Портфолио: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста со слоговым и звуковым составом слова»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кощеева Наталья Валентиновна

           Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста со слоговым и звуковым составом слова»

Выполнила: студентка группы ДОЗС-18-1

Кощеева Наталья

Ознакомление со слоговым строением слова.

           Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

       Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

       Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

       Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

       В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.

       На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

       Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

 

       Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

       Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

image(возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе). Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

       Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).

       Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку. После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).

       На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:

       «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).

 

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Mа-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»). 

На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

Ознакомление детей со звуковым составом слова.

       В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

       Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встаетЕе необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

       В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.

       Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах.

       Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли:

- произношение слов с интонационным выделением звуков;

- вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие);

- выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах;

 - сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное);

- сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный).

       Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

       Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический(подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

       Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их восприниматьслово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки.

       Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационнымособо подчеркнутым выделением в нем одного звука (протяженное произнесение отдельных звуков).

      При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

       Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношенияобнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах.

       Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

       Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. 

     Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях«Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

      Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова.

     Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх(методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

       Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

       Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к').

       Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми».

       Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле (впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

       Одно из пособий – табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук».

       

При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т.д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков»в окошках линейки.

       Второе пособие – специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким образом, детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков.

       Другая форма демонстрации «динамики» слова – когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.

Схемы 3-5. Звуковой линейки.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.

Фонема (от греч. phonema – звук), основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

Дидактические игры по обучению грамоте.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

Последний слог в слове — за тобой

Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко... (-ни, -зы, -тик, -жа, -сы, -мар, -ра, -чан).

Побеждает тот, кто последним называет слог.

        

Цепочка слогов

Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, кото¬рое начинается с такого же слова.

Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ран, ран-ка, ка-пус-та, та-рел-ки, ки-но, но-ги и т. д.

Закончи предложение

Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например:

Мама пошла в мага... (зин).

Таня учит уро ... (ки).

Птицы вьют гнез... (да).

Вызванный ученик произносит предложение целиком и называет слог, который недоговорил учитель.

Лото

Оборудование: большие карты с изображением одного предмета, названием которого является односложное, двухсложное или трехсложное слово, и тремя пустыми квадратами под ним; предметные картинки.

Описание игры. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает большие карты, по одной на каждого ученика, и набор предметных картинок, лежащих изображениями вверх. Каждый находит среди картинок те, слоговой состав которых совпадает со слоговым составом названия предмета на большой карте, и закрывает ими пустые квадраты на карте. Побеждает тот, кто сделает это раньше других.

Может быть и такой вариант игры: Класс делится на группы. Каждая группа получает набор предметных картинок и соответствующих слоговых схем. Учащиеся соотносят слоговой состав слов со схемами и палочкой отмечают ударный слог. Побеждает группа, выполнившая задание раньше других.

Эстафета

Оборудование: предметные картинки, два флажка.

Описание игры. Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие держат флажки. По сигналу учителя они берут по одной картинке из набора, произносят слово-название предмета, изображенного на ней, по слогам и указывают количество слогов (ма-ши-на, в этом слове три слога). Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны. К выполнению задания приступает вторая пара игроков. Побеждает та команда, которая быстрее проанализирует свои слова.

Может быть и такой вариант игры: Дети произносят слово- название картинки с выделением ударного слога и называют его: машина, ударный слог -ши.

Считай слоги, придумывай слова

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Вызванный ученик, берет предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета, изображенного на ней, и придумывает свое слово, которое состоит из такого же количества слогов.

Игры по обучению грамоте.

ВЫДЕЛЕНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЗВУКОВ

Разложи вещи по полкам

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Игровое действие — разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую - те, в названии которых звук находится в середине. На третью — те, в названии которых звук находится в конце.

Например.

Первая полка: шапка, шуба.

Вторая полка: мишка, кошка.

Третья полка: шалаш, карандаш.

Звук заблудился

Описание игры. Учитель читает стихотворный текст. В каком- то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в свое слово.

Например:

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Материал для игры находится в Приложении 1.

Хлоп-хлоп

Описание игры. Учитель называет слова, дети внимательно слушают, определяют, с какого звука они начинаются. Если слышат слово, которое начинается со звука [м], хлопают в ладоши один раз, если со звука [р] — хлопают два раза. (Какие звуки и как отхлопывать, учитель сообщает в начале игры.)

Звуковые часы

Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.

Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определенного звука, и устанавливает напротив нужного стрелку.

Придумай слово

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Вызванный ученик берет картинку, называет первый звук слова-названия и придумывает свое слово, которое начинается с того же звука.

Назови свое слово

Оборудование: мяч.

Описание игры. Учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.

Чей рассказ лучше?

Описание игры. Учитель предлагает детям придумать рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука.

К примеру: Папа позвал Пашу. Паша подбежал к папе. Папа привез Паше подарки. Паша получил в подарок пистолет и паровоз. Пистолет палит: пах — пах — пах! Паровоз пыхтит: пых — пых — пых!

Вызванный ученик представляет свой рассказ. Все остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с указанного учителем звука. Победителем считается тот, в чьем рассказе таких слов окажется больше.

Волшебная скакалка

Оборудование: скакалки.

Описание игры. Часть детей класса, берут скакалки и становятся в круг. Учитель в медленном темпе называет разные слова. Дети должны прыгнуть через скакалку, когда услышат слово, которое начинается с указанного учителем звука. Прыгнувший позже других выбывает из игры. Выбывающего определяют дети, которые в игре не участвуют. Победителем будет ученик оставшийся один.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям....

«О формах , методах и приемах ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

В условиях современного общества педагоги,художники, искусствоведы все чаще выделяют искусство ,как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с различными видами ...

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

   В условиях современного общества педагоги, художники, искусство­веды всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного воз...

Методы,средства и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

Знакомство с произведениями искусства способствует формированию личности ребенка в интеллектуальном, нравственном и эстетическом направлении, его духовномк развитию....

Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...

Консультация на тему: " Методы и приемы ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром"

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что о...