Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Алексеенко Андрей Анатольевич

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 3- Интеграция искусств

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тест начат

Четверг, 21 Апрель 2016, 19:35

Состояние

Завершено

Завершен

Четверг, 21 Апрель 2016, 19:37

Прошло времени

1 мин. 34 сек.

Баллов

7,00/7,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Важным условием формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста является:

Выберите один ответ:

a. участие детей в конкурсах и концертах

b. наличие богатой фонотеки в детском саду

c. применение методов шоу-педагогики

d. развитие музыкально-творческих способностей у детей Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Диагностика музыкальной культуры детей дошкольного возраста направлена на:

Выберите один ответ:

a. выявления условий его воспитания в детском саду и семье

b. все ответы верны Верно

c. изучения и понимания личности ребёнка

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Индивидуальная музыкальная культура ребенка включает:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны Верно

b. умения и навыки в области восприятия, исполнительства и творчества

c. музыкально-эстетическое сознание детей

d. знания в области музыки

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

К педагогическим условиям формирования основ музыкальной культуры детей относится:

Выберите один ответ:

a. сенсорное развитие ребенка

b. обогащение словаря детей

c. накопление опыта восприятия музыки как эталонов красоты в искусстве Верно

d. обучение моделированию

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

К педагогическим условиям формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста можно отнести:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны Верно

b. накопление детьми опыта восприятия шедевров музыкального искусства как эталонов красоты в музыке в условиях воспитания в детском саду и семье

c. наличие художественно-насыщенной и эстетически наполненной развивающей среды

d. обогащение жизни детей яркими переживаниями от общения с разными видами искусства

e. раннее приобщение детей к ценностям музыкальной и художественной культуры

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Музыка в повседневной жизни детского сада предполагает организацию: Музыка в повседневной жизни

Выберите один ответ:

a. музыкально-игровых и театрализованных форм деятельности детей Верно

b. участие в социальных проектах детей

c. режимных процессов

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста осуществляется на:

Выберите один ответ:

a. в системе художественного образования

b. музыкальных занятиях в детском саду Верно

c. в процессе социализации личности



Предварительный просмотр:

Тест начат

Четверг, 21 Апрель 2016, 19:40

Состояние

Завершено

Завершен

Четверг, 21 Апрель 2016, 19:52

Прошло времени

11 мин. 46 сек.

Баллов

6,00/6,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

"Слово должно настроить чуткие струны сердца..." - цитата принадлежит:

Выберите один ответ:

a. Б.В. Асафьеву

b. В.А. Сухомлинскому Верно

c. Д.Б. Кабалевскому

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Беседа о музыке относиться к группе:

Выберите один ответ:

a. словесных методов Верно

b. практических методов

c. наглядных методов

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Вариативность применения практического метода обеспечивает:

Выберите один ответ:

a. повышению интеллектуальной нагрузки в процессе занятия

b. поддержанию интереса к процессу разучивания песни, танца, упражнения Верно

c. обогащению жизненного опыта ребенка

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Наглядно-зрительный метод музыкального воспитания в проблемном применении реализуется путем:

Выберите один ответ:

a. сравнения художественного образа музыкального и произведения живописи Верно

b. сравнения художественного образа музыкального и поэтического произведения

c. сравнения художественного образа двух музыкальных произведений

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Наглядно-слуховой метод музыкального воспитания требует:

Выберите один ответ:

a. выбор способа музыкального звучания произведения Верно

b. тщательного отбора иллюстраций, дидактических пособий

c. подбора инструментов и атрибутов при восприятии музыки

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Обогащение «словаря эмоций» дошкольников в музыкальном воспитании предполагает развитие:

Выберите один ответ:

a. образного восприятия Верно

b. представлений об эмоциях человека

c. понятийной сферы

d. качеств мыслительных операций

e. универсальных учебных действий



Предварительный просмотр:

Тест начат

Четверг, 21 Апрель 2016, 19:55

Состояние

Завершено

Завершен

Четверг, 21 Апрель 2016, 20:08

Прошло времени

13 мин. 27 сек.

