Игры, направленные на формирование лексического компонента речи детей дошкольного возраста. Игры на развитие звукового анализа слов!
консультация (старшая группа) на тему

Филина Марина Николаевна

Памятка родителям для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_rechi_deti_5_let.docx387.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры, направленные  на формирование лексического компонента  речи детей дошкольного возраста

1. «Договори слово»
- Высокий, тонкий, пятнистый…
- Лохматый, косолапый…
- Голодный, серый, злой…
- Маленькая, быстрая, проворная…
- Хищный, сильный, полосатый…
- Яркое, теплое…
- Серый, колючий…

2. «Третий лишний»

Друг, печаль, враг.
Высокий,
большой, низкий.
Ночь,
сутки, день.
Длинный,
 большой, короткий.
Радость,
 радостный, печаль.
Большой
, низкий, маленький.
Поднимать, опускать,
брать.
Белый,
длинный, чёрный.
Давать,
продавать, брать.
Тяжёлый,
длинный, лёгкий.
Покупать, продавать,
отдавать.
Короткий,
маленький, длинный.
Говорить,
идти, молчать.
Хороший,
светлый, плохой.

3. Закончи предложение…
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка..
Золушка добрая, а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук…
Суп горячий, а компот…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Река широкая, а ручеек…
Днем светло, а ночью…
Заяц скачет быстро, а черепаха ползет…

4. Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами.
Шить – вязать.
Класть – ставить.
Строить – чинить.
Бросить – поймать.
Мыть – стирать.
Чистить подметать.
Нести – везти.
Лежать – спать.
Рисовать – раскрашивать.

5. «Назови детёнышей животных»

Домашние

Кошка -  (котёнок), Собака – (щенок), Корова – (телёнок), Лошадь – жеребёнок, Коза – (козлёнок), Овца – (ягнёнок), Свинья – (поросёнок), Мышка – (мышонок), гусь – (гусёнок), курица – (цыплёнок), Крыса – (крысёнок), Утка – (утёнок), Индюк  - (индюшонок) и так далее.

Дикие

Белка  - (бельчонок), Лось – лосёнок, Олень – (оленёнок), Лягушка – (лягушонок), Медведь – (медведица), Ежиха – (ежата), Волк – (волчонок), Лиса - (лисёнок), Верблюд – (верблюжонок), Лев – (Львёнок), Тигр – (тигрёнок), Заяц – (зайчонок)…..

6. «Кто  что делает?»

Змея, пловец, повар, почтальон, учительница, лягушка, продавец, девочка, лошадь, самолёт, пароход, тигр, воспитательница, врач, кошка, автомобиль, солнце, ластик, холод, собака, воробей, шофёр, мальчик, снег, прачка, козёл, ворона, самолёт….

7. «Кто как голос подаёт?»

Поросёнок, лягушка, утка, ворона, лошадь, мышка, гусь, корова, волк, петух, курица, индюк, собака, воробей, мышь, тигр, кукушка, осёл, жук, коза, ёжик…

8. «Для чего нам нужен этот предмет?» («Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, зачем человеку нужен велосипед?)

Холодильник, сковорода, метла, иголка, магнитофон, кресло, кровать, ложка,  светильник, вода, нож, дом, фонари на улице, двери, веник, шкаф, валенки…

9. «Назови части предметов»

Чайник: донышко, носик, крышка, ручка.

Стул: спинка, ножки, сиденье.

Диван, человек, грузовая машина…

Игры на развитие      Сказка

  звукового анализа слов!

  1. Игра «Хлопни пузыри»

Представь, что летят мыльные пузыри, а внутри них находятся звуки. Хлопни в ладоши тогда, когда подлетит пузырь со звуком {С} Взрослый произносит звуки: ш, с, з, с, ш, ц, с, з, жСказка

  1. «Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников.

  1. «Три слова».

Цель: учить ребёнка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход игры: Взрослый – Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел. Где ты услышал звук «у»: в начале, середине или конце слова?

Рекомендации: Если ребёнок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребёнку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова, и труднее услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребёнком звука из слова.

  1. «Картинки». 

Цель: учить ребёнка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход игры: Взрослый – Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки? (Апельсин, аист, арбуз).

Рекомендации: Если ребёнок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, выделяя голосом нужный звук. Заранее подберите картинки на звуки «а, о, у, и».

5. Игра. Назвать слова, в составе которых есть данный звук: С-собака, сумка, усы, нос, автобус; Ж-жук, ножи, жираф, ножницы. Дополнительное задание: определить место звука в слове (начало, середина, конец).

  1. «Путешествие по комнате».

Цель: учить ребёнка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: Воспитатель – У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук «с». На найденные предметы мы будем класть фишки: я – красные, вы – синие. Начали!

Рекомендации: Предложите детям проверить правильность выполнения вами задания, похвалите, если сами заметят ошибки, затем проверяйте их, дайте оценку.

  1. «Волшебники».

Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход игры: Воспитатель – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а вы первый звук будете заменять звуком «с». ТОК, ДОМ, ЛУК.

Рекомендации: В начале игры уточните, с какого звука начинается названное слово, помнит ли ребёнок, на какой звук надо заменять первый звук в слове. Дайте образец.

8. Игра «Внимание!»

Я буду называть слова, а ты как только услышишь слово, в котором есть звук К – хлопни в ладоши один раз, а если услышишь звук Г – хлопни два раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул.

Желаем удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на развитие звукового анализа слова "Кто поможет бабочке?"

С помощью данной игры, дети совершенствуют навык звукового анализа слова....

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

Дидактические игры по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста "Эколята"

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельнос...

Портфолио: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста со слоговым и звуковым составом слова»

         Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступны...