Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Мельниченко Надежда Васильевна

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, учатся регулировать отношения с окружающими людьми. Однако, для развития полноценного взаимодействия детей недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Необходимо учить дошкольников нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные и безопасные формы общения с людьми и окружающей действительностью, формируются социальные компетентности.

Помочь детям научиться узнавать и понимать правила жизни, а также соблюдать их, и применять в различных видах социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, помогает применение педагогами методов кейса.

Кейс-технология направлена на освоение знаний, на формирование новых качеств и умений. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, в каждой группе были разработаны правила поведения, отражающие организационные, коммуникативные и коммуникативно-организационные аспекты жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Правила, в создании которых принимают участие сами дети, рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении соблюдаются определенные требования.

Правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка. В формулировках необходимо избегать отрицательной частицы «не». Правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми. Требования   и      запреты   сообщаются   дружественно-разъяснительным   тоном. К запрету предлагаются альтернативные способы поведения. Для усвоения правил

 

используются карточки с изображением определенных ситуаций, закрепленные в различных частях группы.

У детей ненавязчиво закрепляются навыки безопасного поведения и общения, как во время режимных моментов, так и в самостоятельной свободной деятельности. Прослеживается гендерный подход к воспитанию мальчиков и девочек, развиваются интегративные качества, воспитываются навыки дружеских взаимоотношений, навыки этикетного поведения. Побуждается желание быть веселым, вежливым, внимательным, аккуратным.

Чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность, а  только поведение.

У детей старшего дошкольного возраста поведение становится более регулируемым, улучшается самоконтроль, появляется оценивание и критичность своих и чужих поступков и действий. Одновременно с этим увеличивается количество непредсказуемых проказ и шалостей, которые требуют постоянного контроля и регулирования со стороны взрослых.

Культура поведения и общения детей и взрослых, углубление интереса к социальному миру, привитие оптимальных форм безопасного поведения в обществе, развитие коммуникативных способностей детей – основные задачи при формировании социальных компетентностей дошкольников.

Эффективным методом формирования нравственных представлений у наших воспитанников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют, в основном, подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, сказочных героев, персонажей мультипликационных фильмов и книг. Через кейс методы педагоги совместно с детьми дают характеристику тем фактам и поступкам, которые они наблюдали или совершали в общении со сверстниками или взрослыми, разбирают поведение героев из художественных произведений, инсценируют сказки, работают с картинным и наглядным материалом, имеющий скрытый смысл, обыгрывают различные ситуации. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке действий и событий, помогают

 

ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступить в соответствии с правилами нравственного и безопасного поведения.

Итогом почти каждой этической беседы становится совместное формулирование правила поведения для разбираемой ситуации. Педагог на мольберте символично изображает главную мысль правила. Иногда, после анализа разбираемых поступков, детям предлагается самим нарисовать карточку с правилом. Ребята рассматривают рисунки и принимают совместное решение - что же должно стать символом именно этого правила.

Все правила собираются в отдельную папку – «Книгу правил». Дети с удовольствием просматривают карточки-символы и рассказывают друг другу о правилах поведения в изображенных ситуациях.

Овладение правилами поведения способствует образованию у дошкольников твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитанию организованного и безопасного поведения, формированию социальных компетентностей. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keysov.docx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная компетентность детей дошкольного возраста.

Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному период, в котор...

Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях

Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

«Формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

«Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Важное место в перечне компетентн...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В данном пособии приводятся примеры конспектов экологического содержания, примерного тематического плана для организации воспитательного процесса и проведения образовательной деятельности с детьми дош...

Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....

Статья "Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста"

В статье описвыается проэтапное формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста....