Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Ковальчук Елена Валерьевна
Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

ЦЕЛЬ:

Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров. Находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. побуждать воображение детей, заданное художественным словом;

2. Развивать и  обогащать музыкальной словарь;

3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение музыкальног опроизведения, определять средства музыкальной выразительности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оздоровительные:

Продолжать учить правильно брать дыхание во время пени  между музыкальными фразами, не поднимая плеч и держа правильную осонку при вдохе и выдохе.

Коррекционные:

1. развивать прослеживающую функцию глаз;

2. развивать зрительное внимание;

3. развивать зрительно-слуховое восприятие;

4. глазодвигательная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryozka.docx21.51 КБ
Файл beryozka.docx21.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения:

«О чём  берёзонька нам хочет рассказать»

Цель:

     Развивать в детях способность слышать и видеть прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

Задачи:

Образовательные:

1. пробуждать воображение детей, заданное художественным словом;

2. развитие и пополнение музыкального словаря;

3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение  музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности.

Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оздоровительные:

1. продолжать учить правильно, брать дыхание во время пения: брать дыхание между музыкальными фразами, делать короткий вдох через рот, не поднимая при этом плеч и держа правильную осанку во время распевания,  исполнения песен и при выдохе;

2. снимать мышечный тонус рук и ног у детей: учить попеременно, напрягать и расслаблять мышцы рук и ног;

3. учить держать правильную осанку во время пения, исполнения танцев и хороводов.

Коррекционные:

1. развитие прослеживающей функции глаз;

2. развитие  зрительного внимания;

3. глазодвигательная гимнастика;

4. развитие зрительно-слухового  восприятия;

Оборудование:

     Фортепиано, аудиомагнитафон, картины берёзок летом, осенью, зимой, весной; ваза,  веточки берёзы с раскрывшимися почками; 2 дерева-муляжа  с  редкими осенними и зелёными листочками.

Средства коррекции: 

     Очки, подставка (Фланелеграф) для иллюстраций,  цветные фоны, цветные ориентиры.

Предварительная работа с детьми:

1. разучивание стихотворений о берёзке;

2. разучивание хоровода «Земелюшка-чернозём» р. н. м.;

3. заготовка берёзовых веточек с нераскрывшимися почками.

Ход образовательной деятельности:

     Дети заходят в зал под р. н. мелодию «Сударушка» и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:  

     Приветствует детей пропевая «Здравствуйте» на мелодию р. н. п. «Во поле берёза стояла» и загадывает загадку:

     В белом сарафане

     Стала на поляне.

     Летели синицы,

     Сели на косицы.

     Её узнаешь по простой примете-

     Нет деревца белей её на свете. (Ответы детей)          

Показать картину русской берёзки, разобрать по картине образные выражении: белый сарафан, косицы.

     Много различных стихотворений, загадок, песен посвящено берёзке.

Детям предлагается  послушать р. н. п. «Во поле берёза стояла» в аудиозаписи первый куплет. Проводится беседа по содержанию, объяснение слова «кудрявая». Определяются некоторые средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, лад.

     Но вот  наступила осень, затем зима. Загрустила, заскучала наша берёзонька по своему летнему наряду и  заплакала.

Дети слушают песню «Белая берёзонька» в исполнении музыкального руководителя. После прослушивания проводится беседа по содержанию песни, детям объясняются все непонятные образные выражения. Определяется характер музыки, настроение 1-го куплета. ( Печальная, жалобная, тоскливая, плачущая и т.д.) Определяются средства музыкальной выразительности, с помощью которых в этой песне раскрыт  образ печальной берёзки. Лад - минорный,  темп - спокойный, динамика - тихо, мелодия - стоит на одном месте «капает дождь», или, идёт движение мелодии на б2 вверх и тут же на м3 вниз на слово: «плакала», передающее плачущую интонацию берёзки, вдох и выдох. Разучивается первый куплет.

   Музыкальный руководитель: 

     Дети, давайте поторопим ясно солнышко, чтобы скорее весна пришла и наша берёзка расцвела как прежде, и снова надела свой зелёный сарафан.

