следует подчеркивать и в процессе освоения содержания игры).

        Указанные рекомендации эффективны и при организации труда. Чтение художественных произведений позволяет не только формировать, закреплять, обобщать представления детей о положительных нравственных качествах и поступках героев, но и очень часто может являться основой, стимулом для планирования деятельности, общей для всех и значимой для конкретного ребёнка.

        Таким образом, во втором этапе расширение круга интересов каждого ребёнка, объединение на их основе, возникновение у каждого ощущения собственной значимости для сверстников способствует созданию реальной основы для проявления коллективистических качеств в детском поведении.         

На третьем этапе ставится задача совершенствования проявлений коллективистической направленности у каждого ребёнка в совместной деятельности, создания представлений о значимости каждого участника для достижения общей цели. На этом этапе индивидуальная работа и работа со всей группой сливаются. Очень важно создавать для детей ситуации, вызывающие у них затруднения, выход из которых возможен путём приложения собственных усилий, совместного обсуждения.

        На занятиях и в самостоятельной деятельности педагог создает условия для коллективного творчества детей, объединенных одной целью, в которой находили бы отражение и личные детские интересы, коллекционирование, совместное описание картины, труд, подготовка и проведение игр-драматизаций. Театрализованная деятельность обладает большими возможностями для удовлетворения интересов каждого ребенка, которые чаще всего совпадают с общей целью, так как направлены на получение общего результата. Каждый ребёнок чувствует себя уверенным в сообществе сверстников, основанном на взаимопомощи. Формирование направленности на другого возможно, если педагог в своих действиях ориентируется на ценность личности ребёнка для группы сверстников, когда каждый из них чувствует поддержку всеми. В связи с этим особую значимость приобретают детские "изобретения", возникающие в результате или в процессе совместной деятельности. Главное - во время их заметить, стимулировать других детей к их использованию, а придание им имен собственных превосходит все ожидания в повышении статуса ребенка в группе сверстников. Совместный успех приводит детей к мысли, что доставлять радость другим очень приятно. Эти ощущения надо трансформировать в другие виды деятельности посредством основанных на них мотировок (помочь малышам, сделать при-ятное помощнику воспитателя, поднять настроение, украсив группу, и т. д.)

        Постепенно понимание того, что проявляя помощь, заботу, уважение и другие коллективистические качества нужно не только по отношению к близким людям, друг другу, но и к малышам, к посторонним, находит отражение в рисунках, поступках, поведении в повседневной жизни.

        таким образом, формирование коллективистической направленности личности дошкольника проходит три этапа:

        1 этап - формирование у ребёнка направленности на сверстников, представлений о коллективистических качествах личности, углубление его интереса к различным видам деятельности;

        2 этап - создание у ребёнка  ощущения собственной значимости для сверстников, тяготения к ним на основе совпадения интересов, формирование стремления к положительному результату в общей деятельности,

        3 этап - повышение уровня самостоятельности в проявлении коллективистической направленности при расширении интересов, формирование потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и      занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...

План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....