Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Алексеенко Андрей Анатольевич

Тема 7 - Характеристика музыкальной игры

Тема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнка

Тема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игры

Практическая работа 3

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тест начат

Воскресенье, 24 Апрель 2016, 17:23

Состояние

Завершено

Завершен

Воскресенье, 24 Апрель 2016, 17:38

Прошло времени

14 мин. 47 сек.

Баллов

6,00/6,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Действия уподобления характеру музыки могут быть:

Выберите один ответ:

a. инструментальные

b. вокальные

c. двигательные

d. все ответы верны Верно

e. тактильные

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Игра-сказка в дошкольном возрасте может приобретать форму

Выберите один ответ:

a. моноспектакля

b. по типу телепередачи

c. балета, оперы, оперетты Верно

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Игры-инсценировки, игры-настроения, игры-размышления скорее основываются на механизме:

Выберите один ответ:

a. уподобления звучанию

b. музыкально-творческой импровизации

c. интерпретации музыкального образа Верно

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Импровизация – это:

Выберите один ответ:

a. личностное осмысление и истолкование содержания музыки, оформленное в виде эмоционально окрашенного сюжетно-ролевого действия

b. особый вид творческой деятельности, в котором совпадают его процесс и продукт Верно

c. предметно-игровые действия, которые максимально развернуты и соотнесены с познаваемым объектом

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Музыкальная игра-сказка имеет существенные признаки:

Выберите один ответ:

a. наличие музыкальных образов (лейтмотивов) у каждого героя сказки

b. все варианты верны Верно

c. созвучность литературной и музыкальной драматургии в сказке

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Музыкально-игровое творчество детей дошкольного возраста последовательно развивается от:

Выберите один ответ:

a. от непосредственного фантазирования к подражанию и точному соответствию требования развития художественного образа

b. действий уподоблений к индивидуальной интерпретации и творческой импровизации Верно

c. от эмоциональных непосредственных действий реактивного характера к действиям, соответствующим характеру задуманного музыкального образа



Предварительный просмотр:

Тест начат

Воскресенье, 24 Апрель 2016, 17:47

Состояние

Завершено

Завершен

Воскресенье, 24 Апрель 2016, 17:55

Прошло времени

8 мин. 3 сек.

Баллов

6,00/6,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

В литературоведении не выделяется как подвид:

Выберите один ответ:

a. авторские сказки

b. бытовые сказки

c. сказки о человеке Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Дошкольники очень любят сказки, потому что в них

Выберите один ответ:

a. много поучительных ситуаций

b. в скрытой форме представлены нормативные модели поведения

c. компенсируется недостаток действия в реальной жизни Верно

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Музыкальная игра-сказка в наивысшей форме своего развития представлена как

Выберите один ответ:

a. самостоятельная игровая деятельность дошкольников

b. оба варианта верны Верно

c. эстетически оформленный музыкальный спектакль

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Педагогическая ценность музыкальной игры-сказки:

Выберите один ответ:

a. в удовлетворении потребности в эмоциональном насыщении деятельности и творчестве

b. накопления опыта восприятия музыки в привлекательной для детей игровой деятельности

c. в общении детей и взрослых

d. верны все варианты Верно

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Сказка рассматривается как:

Выберите один ответ:

a. исторически сложившееся устойчивое художественное явление, воспроизводящее необычное, а иногда и глубоко-фантастическое содержание событий разных эпох, рассказываемое в познавательных, воспитательных, занимательных и эстетических целях

b. оба определения верны Верно

c. специфический код культуры, который передается от старшего поколения к младшему в виде значимой для него системы ценностей и предпочтений

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Стержень музыкальной игры - сказки

Выберите один ответ:

a. литературное произведение

b. музыка Верно

c. театральная деятельность детей



Предварительный просмотр:

Тест начат

Воскресенье, 24 Апрель 2016, 18:26

Состояние

Завершено

Завершен

Воскресенье, 24 Апрель 2016, 18:28

Прошло времени

1 мин. 50 сек.