Дети выходят в центр зала,  встают лицом к окну выполняют движения согласно тексту прибаутки:

    Физкультминутка: 

     Солнышко, покажись,

     Красное снарядись.

     Поскорей, не робей,

     Нас с берёзкой обогрей!

Звучит фонограмма укр. нар. Песни «Веснянка». 

Музыкальный руководитель: (Читает текст песни):

      Стало ясно солнышко припекать.

      Землю, словно золотом заливать.

      Громче стали голуби ворковать,

      Журавли вернулися к нам опять.

А на крыльях журавлей и весна вернулась в наш  родной край.

Речевая игра с движением «Ты расти, расти, берёзка».  Детям предлагается отобразить движениями, мимикой  и жестами содержание игры, предварительно выяснив, что сажать и поливать надо аккуратно и бережно, чтобы не поломать веточки.

Зрительная гимнастика:

     Гимнастика для глаз по зрительно-двигательной траектории (по схеме Базарного В.Ф.) 2 - 3 минуты. Движение глаз в стороны, вверх, по кругу.

Коррекционная физкультминутка для детей с нарушением зрения:

Мы пришли сегодня в лес (Ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес. (Разводят руками)

Справа - берёзка наша  стоит, (Отводят руки в указанную сторону и смотрят)

Слева ёлка на нас глядит. (Отводят руки и прослеживают взглядом)

Снежинки в небе кружатся, (Движение «фонарики» и смотрят вверх)

На землю красиво ложатся. (Кружась, приседают)

Музыкальный руководитель:

Читает стихи, сопровождая их движением вместе с детьми:

      Мы в саду собрали ветки

      Принесли их в детский сад.

      Тополь, ясень и берёзки

      В банке рядышком стоят.

      Мы налили им водицы,

      Чтоб могли они напиться.

      Проходили дни, недели,

      Мы на веточки глядели...

      Наконец раскрылись почки,

      Вышли первые листочки.       Н. Найдёнова

Воспитатель вносит в центр зала берёзку уже с зелёными листочками.

Вот и нарядилась наша берёзка в свой зелёный сарафан.

С нежностью обращались к белой берёзке на Руси такими словами:

      Берёза моя, берёзонька

      Берёза моя белая,

      Берёза раскудрявая.

      Стоишь ты, берёзонька,

      Посередь долинушки,

      На тебе, берёзонька,

      Листья зелёные,

      Под тобой, берёзонька,

      Травка шёлковая.

      Кормит твои корни

      Земля родная - чернозёмная!

     Дети вместе с музыкальным руководителем вспоминают  значения непонятных слов, образных выражений: раскудрявая, посередь долинушки, травка шёлковая, земля - чернозёмная.    

    Дети исполняют в хороводе  р. н. песню «Земелюшка - чернозём», выученную ранее. Перед исполнением определяются характер музыки: (весёлый, радостный, игривый, задорный, солнечный, улыбающийся и т.д.)  А так же средства музыкальной выразительности, передающие этот характер: (лад – мажорный, темп – подвижный и т.д.) Следует напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде.

     Музыкальный руководитель:

      Наряд нашей русской берёзки чудесен.

      Нет деревца сердцу милей.

      И сколько разных: задумчивых, нежных,

      Задорных, весёлых песен

      Поётся в народе о ней!

      Берёзонька весёленькая,

      Кудрявенькая, зелёненькая

      Завивайся - ка, да во весь год,

      Нам весёлым быть - да во весь год!

Итог:

      В конце занятия подвести итог, что один и тот же образ берёзки, но в различном состоянии и настроении передаётся различными средствами музыкальной выразительности, такими как: лад, темп, динамика, мелодия и т.д. напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде. Затем  детям предлагается нарисовать в групповой комнате берёзку, одетую в осенний, зимний или летний наряд, по выбору  детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми пропевая «До свидания» на мелодию р. н. п. «Во поле берёзка стояла»

     Все вопросы следует задавать таким образом, чтобы у детей не складывалось ощущения, что они не знают, не умеют, не понимают (доступность).