Баллов

8,00/8,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

"Ретрансляционное сопряжение" – это способ интеграции, при котором:

Выберите один ответ:

a. один компонент – главный, поглощает другой – второстепенный – в какой-либо части занятия

b. осуществляется подчинение одного, вспомогательного компонента другому, главному и ведущему

c. один компонент (главный) реализуется средствами другого (вспомогательного) Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Интеграция «внутри» музыкальной деятельности и всех ее видов на основе ведущего вида – восприятия музыки представляет собой:

Выберите один ответ:

a. микроуровень "Музыкальная культура" Верно

b. метауровень "Общая культура"

c. макроуровень "Художественная культуры"

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Интеграция искусств рассматривается как процесс или действие, имеющее своим результатом:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны

b. выделение одного из средств выразительности и его подчеркивание

c. создание единого художественного образа Верно

d. конкретизацию художественной характеристики мира

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Интеграция музыкально-художественной деятельности с другими образовательными областями реализуется в образовательном процессе как:

Выберите один ответ:

a. микроуроыень "Музыкальная культура"

b. метауровень "Общая культура" Верно

c. макроуровень "Художественная культуры"

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Интеграция разных видов художественной деятельности (изобразительное искусство, художественное слово, музыка) отражает ее:

Выберите один ответ:

a. метауровень "Общая культура"

b. микроуроыень "Музыкальная культура"

c. макроуровень "Художественная культуры" Верно

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Интеграция рассматривается как:

Выберите один ответ:

a. способ построения педагогического процесса

b. характеристика процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов

c. все ответы верны Верно

d. объединение в целом каких-либо частей, элементов

e. процесс взаимного приспособления и объединения

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Музыкальная игра-сказка как форма организации обучения и вид деятельности детей дошкольного возраста реализует в своем содержании:

Выберите один ответ:

a. метауровень интеграции Верно

b. макроуровень интеграции

c. микроуровень интеграции

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Снять флажок

Текст вопроса

Целью интеграции может быть:

Выберите один ответ:

a. оптимизация образовательного процесса

b. сокращение времени изучения темы

c. ликвидация дублирования

d. создание новой технологии развития детей

e. все ответы верны Верно

f. ликвидация многопредметности

g. создание благоприятных условий развития личности



Предварительный просмотр:

 

Конспект  открытого  занятия  по  теме:

«Эх, зимушка-зима!»

для  детей  подготовительной  группы

 

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

В.А.Сухомлинский


 Пояснительная записка

«

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание слушателя, способного отличить        подлинную  красоту

высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие  (слушание) музыки – один  из  наиболее  развивающих  и  в  то  же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

«Эх, зимушка-зима….»

  Цель:

Эстетическое развитие старших дошкольников через эмоциональное восприятие музыки и осознание ими средств музыкальной выразительности при передаче великолепия и многообразия зимней природы.

Задачи:

Обучающие: учить детей различать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, способность к импровизации, двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки

Развивающие:   развивать навыки коммуникации , самоорганизации и контроля, создать у детей эмоциональный отклик на музыку, продолжить формирование ритмических и певческих навыков.

 Воспитательные: воспитать грамотного и заинтересованного слушателя.

 Реализовать такие психологические характеристики детей, как      воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатию  (сопереживание).

Предварительная работа: консультация с педагогом-психологом по теме «Особенности восприятия контрастных образов в дошкольный период», тесное сотрудничество с  педагогом подготовительной группы в процессе

подготовки открытого занятия.

Беседа с ребятами подготовительной группы о зиме, её проявлениях и образах.

Оборудование: мультимедийный центр, компьютер, оркестратор, проектор либо телевизор.

Ход беседы

Дети входят в зал, и рассаживаются на стульчики по обе стороны зала.

Установление эмоционального контакта.

Педагог. Сегодня, ребята, у нас не совсем обычная встреча, мы поговорим с  вами  о красоте. А поможет нам в этом особая гостья, а кто она- вы узнаете, отгадав загадку.

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети:  - Зима!

Педагог:

Правильно, зима.  Сегодня мы увидим её в разном свете, мы будем  петь о ней, танцевать, слушать музыку,  играть, делиться своими наблюдениям, впечатлениями, искать образы, сравнения.  А назовём мы нашу вчтречу- «Эх зимушка-зима!»  

 Для начала – весёлая разминка!

Музыкально – ритмические разминка.

Детская песня - Игра- «А на улице мороз».

(по окончании разминки ребята садятся на свои места)

Педагог: Славно согрелись ребята?... Хотите больше узнать о зиме?....

Развитие чувства ритма.

Педагог: Хорошо! Тогда вперёд! Послушайте ритмическое  упражнение, я прочитаю вам зимнее четверостишие, которое состоит из чередования коротких и длинных хлопков. Определите, пожалуйста, количество длинных хлопков.

