Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
статья по коррекционной педагогике по теме

Дарья Вадимовна Новик

    Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. В связи с этим, основными средствами формирования и развития навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР специалисты признают игротерапию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику.

   Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников с ЗПР. Она активизирует ребенка, его познавательную активность, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные ее виды:

    1. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие, большинство из которых  знакомят детей с различными профессиями

    2. Подвижные игры - здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

   3. Дидактические игры тоже очень важны для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и другие.

    4. Настольно-печатные игры - это игры малой подвижности, большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

   5. Театрализованные игры – это игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности детей.

Существует еще много видов и классификаций игр. Игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т.д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.

Игры, в которых дети  проявляют свои творческие способности, самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми наиболее важны для формирования навыков общения. Под влиянием такой игры детям становится свойственным согласованность действий, выбор темы, распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. Кроме того, положительные взаимоотношения  в игре способствует улучшению реальных отношений. Однако существует и обратная связь - отношения при игре становятся лучше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребенок значительно  лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнеров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребенка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Итак, игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка, и именно поэтому мы решили использовать её как средство для решения поставленной перед нами проблемы по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками.

В качестве основных психологических механизмов развивающего и коррекционного воздействия игры можно выделить:

  • моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;
  • изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
  • формирование, наряду с игровыми, реальных отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития;
  • организацию поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризацию и усвоение;
  • организацию ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений;
  • формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, а также правил, регулирующих поведение в игровой ситуации.

Поэтому важно организовать процесс развития и формирования навыков общения детей с ЗПР в форме игры, где максимально бы проявлялась и реализовывалась активность ребенка, развивались отношения по типу близости (сотрудничества, дружбы) детско-взрослого сообщества.

В работе с детьми с ЗПР эффективны приемы и игровые способы психокоррекции описаны, Г.Л. Лендрет (1994), И.И. Мамайчук (1997), А.А. Осиповой (2000) и др.

   Согласно идеям указанных авторов, игру считают не столько компенсаторной, сколько «уравновешивающей», используют для восстановления равновесия сил и улучшения здоровья детей. Лечение игрой — серьезная перспектива лечебной и обычной педагогики, так как игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении с окружающими, учении. Дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, те же считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с одной стороны, культурной традиции, с другой — мощным средством игротерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры....

Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста

подборка игр на развитие навыков общения для детей от 3 лет до 7 лет...

Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения....

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результат...

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ракшина Василина Васильевна, воспитатель ГБДОУ №59 г. Санкт – ПетербургОписан...

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»...