Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Федотова Ирина Юрьевна

«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…»

                                                                                                                                         О.П. Рыданова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл театрализованные игры18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Федотова Ирина Юрьевна. Воспитатель ГБДОУ детский сад №93 Выборгского района

«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…»

О.П. Рыданова

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь –  это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Для развития речи детей необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

Проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу,  я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей является театрализованная деятельность.

Театр – один из самых демократичных и доступных        видов искусства  для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.

В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне увидеть, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

         Основными требованиями к организации театрализованной деятельности является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот проц...

Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в речевом развитии детей придается игре....

Дидактическая игра, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра –игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию представлений детей  об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие позна...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, музыкальным рукводителям детских садов и родителям....

«Театрализованные игры как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация к статье: В статье рассматривается  использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по исполь...

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в стан...