     Поощрять любые достижения и правильные ответы детей. С занятия дети должны выйти с ощущением того, что у них получилось, они справились. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.  Учитывать возрастные особенности детей  5-6лет.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения:

«О чём  берёзонька нам хочет рассказать»

Цель:

     Развивать в детях способность слышать и видеть прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

Задачи:

Образовательные:

1. пробуждать воображение детей, заданное художественным словом;

2. развитие и пополнение музыкального словаря;

3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение  музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности.

Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оздоровительные:

1. продолжать учить правильно, брать дыхание во время пения: брать дыхание между музыкальными фразами, делать короткий вдох через рот, не поднимая при этом плеч и держа правильную осанку во время распевания,  исполнения песен и при выдохе;

2. снимать мышечный тонус рук и ног у детей: учить попеременно, напрягать и расслаблять мышцы рук и ног;

3. учить держать правильную осанку во время пения, исполнения танцев и хороводов.

Коррекционные:

1. развитие прослеживающей функции глаз;

2. развитие  зрительного внимания;

3. глазодвигательная гимнастика;

4. развитие зрительно-слухового  восприятия;

Оборудование:

     Фортепиано, аудиомагнитафон, картины берёзок летом, осенью, зимой, весной; ваза,  веточки берёзы с раскрывшимися почками; 2 дерева-муляжа  с  редкими осенними и зелёными листочками.

Средства коррекции: 

     Очки, подставка (Фланелеграф) для иллюстраций,  цветные фоны, цветные ориентиры.

Предварительная работа с детьми:

1. разучивание стихотворений о берёзке;

2. разучивание хоровода «Земелюшка-чернозём» р. н. м.;

3. заготовка берёзовых веточек с нераскрывшимися почками.

Ход образовательной деятельности:

     Дети заходят в зал под р. н. мелодию «Сударушка» и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:  

     Приветствует детей пропевая «Здравствуйте» на мелодию р. н. п. «Во поле берёза стояла» и загадывает загадку:

     В белом сарафане

     Стала на поляне.

     Летели синицы,

     Сели на косицы.

     Её узнаешь по простой примете-

     Нет деревца белей её на свете. (Ответы детей)          

Показать картину русской берёзки, разобрать по картине образные выражении: белый сарафан, косицы.

     Много различных стихотворений, загадок, песен посвящено берёзке.

Детям предлагается  послушать р. н. п. «Во поле берёза стояла» в аудиозаписи первый куплет. Проводится беседа по содержанию, объяснение слова «кудрявая». Определяются некоторые средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, лад.

     Но вот  наступила осень, затем зима. Загрустила, заскучала наша берёзонька по своему летнему наряду и  заплакала.

Дети слушают песню «Белая берёзонька» в исполнении музыкального руководителя. После прослушивания проводится беседа по содержанию песни, детям объясняются все непонятные образные выражения. Определяется характер музыки, настроение 1-го куплета. ( Печальная, жалобная, тоскливая, плачущая и т.д.) Определяются средства музыкальной выразительности, с помощью которых в этой песне раскрыт  образ печальной берёзки. Лад - минорный,  темп - спокойный, динамика - тихо, мелодия - стоит на одном месте «капает дождь», или, идёт движение мелодии на б2 вверх и тут же на м3 вниз на слово: «плакала», передающее плачущую интонацию берёзки, вдох и выдох. Разучивается первый куплет.

   Музыкальный руководитель: 

     Дети, давайте поторопим ясно солнышко, чтобы скорее весна пришла и наша берёзка расцвела как прежде, и снова надела свой зелёный сарафан.

Дети выходят в центр зала,  встают лицом к окну выполняют движения согласно тексту прибаутки:

    Физкультминутка: 

     Солнышко, покажись,

     Красное снарядись.

     Поскорей, не робей,

     Нас с берёзкой обогрей!

Звучит фонограмма укр. нар. Песни «Веснянка». 

Музыкальный руководитель: (Читает текст песни):

      Стало ясно солнышко припекать.

      Землю, словно золотом заливать.

      Громче стали голуби ворковать,

      Журавли вернулися к нам опять.

А на крыльях журавлей и весна вернулась в наш  родной край.

