Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Сказка «Репка» (преобразованная)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

вторая младшая группа (конец года)

 

Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

 

 

Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально- личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому.

 

Цели:

 

1.      Стимулировать у детей развитие связной речи.

2.      Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

3.      Совершенствовать артикуляционный аппарат.

4.      Учить использовать выразительные средства и интонации соответствующие характеру героя.

5.      Способствовать усвоению элементов речевого общения

 

 

 

Основной задачей является развить у  ребенка проявление своих эмоций, чувств, желаний и взглядов причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

 

 

 

Задачи:

1.       Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее грамотный строй;

2.       воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии

3.      Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (подражать движениям животных  под музыку, под звучащее слово);

4.      Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированиию активности в игре с персонажами игрушками.

5.       совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок

6.       приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности

                                           вторая младшая группа № 4

Сказка «Репка» (преобразованная)

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Участники:

Репка – М. Варвара

Дед- С. Сева

Бабка- Т. Лена

Внучка – А.Маша

Бобик –  К. Максим

Васька- М.-Б. Марк

Мышка – Д. Софья

Автор- Воспитатель Семыкина АА

Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально- личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому.

Цели:

  1. Стимулировать у детей развитие связной речи.
  2. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  3. Совершенствовать артикуляционный аппарат.
  4. Учить использовать выразительные средства и интонации соответствующие характеру героя.
  5. Способствовать усвоению элементов речевого общения

Основной задачей является развить у  ребенка проявление своих эмоций, чувств, желаний и взглядов причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

Задачи:

  1.  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее грамотный строй;
  2.  воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии
  3. Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (подражать движениям животных  под музыку, под звучащее слово);
  4. Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированиию активности в игре с персонажами игрушками.
  5.  совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок
  6.  приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованные игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, развитие коммуникативных качеств личности, развитие воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Что важно:

- постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

 - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. 

СЦЕНАРИЙ сказки «Репка»( в обработке).

Под музыку «В гостях у сказки» «поровозиком» держась за руки друг за другом вбегают на носочках герои сказки (репка, дедка, бабка, внучка, Бобик котик, мышка), пробежав один круг садятся на отведенные специально для них места. Рядом с домиком стоят три стула, атрибут балалайки для деда и три мягкие подушки на коврике.

Автор: Жили-были

Дед

 (под музыку вышагивает дед, прошел по кругу и уходит к домику. У домика дед берет балалайку, кладет ногу на ногу и начинает играть на ней)

Бабка

 (схватившись за спину ковыляет бабка, прошла по кругу и ушла к домику. Бабка садится рядом с дедом, качает головой и слушает песни деда)

и была у них внучка Машенька, хорошая была внучка, помогала им во всем

 (с подскоками по музыку выпрыгивает внучка, пропрыгала по кругу и ушла к домику)

А: Жил у них и пёсик Бобик (под песенку «Бобик-Бобик лапку дай» выпрыгивает на двух ногах Бобик, лапки держит у груди, периодически звонко гавкает Гав-гав, пропрыгал по кругу и сел на лужайку рядом с внучкой)

А: Жил с ними и кот – Васька (вольяжно выходит котик, ластится, лапкой трет носик и говорит мяуууу-мяяяу, прошел по кругу и садится рядом с Бобиком)

Объяснение: Во время всей игры Бобик и Васька отнимают друг у друга чего-то или дерутся в шутку.

А: И в каком же доме в деревне без мышки? – Была у них и мышка-нарушка. (под музыку выбегает мышка, пробежала по кругу, сказала Пи-Пи, и убежала на свою подушку, сидит грызет чего-то, по сторонам смотрит, снова грызет)

А: Жили они дружно, не тужили.

А: Решил как-то дед посадить репку. Вышел в огород (выходит кряхтит)-(повернулся к зрителям), достал семечку из кармана (показал ее зрителям), посадил в землю (ведерко), достал лейку, полил и сел ждать. Ждал-ждал, не дождался, махнул рукой и ушел домой играть на своей любимой балалайке, песни петь (поет Ооой-ойй) Бабка кладет голову деду на плечо, слушает его игру на балалайке, Машу по голове гладит, платочек ей поправляет.

А: Прошло лето. Выросла репка большая при большая.

