Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
статья по музыке по теме

Трошина Инга Андреевна
Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slushanie_muzyki.docx26.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной

культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной

деятельности,  которому  принадлежит  ведущая  роль  в  реализации

познавательной  и  коммуникативной  функции.  Эта  деятельность,  будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составно

й частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.

В  основе  развития  музыкального  восприятия  лежит  выразительное

исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом

разнообразных  методов  и  приемов,  помогающих  понять

содержание музыкального  образа.  Сила  воздействия  музыки  зависит  от  личности человека, от его подготовленности к восприятию.

Музыкальное восприятие сложный, чувственный, поэтический процесс,

наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием  музыкальных  образов  и  яркие  ответные  реакции  на  них.

Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения,  его  художественного  образа,  в  основе  которого  лежит способность  слышать,  переживать  музыкальное  содержание  как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Для эстетического развития дошкольников используются в основном два

вида  музыки: инструментальная и вокальная.

 Детям  раннего  и  младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада  используются  чаще.  С помощью  инструментальной  музыки  дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. В качестве примера можно привести  «Клоунов»  Д.  Кабалевского,  «Шарманку»  Д.  Шостаковича, «Мотылек» С. Майкапара, «Лошадку» Н. Потоловского и др.Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным

праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения. Первое  ознакомление  с  музыкой  предусматривает  целостное  восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие  его  особенности.  Правильно  организованное  слушание

музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через

движение,  игру  на  простейших  музыкальных  инструментах,  а  также

вокализацию  тем)  способствует  развитию  интересов  и  вкусов  детей,

формированию их музыкальных потребностей.

При  повторном  прослушивании  внимание  детей  (особенно  старшего

возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего

замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. На

каждом  занятии  ставятся  новые  задания,  активизирующие  детское

восприятие. Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение  ребенка  к  той или иной музыке.  Педагог отмечает  любимые детьми произведения, желание их слушать. Музыковеды утверждают, что слушание  музыки,  направленное на  восприятие  ее  характера,  образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы

формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной

культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на  жизненные  впечатления,  с  воспитанием  таких  качеств  личности,  как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальное  восприятие  становится  более  глубоким  и  осознанным,

закрепляется,  если  прослушивание  пьесы  сопровождается  действиями.

Например,  ребята  маршируют  на  месте  под  знакомый  им  марш  или

прохлопывают ритм  танцевальной  музыки.  Можно  включить  прием,  с

помощью  которого  дети  получают  наглядно зрительные  представления  о музыкальном жанре: каждому ребенку дать три карточки с изображением марширующей,  танцующей  и  укачивающей  куклу  девочки.  Рисунки соответствуют  трем  исполняемым  произведениям:  маршу,  танцу, колыбельной. Дети должны узнать их и поднять нужную карточку.Для  закрепления  образов  восприятия  можно  использовать  дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной  выразительности:  высоты  звуков,  ритма,  тембра,  динамики.

Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог

добивается  эмоционального  сопереживания,  одновременно  развивает

слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает

высказываться,  дать  эстетическую  оценку  произведению  искусства

(музыкального,  изобразительного,  словесного,  поэтического,  народной,

классической и авторской музыки).

Освоение,  запоминание  каждого  музыкального  произведения  требует

повторного исполнения и слушания в течение многихзанятий.

На ранних этапах развития ребенка необходимо ввести его в мир музыки,

помочь ему в понимании ее содержания, в овладении ее языком в доступных пределах. Решение этой задачи лежит «на перекрестке» нескольких линий организации музыкальных занятий с детьми и связано с необходимостью:

1) специального подбора музыкального репертуара и метода работы с ним;

2)  использования  на  занятиях  по  слушанию  музыки  других  i  видов

музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в

оркестре, дирижирования;

3) использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного, художественной литературы.

Для слушания предлагается высокохудожественный и доступный детям по

содержанию музыкальный репертуар. Он включает фольклор, классическую и современную музыку с ее достаточно сложным языком. Дети с самого начала  знакомятся  с  народной  и  авторской  музыкой  разных  эпох. Предпочтение  отдается  пьесам  небольшим,  программным,  ярким интонационно,  с  преобладанием  изобразительных  моментов,  но  в  то  же время  детям  предлагаются  и  достаточно  сложные  произведения.  Задачи, которые ставятся в связи с ними, об

легчаются: эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательная импровизация под нее (сотворчество с педагогом).

Дети младшего возраста могут: воспринимать общий характер, настроение музыкального произведения, его элементарную жанровую характеристику;

ярко, эмоционально откликаться на них.

Старшие дети могут услышать смену частей, тембровые, динамические и

элементарные ритмические особенности.

Это  задачи,  которые  ставятся  перед  детьми  и  соответствуют  их

возможностям в «зоне ближайшего развития». Воспроизведение

музыки в пантомимических движениях всего тела и в оркестре является

способом ее активного анализа и поднимает музыкальное восприятие на

новую ступень.

Необходимо  научить  ребенка  слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Развитие чувства ритма на основе изучения традиций народной музыки в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Данный материал расчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. В основе данного материала лежит развитие чувства ритма....

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...

Выступление по теме "Восприятие музыки - основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника"

В конспекте выступления можно найти основной материал, который четко и конкретно раскоет эту тему....