«Формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
материал по развитию речи на тему

«Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Важное место в перечне компетентностей  занимает читательская компетентность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время, с развитием различных технологий, человек должен учиться в течение всей своей жизни. Условием успешного самообразования является сформированность компетенций. Об этом  очень подробно изложено в концепции модернизации российского образования, которая подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Важное место в перечне компетентностей  занимает читательская компетентность. В современном мире встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. Еще В.Сухомлинский говорил, что: «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».          

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве - это кропотливый, долгий процесс. Читатель способен мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, быстро находить правильное решение. Он имеет больший объем памяти и творческое воображение, свободнее пишет, приятен в общении, самостоятелен в суждениях и в поведении. Таким образом, чтение формирует духовно зрелого, культурного и социально ценного человека. Читательская культура – это общение ребенка с книгой, культура восприятия (понимание, эмоциональность) прочитанного, наличие соответствующих возрасту литературных знаний. Под «читательской компетентностью», опираясь на подход И.А. Зимней,  мы понимаем внутреннее психологическое новообразование, имеющие такие характеристики как:

-готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект)

-владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект)

-опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект)

-отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект)

-эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности: необходимые знания, умения, навыки, позволяющие ребенку ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Прежде отметим, что потребность в способности читателя, слушателя, превращать содержание текста в личный опыт возникает в дошкольном возрасте, а точнее в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок, научившийся различать и понимать обращенную к нему речь взрослого с опорой на конкретную ситуацию, начинает осваивать приемы понимания связной контекстной речи. Необходимо развивать читательский интерес еще в дошкольном возрасте, ведь книга, прочитанная в детстве,  остается в памяти на всю жизнь.

         Цель моей работы в этом направлении: формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Этот вид деятельности близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи, здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно выложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т.д.), что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности.

Задачи для педагога:

-анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта,

-разработка программы,

-создание предметно-развивающей среды для применения развивающих и инновационных технологий для формирования  компетентностей  ребенка,

-приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

 - воспитание общительного, творческого, эмоционального  ребенка, владеющего словом, понимающего партнера;

- воспитание и развитие памяти, мышления, внимания, воображения, чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства в каждом ребенке;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской речи, общению и речевой выразительности;

- совершенствование творческой самостоятельности, игровых навыков детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;

- активизация познавательного интереса и мыслительного процесса  у детей.

Знакомство с театром происходит в атмосфере приподнятого настроения, волшебства, праздника. Начинается оно с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, сначала педагог знакомит детей с книгой, читает сказки, стихи с просмотром иллюстраций, а затем обыгрывает сказки с помощью кукольных спектаклей.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Людмила Викторовна Куцакова, Светлана Ивановна Мерзлякова рассматривают:

-настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

- театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла

- театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

- куклы на тростях (основа такой куклы-гапит - деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

- куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

В нашем детском саду младшие дошкольники очень полюбили:

- стендовый театр (фланелеграф): с помощью взрослого они находят нужных героев сказок, рассказывают сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка». Сопереживают героям, они любят смотреть картинки в книге, но получают большое удовольствие, когда любимые герои двигаются.

-пальчиковый театр – он очень хорошо способствует развитию речи, внимания, памяти, развивает точность, ловкость, формирует пространственные представления, координацию движений. Смысл состоит в том, чтобы одевая на пальчики героев, ребенок рассказывал сказку, но обязательно по тексту, который заранее читал педагог. Стимулирование пальцев ведет к развитию мелкой моторики, что в свою очередь ведет к развитию речи, умственному развитию ребенка. Об этом свидетельствуют и опыт и знания многих поколений, и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев влияют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие моторики рук и пальцев помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Наибольшую воспитательную ценность представляют игрушки, сделанные детьми, они развивают творческие способности, изобразительные навыки. Например, настольный (плоскостной) кукольный театр: фигурки изготовленные из картона, плотной бумаги.

Переход в театрализованной постановке взрослого к самостоятельной деятельности происходит примерно к 4-5 годам. Дети активно используют вязаный театр, мягкой игрушки, конусный театр.  

Кукла-варежка, кукла-перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее. Они могут рассказать ей сказку, показать любимую книжку, посмотреть картинки, иллюстрации. Тем самым не навязчиво приобщаясь к знакомству с художественной литературой.

         Старшим дошкольникам нравятся театрализованные представления, с которыми они выступают перед родителями и детьми детского сада. Костюмы для выступлений и декорации изготовлены своими руками и с помощью родителей. В группах для детей созданы уголки «Ряжения», где дети самостоятельно проявляют свое творчество.

Успех развития читательского интереса происходит с помощью театрализованной деятельности, а также зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Семья, семейное чтение играют первостепенную роль в становлении дошкольника как читателя. Семья отличается постоянством воспитательного воздействия, так как читающие родители могут быть образцом для подражания. Но в настоящее время семья не оказывает должного внимания к процессу читательского развития ребенка. Мы стараемся привлекать родителей к изготовлению костюмов и кукол, для театрализованных представлений, в чтении вместе с детьми, пополняем материалами «Уголок для родителей» (с материалами в виде рекомендаций, советов, консультаций).

В реализации успешной деятельности используются следующие элементы педагогических технологий:

-игровые технологии;

-личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей;

-здоровьесберегающие технологии;

-групповые;

-индивидуально-дифференцированное обучение, с учетом индивидуальных возможностей;

-взаимодействие с семьей;

-проблемное обучение.

Используются следующие виды деятельности для формирования читательского интереса:

-рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа;

-показ книги (перед началом чтения), чтение сказок, стихотворений;

-артикуляционная гимнастика;

-упражнения в орфоэпическом произношении (скороговорки, чистоговорки);

-упражнения на воображение, имитация движений;

- хороводные игры;

-подвижные игры с героями (использование масок-героев);

-обыгрывание эпизодов, стихов, сказок;

-показ театрализованных представлений.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем их жизнь интересной, содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, дети, в свою очередь, стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, проявляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, активна речевая деятельность, проявляется интерес к чтению. В любых видах деятельности дети проявляют положительные  качества характера, такие как: находчивость, смелость, взаимопомощь, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, любят творческие задания, с удовольствием рассматривают художественную литературу, просят взрослых почитать новую книгу, участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности формирование читательской компетентности  детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи, проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. На  театрализованных занятиях можно решать практически все задачи развития успешной личности ребенка. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа, который будет способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, научится извлекать из текстов полезную интересную информацию.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-З «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ДО; СанПиН.

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3. Гончарова Е.Л. «Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса.-М.:Школа-Пресс 2007

4. Зимняя И.А. Ключевые компет енции – новая парадигма результата образования [Текст]/И.А.Зимняя//Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - с.34-42.)

5. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.

6. Николаенко В.М. «Психология и педагогика». - М, ИНФА-М,2000

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Сказка «Репка» (преобразованная)

вторая младшая группа (конец года) Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!  Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социал...

консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

в данной консультации описаны пути и средства развития речи детей в домашних условиях посредством театральной деятельности....

Презентация на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности" 2021г

Развитие речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада посредством театральной деятельности детского экологического театра «ЭкоДобро»....

Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...