Конспект совместной образовательной деятельности по теме" ЗИМА" для детей старшей группы
план-конспект занятия на тему

Поверенная Ирина Анатольевна

Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. В нем  на лексической теме Зима  раскрываются различные задачи по развитию по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «ЗИМА»

           

                                   Разработала

                                         учитель-логопед

                                           ГБДОУ № 12  В.О. р-на        Поверенная И.А.

г. Санкт-Петербург

 

2018

     

Тема занятия: Зима.

Цель занятия:

  1. Пополнение словаря. Существительные: холод, мороз, стужа, метель, пурга, снег, сугробы, лед, наст, иней. Прилагательные: рыхлый, липкий, искристый (снег), прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий (лед). Глаголы: лепить, скользить.
  2. Грамматика: приставочные глаголы движения – подъезжать, заезжать, въезжать, съезжать, отъезжать, объезжать; употребление предложных конструкций с предлогами «к», «на», «с», «от».
  3. Развитие фонематического слуха.
    Узнавание первого согласного в слове; различение звуков по мягкости и твердости; определение звука в середине слова.
    Деление слов на слоги: определение последовательности слогов, их количества; количество и последовательность звуков в каждом слоге, количество гласных звуков в слове.
  4. Развитие умеренного темпа, четкого ритма речи, соблюдение пауз между фразами (речь с движением).

Задачи.

  1. Образовательные: пополнение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и звуко-слогового анализа
  2. Развивающие: развитие наблюдательности, памяти, умения сравнивать, анализировать; развитие логического мышления.
  3. Воспитательные: воспитание любви к родной природе в любое время года, воспитание эстетического чувства: красота зимнего пейзажа.

Оборудование:

  1. Картинки с зимними пейзажами
  2. Макет снежной горки из поропласта, санки (елочная игрушка)
  3. Раздаточный материал для выкладывания слоговой схемы слов.


Ход занятия

  1. Организационный момент: сначала сядут дети, у которых имя начинается на гласный звук, потом дети, у которых имя начинается на твердый согласный звук, потом дети, у которых имя начинается на мягкий согласный звук.
  2. Постановка цели занятия.
    Какое сейчас время года?
    – Зима.
    Какой сейчас месяц?
    – Декабрь.
    Который по счету это зимний месяц?
    – Первый.
    Сегодня мы будем говорить о зиме.
  3. Признаки зимы.
    После какого времени года наступает зима?
    – После осени.
    Какое время года будет после зимы?
    – Весна.
    А.С. Пушкин писал про весну:
    «Улыбкой ласковой природа
    Сквозь сон встречает УТРО ГОДА»
    Весну поэт сравнивает с утром. Почему?
    – Природа просыпается, распускаются почки, тает снег, прилетают птицы.
    О каком «сне» природы говорит А.С. Пушкин?
    – О зиме.
    Почему зима – это сон природы?
    – Спит трава под снежным одеялом, деревья сбросили свою одежду – листву – и погрузились в сон, в лесу тихо, большинство птиц улетело в теплые края, уснули медведи, ежи, барсуки.
    С каким временем суток можно сравнить зиму?
    – С ночью.
    А осень?
    – С вечером.
    Что бывает только зимой?
    – Морозы, холод, стужа, метель, вьюга, метелица, иногда даже пурга; земля, деревья, дома покрыты снегом; водоемы покрыты людом, снег образует снежные горы – сугробы.
  4. Загадки о зиме.
  1. В детский сад идти готовы,
    Провалиться снег не даст –
    Снег ногами утрамбован,
    Называется он … (наст)
  2. Нас пушинки покрывают,
    С неба падая на всех.
    Так зимою лишь бывает,
    И пушинки эти – … (снег)
  3. Мы сюда не пойдем –
    Поскользнемся, упадем!
    А рассеянный пойдет
    И, конечно, упадет:
    Под ногами-то ведь … (лед)
  4. Лес, как в сказке, весь искрится –
    Все деревья в кружевах;
    Желтопузая синица
    Удивляется в ветвях:
    – Это что ж за кружева
    Из таких тончайших линий?
    – Эх ты, птичья голова!
    Ну конечно, это – … (иней)
  1. Зимние забавы.
    Как можно развлекаться зимой?
    – Кататься на коньках, лыжах, на санках. Строить снежные замки, лепить снежную бабу (снеговика). Играть в снежки.
  2. Образование приставочных глаголов движения по демонстрации действия, употребление предлогов «на», «к», «с», «от».
    Снежная горка из поропласта и елочные саночки
    – саночки подъезжают к горке
    – саночки въезжают на горку
    – саночки съезжают с горки
    – саночки объезжают горку
    – саночки отъезжают от горки
  3. Физкультминутка.
    Речь с движением:
    – На полянку, на лужок
    Тихо падает снежок.
    Снег на крыше, на крылечке,
    Солнце в небе голубом,
    В каждом доме топят печки,
    В небо дым идет столбом…

  1. Развитие фонематического слуха. Фонематический анализ. Составление слоговой схемы слова.
    Какой первый звук в слове «мороз»?
    – «м».
    Какой первый звук в слове «Метель»?
    – «мь».
    Чем похожи эти звуки?
    – Они оба согласные, носовые, чтобы их сказать, надо сомкнуть губы и выдохнуть через нос.
    Чем различаются эти звуки?
    – Звук «м» – твердый, звук «мь» – мягкий.
    Есть ли звук «м» в слове «зима»?
    – Есть.
    На каком он месте?
    – В середине слова.
    Сколько слогов в слове «зима»?
    – Два.
    Какой первый слог?
    – «зи».
    Какой второй слог?
    – «ма»
    Сколько звуков в первом слоге?
    – Два.
    Во втором?
    – Два.
    Какие звуки в первом слоге?
    – Первый звук  – «зь», второй звук – «и»
    Какие звуки во втором слоге?
    – Первый – «м», второй – «а»
    Сколько всего звуков в слове «зима»
    – Четыре.
    Сколько гласных звуков?
    – Два.
    Какие?
    – «и», «а».
    Сколько твердых согласных?
    – Один.
    Сколько мягких согласных?
    – один.
    (Дети выкладывают слоговую схему слова на столах, один ребенок – у доски).
  2. Подведение итогов занятия.
    О чем мы говорили на занятии?
    Что больше понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"

Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.ЦЕЛЬ:Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведе...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект совместной образовательной деятельности по ЗОЖ в старшей группе «Слабое звено»

·         Данное занятие помогает детям закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это здоровье и с помощью каких продуктов и методов оздоровления можно сохранить и ук...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"

Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"...

Конспект совместной образовательной деятельности по приобщению детей старшей группы к искусству.

Представленный конспект совместной образовательной деятельности по приобщению детей к искусству разработан с целью расширение знаний детей старшей группы о кукольном театре и видах кукол. На протяжени...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...