Речевая игра с движением «Ты расти, расти, берёзка».  Детям предлагается отобразить движениями, мимикой  и жестами содержание игры, предварительно выяснив, что сажать и поливать надо аккуратно и бережно, чтобы не поломать веточки.

Зрительная гимнастика:

     Гимнастика для глаз по зрительно-двигательной траектории (по схеме Базарного В.Ф.) 2 - 3 минуты. Движение глаз в стороны, вверх, по кругу.

Коррекционная физкультминутка для детей с нарушением зрения:

Мы пришли сегодня в лес (Ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес. (Разводят руками)

Справа - берёзка наша  стоит, (Отводят руки в указанную сторону и смотрят)

Слева ёлка на нас глядит. (Отводят руки и прослеживают взглядом)

Снежинки в небе кружатся, (Движение «фонарики» и смотрят вверх)

На землю красиво ложатся. (Кружась, приседают)

Музыкальный руководитель:

Читает стихи, сопровождая их движением вместе с детьми:

      Мы в саду собрали ветки

      Принесли их в детский сад.

      Тополь, ясень и берёзки

      В банке рядышком стоят.

      Мы налили им водицы,

      Чтоб могли они напиться.

      Проходили дни, недели,

      Мы на веточки глядели...

      Наконец раскрылись почки,

      Вышли первые листочки.       Н. Найдёнова

Воспитатель вносит в центр зала берёзку уже с зелёными листочками.

Вот и нарядилась наша берёзка в свой зелёный сарафан.

С нежностью обращались к белой берёзке на Руси такими словами:

      Берёза моя, берёзонька

      Берёза моя белая,

      Берёза раскудрявая.

      Стоишь ты, берёзонька,

      Посередь долинушки,

      На тебе, берёзонька,

      Листья зелёные,

      Под тобой, берёзонька,

      Травка шёлковая.

      Кормит твои корни

      Земля родная - чернозёмная!

     Дети вместе с музыкальным руководителем вспоминают  значения непонятных слов, образных выражений: раскудрявая, посередь долинушки, травка шёлковая, земля - чернозёмная.    

    Дети исполняют в хороводе  р. н. песню «Земелюшка - чернозём», выученную ранее. Перед исполнением определяются характер музыки: (весёлый, радостный, игривый, задорный, солнечный, улыбающийся и т.д.)  А так же средства музыкальной выразительности, передающие этот характер: (лад – мажорный, темп – подвижный и т.д.) Следует напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде.

     Музыкальный руководитель:

      Наряд нашей русской берёзки чудесен.

      Нет деревца сердцу милей.

      И сколько разных: задумчивых, нежных,

      Задорных, весёлых песен

      Поётся в народе о ней!

      Берёзонька весёленькая,

      Кудрявенькая, зелёненькая

      Завивайся - ка, да во весь год,

      Нам весёлым быть - да во весь год!

Итог:

      В конце занятия подвести итог, что один и тот же образ берёзки, но в различном состоянии и настроении передаётся различными средствами музыкальной выразительности, такими как: лад, темп, динамика, мелодия и т.д. напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде. Затем  детям предлагается нарисовать в групповой комнате берёзку, одетую в осенний, зимний или летний наряд, по выбору  детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми пропевая «До свидания» на мелодию р. н. п. «Во поле берёзка стояла»

     Все вопросы следует задавать таким образом, чтобы у детей не складывалось ощущения, что они не знают, не умеют, не понимают (доступность).

     Поощрять любые достижения и правильные ответы детей. С занятия дети должны выйти с ощущением того, что у них получилось, они справились. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.  Учитывать возрастные особенности детей  5-6лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по ЗОЖ в старшей группе «Слабое звено»

·         Данное занятие помогает детям закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это здоровье и с помощью каких продуктов и методов оздоровления можно сохранить и ук...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию: « Откуда появилась матрёшка»

Тема: «Откуда появилась Матрёшка»  Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитиеЦель: Поз...

Конспект совместной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему «Автомобиль»

Цель: Создание модели «автомобиль» при помощи конструктора MRT2Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об автомобиле и его частях.Упражнять в самостоятельном конструировании построек по ...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...