Педагог  прохлопывает в ладоши ритмический рисунок упражнения.

На полянку, на лужок,

Тихо падает снежок, Улеглись   пушинки

Белые   снежинки.

Педагог: Ребята, сколько длинных хлопков вы услышали?

Дети: шесть (иные ответы детей)

Педагог: Правильно ребята? (варианты прихода к истине в процессе общения)

А сейчас мы усложним задание.

Педагог делит детей на две группы: одна группа детей прохлопывает в ладоши  первую фразу, другая по коленям вторую фразу. Затем группы  меняются. По окончании педагог предлагает прохлопать ритмический рисунок всем вместе.

Педагог: А теперь – музыка!

Слушание музыки.

Педагог:

(звучит музыкальная зарисовка А. Стоянова «Снежинки»)

Снежинки кружатся, на землю ложатся, как тысячи белых ежат.

Шапкой на дерево, шубкой на землю - От холода пусть не дрожат.

- Землю укрою,- скажет снежинка.- Пусть ей будет тепло!

И под сугробом выживет кустик -Всем морозам назло!

Создавать эмоциональный отклик на музыку, развивать способность, анализировать переживания,  развивать воображение.

  Педагог: Прозвучала музыка, ребята, скажите, что вы представляли себе, когда слушали её? (ответы детей…направление - звонкая,  музыка- признак лёгкости и покоя, «образ падающих снежинок»).

А какими вы их увидели?

Дети: Мерцающими, светящимися, падающими!

Педагог: «Назовите мне знакомые инструменты, звучание  которых вы услышали?»

Дети: - Металлофон, треугольник, колокольчики.

Педагог: Правильно! Эти музыкальные инструменты очень точно передают образ мягкой, сказочной, застывшей зимней природы.

- «Посмотрите и послушайте, пожалуйста, эту зимнюю зарисовку, (Слушают и смотрят зарисовку на музыку М. Таривердиева)

Педагог: Вам понравилось, ребята? А скажи-ка (обращение к одному ребёнку), какое настроение природы ты почувствовал? А что ты увидел ? (к другому ребёнку)

Дети: (возможные ответы детей)- Мечтательное, спокойное, загадочное, зачарованное!

Педагог:

 Верно, и музыка передаёт это настроение, это волшебство и сказку?

А у нас свами ребята есть замечательная песня, передающая то же настроение и называется она…Зимняя сказка…. Давайте споём её.

Пение.

(исполняют «Зимняя сказка» сидя на стульчиках)

  Педагог:

Звучит фонограмма Вивальди – «Времена года»

«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит. 

-Ребята, скажите, а какой ещё бывает зима?

Дети: - морозная, студёная, ледяная, страшная и могучая (иные ответы детей).

Педагог: Правильно, ребята, зима бывает и такой (используется видеозарисовка «Лучшая короткометражка», особенностью которой является сочетание характерного «тревожного» аудиоряда с могуществом и мощью зимней природы).

(возможные реплики и возгласы, поддержка и развитие впечатлений и эмоций на уровне короткой беседы)

Очень хорошо! Все ваши впечатления были интересными, оригинальными.

Педагог:

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Игра 

Танец-зарисовка «Что нам нравится зимой?»

Развитие эмпатии: ориентации на  эмоциональное состояние и поведение другого,  у детей  посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта. Развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики, жестов. Развитие  внимания.

Подведение итогов через общение с детьми о прошедшем занятии.

Педагог: 

Наше занятие подходит к концу

(направление беседы и возможные наводящие вопросы) 

Какой бывает зима?

Скажите пожалуйста, какая музыка вам больше понравилась и чем она вам запомнилась?

Какие музыкальные инструменты наиболее точно отображают загадочность и мягкую красоту природы? А звучание каких вызывают тревогу и ощущение опасности?

Анализ беседы

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее при применении педагогической модели, в которой возможна интеграция разных видов деятельности.

Список используемой литературы.

1.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 -6 лет. -ТЦ Сфера.2008

 2. Минина Е. А. Праздники, развлечения и игровые занятия  для детей с детском саду для детей 5

-7 лет. Ярославль:  Академия развития, 2009.

3.Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990.

4.И. Каплунова, И. Новоскольцева .Праздник каждый день(подготовительная группа).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ

Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности

Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...