Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры общения

детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

 «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость»

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Важную роль играют родители. Родители в первую очередь должны поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. Подражая взрослому, ребенок будет подражать культурному общению и поведению.

Культура общения включает:

- формы обращения к взрослым и сверстникам при встрече и расставании;

- приемы обращения с просьбой, вопросом;

- умение просить извинения;

- правила поведения в общественных местах;

- правила поведения в гостях;

- правила поведения при знакомстве;

- умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания.

Для привития навыков культурного поведения и хороших манер можно использовать следующее:

- чтение книг с ярким примером хороших манер;

- общение с авторитетными  для ребенка людьми;

- постоянство и настойчивость в обучении;

- хорошее уважительное отношение друг к другу в семье;

- влияние общества;

- круг общения.

Рекомендации, направленные на организацию культуры общения между детьми:

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)», «Но давно уже от … (имя ребенка) не слышу слова … (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое» и т.п.

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения: «Как можно нас называть по-разному?», «Улыбка», «Комплимент».

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение: предложите детям вести «Дневник настроения», игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции», «Лица», «Мимическая гимнастика», «Маски», «Глаза в глаза».

4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии), затем предложите игры «Угадай», «Походки», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям: изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба-Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомые четверостишия – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

6. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите:

- участие в кукольном театре, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

- следующие упражнения и игры: «Опиши друга», «Подари подарок другу», «Царевна-Несмеяна», «Сравнения», «Волшебный магазин».

7. Для сравнения у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведение Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д.

8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»

Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных ...

Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Консультация для родителей «Единые требования семьи и детского сада в воспитании культуры общения детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад – два важных института воспитания  и развития ребенка, каждый из которых вносят свой вклад в становление его личности. Однако наиболее ценный вклад в развитие ребе...

Консультация для родителей "Культура общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей Культура общения детей дошкольного возраста...