(под музыку медленно выходит репка(три шага «пружинка», три шага «пружинка», доходит до своего места, стоит на месте лицом к зрителям и делает «пружинку»)

Репка (громко, четко и медленно, сопровождая свои слова действиями) :

-Я семечкой была когда-то,

Меня дедуля посадил,

Он лейкой поливал сначала,

Потом все дождик лил и лил

И солнце жарко припекало

Мои румяные бока

И вот какой теперь я стала,

Не рапка(отмахивается)

РЕПА! ВОТ ТАК Я! (идет на стульчик в центре зала и садится на него)

А: Наступила осень. Пришло время сбора урожая. Пришел и дед, вытаскивать репку из земли. (идет дед)

А: Подошел дед к репке, удивился :

Дед: НУ и репка!

А: почесал голову, поправил шляпу:

Дед: - Вот так раз!

 А: потер руки и сказал: - Я вытащу тебя сейчас!

Репка обращается к деду: 

-Нет, не вытащишь дедуля, ты зови скорей бабулю!

А: Не поверил дед репке,(репка дает руку, за которую хватается дед, чтобы создать эффект вытаскивания) ухватился за нее тянет- потянет вытащить не может. Решил позвать он бабку:

Дед: Бабка!(зовет протяжно) Бабка! Выходи, мне скорее помоги!

Под музыку выходит бабка и кричит ему : 

-Ты чего старик орешь, голос ты себе сорвешь! (Подходит к деду)

Дед: Эх, старуха (отмахнулся)

– попляши (руки на пояс, одна нога на пятку(показывая ей как плясать надо). И сразу показывает на репку)

-Да на репку посмотри! (отходит в сторону)

(Бабка ходит вокруг репки) и удивляется: _

-Ну и репка! Вот так раз!

(Хлопает деда по плечу)-

Я помогу тебе сейчас!

А: Ухватилась бабка за дедку, дедка за репку тянут- потянут вытащить не могут. Бабка стала кликать внучку.

Бабка:

Внучка! (зовет протяжно) Внучка! Выходи, нам скорее помоги!

Внучка встает и кричит бабке :

-Я бабулечка иду, сейчас тебе я помогу!

А: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут вытащить не могут. Внучка Бобика позвала, тот скорей на зов пришел.

В это время кот Васька пытается поймать мышку, мышка бегает от него по залу.

Внучка: Ко мне Бобик, ко мне! (машет ему, зовет) Бобик, Бобик выходи, нам скорее помоги!

Под музыку выскакивает Бобик, погавкал и говорит обращаясь к внучке, внучка смотрит на него:

Бобик: 

-Я помочь тебе бы рад, только Ваську звать нам надо.

А: Бобик котика позвал, тот скорей на зов пришел.

Котик Васька отпускает мышку и обращается к Бобику:

-Что ты Бобик там кричишь,

Видишь, я ловлю нам мышь,

Тут без мышки никуда,

Нам поможет и она! (показывает на нее) под музыку кот с мышкой быстро пробегают еще два круга вокруг всех героев и кот становится за Бобиком, а мышка прибегает в центр зала, поворачивается к зрителям и говорит:

Мышка:

-Я мышка! Здравствуйте друзья!

(показывает на себя) – Вот я!

-Вся сила только у меня! (показывает свои мышцы на руках) и идет ко всем, встает за котиком.

А: И принялась семья тащить

Мышка за Ваську,

Васька за Бобика,

Бобик за Машу,

Маша за Бабку,

Бабка за Дедку,

Дедка за Репку тянут-потянут и вытащили репку (Все дружно падают и репка тоже)

Хором:

-Фууух, (вытирают пот со лба)

А: Вот и радость у семьи,

Репку вытащили они!

Все встают полукругом вокруг репки и хлопают ей, когда та начнет танцевать.

А: Ты нам репка попляши,

Яркой шапкой помаши

Да наряд свой покажи!

(Репка делает «пружинку», кружится)

А: Вот и сказочки конец,

А кто слушал молодец!

Автор обращается к зрителям, а участники делают:

-Вам поклон! (все кланяются)

И всем ПОКА(хором), Вот и кончилась ИГРА!

Конец.

Под музыку «В гостях у сказки» все встают в хоровод и поровозиком уходим из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

в данной консультации описаны пути и средства развития речи детей в домашних условиях посредством театральной деятельности....

Презентация на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности" 2021г

Развитие речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада посредством театральной деятельности детского экологического театра «ЭкоДобро»....

Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

«Развитие диалоговой речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ре...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышлен...