Статья на тему "Пальчиковая игра - как средство развития речи у детей младшего возраста"
статья (младшая группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prokopeva.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»

Статья на тему: «Пальчиковая игра - как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

 

Подготовили воспитатели 2 мл. группы

Прокопьева В.С.

Кузнецова Н.С.


Пальчиковая игра - как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития ребенка. Речь начинает формироваться и развиваться в самом раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. На ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Что же может нам помочь? Конечно же игра. Игра  – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный  для ребенка и неприятный для взрослого. Текст пальчиковых игр взрослому необходимо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Представляем вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые нами на практике. Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи: 1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.

2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики: «Вот какие разные!» -  ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок и т.д. Для этой игры мы в своей группе  завели специальную  коробку, куда мы складываем все материалы. Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!

-  «Пирамидки» - дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.

- «Сборные матрешки» -  деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка. 

- «Лепим из пластилина» - дайте ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина мы используем тесто для лепки, которое делаем сами. Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

- «Бусы» -  мы нашли в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. А так же пробовали изготовить такую игру сами. Для этого нам потребовались шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Давайте детям фантазировать, нанизывая бусы в произвольном порядке. К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением: Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.(загибать пальчики, начиная с мизинца) Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики) Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого) Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил. Дом Стук -стук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат -Вот с такою крышей, (ладошки над головой)Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)И вот с таким замком! (сцепили ручки) Домик Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев ) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой).

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны. Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего возраста»

Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего возраста...

Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в речевом развитии детей придается игре....

Дидактическая игра, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра –игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию представлений детей  об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие позна...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…»                        ...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего возраста"

В данной публикации представлена консультация для воспитателей, в которой говорится об актуальности использования дидактических игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста, представл...

Статья "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его теле...

Статья "Игра, как средство развития познавательного интереса детей младшего возраста"

Статья "Игра, как средство развития познавательного интереса   детей младшего возраста"...