Баллов

6,00/6,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Заключительный период в руководстве музыкальной игрой- сказкой включает:

Выберите один ответ:

a. подготовку музыкального спектакля для зрителей

b. все варианты ответов верны Верно

c. стимулирование и косвенное руководство самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Методы уподобления характеру художественного образа музыкального произведения чаще применяются:

Выберите один ответ:

a. в поисково-творческий период

b. на этапе творческого развития игровой деятельности

c. на начальном этапе руководства музыкальной игрой-сказкой Верно

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально-игровой деятельности – это приоритетная задача:

Выберите один ответ:

a. эстетического развития дошкольника

b. музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и формирования основ музыкально-эстетической культуры Верно

c. музыкального образования детей

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Поисково-творческий период в руководстве сказки включает методы:

Выберите один ответ:

a. методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника)

b. методы интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста

c. метод озвучивания интонации разными способами (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) используется для передачи ребенком собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение

d. все варианты ответов верны Верно

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Поисково-творческий этап предполагает:

Выберите один ответ:

a. поиск выразительных способов игровых действий при создании образов персонажей сказки Верно

b. поиск музыкальных произведений, составляющих драматургическую основу музыкальной игры-сказка

c. поиск сказки и знакомство детей с сюжетом и содержанием игры

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Творческий период в руководстве музыкальной игрой сказкой предполагает:

Выберите один ответ:

a. вариативный подход к исполнению ролей, роль не закреплена за каждым играющим

b. закрепление за каждым ребенком игровой роли Верно

c. все варианты верны



Предварительный просмотр:

Проект музыкальная игра-сказка «Лебединое озеро»

1 этап - подготовительный

Выбор сказки, написание сценария, подбор муз.сопровождения к сюжету и образам героев. Здесь важно учесть то, что сказка не должна быть продолжительной по времени, её сюжет должен разворачиваться в течение 15-30 минут, соответствовать возрасту дошкольников. При подборе муз.фрагментов необходимо проявить эстетический вкус, особую художественную деликатность. Хочу отметить, что народную сказку можно озвучить произведениями музыкального фольклора, а сказку русского писателя – произведениями русских композиторов.

2 этап - ознакомительный

Необходимо донести до ребенка смысл, содержание сказки, помочь прочувствовать  выразительность характеристик образов. В процессе занятий обогащался «словарь эмоций» детей, словарный запас пополнялся новыми словами и образными выражениями.

 3 этап – поисково-творческий

Все дети исполняют одновременно одну роль, каждый по-своему «проживая» ее, выражая свое отношение, свои чувства и переживания. ребенок становится в позицию творца и как бы заново создает произведение искусства для себя и для других людей. Важно не допускать при этом натаскивания, многократных повторений, чтоб не навредить радостной атмосфере творческого поиска, не притупить интерес к игре.

4 этап - творческий

Дети выбирают себе роли. Сказка проигрывается фрагментами и целиком. На этом этапе дети уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного.

Из опыта работы над игрой-сказкой

Подготовительный этап 

Подготовительный этап в руководстве игрой-сказкой включал подбор музыкального сопровождения к сюжету и образам сказочных героев. На этом же этапе проходило знакомство детей с содержанием сказки, слушание музыкальных фрагментов из балета «Лебединое озеро».

Работа над игрой-сказкой проводилась со всеми детьми 1 возрастной группы.

Углубленная работа осуществлялась на ознакомительном этапе.

Я, как муз. рук,  решал следующие задачи:

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к музыке балета;

обогащение представления о музыкальных жанрах;

формировала у детей умение передавать характер музыки в песенном творчестве, двигательных, образных, танцевальных импровизациях;

Музыкальные встречи проходили в форме творческой игры, когда дети, слушая музыку, в соответствии с её звучанием находили выразительные движения для каждого образа сказки, менялись ролями, обсуждали наиболее выразительные варианты.

Направляя деятельность детей,  я показывал  варианты движений, музыкальных и певческих импровизаций, наиболее выразительно передающих сказочные образы, стимулировал творческую активность детей , используя такие игры, как «Музыкальные портреты», «Ритмические загадки», «Танцевальные фантазии».

 Несколько музыкальных встреч были посвящены теме «Фанты». Дети сами придумывали друг другу творческие задания: исполнить танец или песню, прочитать стихотворение.  Нам хотелось показать все детские находки, и мы соединили исполнение на музыкальных инструментах, вокализацию, маленький фрагмент дуэтного танца в игре «Фанты», а мелодекламацию  показали в задании  «всех напугать»  в сцене дня  рождения принца.

На этом этапе дети помогли нам с выбором музыкальных произведений к образу лебедей.  Петром Ильичом Чайковским написано много произведений, посвященных этому образу. Все они разнохарактерны и очень ярко, выразительно «рисуют» образ лебедей. Только в процессе творческих игр с детьми «Сочини песню лебедя», «Исполни танец лебедя»  мы смогли определиться с музыкальными произведениями. Так:

  • Озеро лебедей –  Акт  II Andante – Allegro
  • Танец лебедей – Акт  II Scene Moderato  
  • Рассказ Одетты – Акт  I Pas de deux II. Andante - Allegro
  • Акт II Dances of the swans IV. Allegro moderato – игра в оркестре

2 сцены в сказке посвящены празднику во дворце. Расширить представление детей об эмоции «радость», способствовать открытому проявлению эмоций позволили такие игры, как «Муз маски», «Изобрази героя голосом».

Когда дети овладели мимикой, жестами, вокализацией, выразительными движениями в танцевальных импровизациях, мы перешли на следующий этап работы – поисково-творческий.

На этом этапе решалась задача вслушивания в музыку, различение и запоминание музыкальных характеристик образов сказки и поиск вариантов передачи настроения музыки в движениях.

Для формирования у старших дошкольников представлений о музыкальных выразительных средствах мной использовались приемы «словесное рисование» и рисование красками иллюстраций к сюжету музыкальных произведений.  

Так, например, дети, слушая музыку («Moderato» из 2 акта 10 сцены балета, «Вальс лебедей»  Andante - Allegro из 2 акта балета, «Вальс лебедей» Tempo di valse  из 2 акта балета), представляли образ Одетты – главной героини этой музыкальной сказки. Затем предлагалось с помощью слов «нарисовать» портрет Одетты, «Какой вы её увидели?». Давайте с помощью муз инструмента изобразим красоту девушки-лебедя.

Для развития у детей способности определять разные настроения и их оттенки использовался метод контрастного сопоставления.

Так, например, детям предлагалось послушать и сравнить, как композитор  П.И. Чайковский с помощью музыки рисует положительные и отрицательные образы героев,  

Использовалась музыка: «Moderato» из 2 акта 10 сцены балета, «Вальс лебедей»  Andante - Allegro из 2 акта балета, «Вальс лебедей» Tempo di valse  из 2 акта, фрагмент сцены  Allegro из III  акта. Акт III Pas de six VI. Variation V Moderato - Allegro semplice

  • Так же интересно проходила игра «Угадай эмоцию» или «Угадай гостя»

(Дети, договариваясь, распределяют между собой роли:  принца –  Ротбарта и Одетты – Одиллии.   Не представляясь по имени, ведут короткий диалог между собой.  Остальные ребята должны по интонации, движениям и мимике правильно определить образ героя).

Были предложены задания, направленные на нахождение детьми связи речевой интонации со звучанием детских музыкальных инструментов. Для этого была использована игра «Голос инструмента».

  • Муз.рук: «Все лебеди очень красивые и такие разные! И у каждого своя мелодия, созвучная характеру! Кто хочет исполнить песню лебедя?»

Проводится творческая игра «Сочини песню лебедя».

На этом этапе музыкальная сказка проигрывалась в форме интерпретации диалогов, интерпретации сцен.

Последний, творческий период предполагал целостно обыгрывание сказки и углубленное развитие творчества в процессе музыкально-игровой деятельности.

Логическим завершением музыкальной игры-сказки стала подготовка спектакля, где дети играли не для себя, а для зрителей. В этой форме музыкальная игра-сказка может быть включена в праздничное развлечение или непосредственно стать сюжетом праздничного утренника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ

Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности

Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...