Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

    Ковальчук Елена Валерьевна
    Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

    ЦЕЛЬ:

    Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров. Находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

    ЗАДАЧИ:

    Образовательные:

    1. побуждать воображение детей, заданное художественным словом;

    2. Развивать и  обогащать музыкальной словарь;

    3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

    4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение музыкальног опроизведения, определять средства музыкальной выразительности.

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

    Оздоровительные:

    Продолжать учить правильно брать дыхание во время пени  между музыкальными фразами, не поднимая плеч и держа правильную осонку при вдохе и выдохе.

    Коррекционные:

    1. развивать прослеживающую функцию глаз;

    2. развивать зрительное внимание;

    3. развивать зрительно-слуховое восприятие;

    4. глазодвигательная гимнастика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл beryozka.docx21.51 КБ
    Файл beryozka.docx21.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения:

    «О чём  берёзонька нам хочет рассказать»

    Цель:

         Развивать в детях способность слышать и видеть прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. пробуждать воображение детей, заданное художественным словом;

    2. развитие и пополнение музыкального словаря;

    3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

    4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение  музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности.

    Воспитательные:

    воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

    Оздоровительные:

    1. продолжать учить правильно, брать дыхание во время пения: брать дыхание между музыкальными фразами, делать короткий вдох через рот, не поднимая при этом плеч и держа правильную осанку во время распевания,  исполнения песен и при выдохе;

    2. снимать мышечный тонус рук и ног у детей: учить попеременно, напрягать и расслаблять мышцы рук и ног;

    3. учить держать правильную осанку во время пения, исполнения танцев и хороводов.

    Коррекционные:

    1. развитие прослеживающей функции глаз;

    2. развитие  зрительного внимания;

    3. глазодвигательная гимнастика;

    4. развитие зрительно-слухового  восприятия;

    Оборудование:

         Фортепиано, аудиомагнитафон, картины берёзок летом, осенью, зимой, весной; ваза,  веточки берёзы с раскрывшимися почками; 2 дерева-муляжа  с  редкими осенними и зелёными листочками.

    Средства коррекции: 

         Очки, подставка (Фланелеграф) для иллюстраций,  цветные фоны, цветные ориентиры.

    Предварительная работа с детьми:

    1. разучивание стихотворений о берёзке;

    2. разучивание хоровода «Земелюшка-чернозём» р. н. м.;

    3. заготовка берёзовых веточек с нераскрывшимися почками.

    Ход образовательной деятельности:

         Дети заходят в зал под р. н. мелодию «Сударушка» и садятся на стульчики.

    Музыкальный руководитель:  

         Приветствует детей пропевая «Здравствуйте» на мелодию р. н. п. «Во поле берёза стояла» и загадывает загадку:

         В белом сарафане

         Стала на поляне.

         Летели синицы,

         Сели на косицы.

         Её узнаешь по простой примете-

         Нет деревца белей её на свете. (Ответы детей)          

    Показать картину русской берёзки, разобрать по картине образные выражении: белый сарафан, косицы.

         Много различных стихотворений, загадок, песен посвящено берёзке.

    Детям предлагается  послушать р. н. п. «Во поле берёза стояла» в аудиозаписи первый куплет. Проводится беседа по содержанию, объяснение слова «кудрявая». Определяются некоторые средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, лад.

         Но вот  наступила осень, затем зима. Загрустила, заскучала наша берёзонька по своему летнему наряду и  заплакала.

    Дети слушают песню «Белая берёзонька» в исполнении музыкального руководителя. После прослушивания проводится беседа по содержанию песни, детям объясняются все непонятные образные выражения. Определяется характер музыки, настроение 1-го куплета. ( Печальная, жалобная, тоскливая, плачущая и т.д.) Определяются средства музыкальной выразительности, с помощью которых в этой песне раскрыт  образ печальной берёзки. Лад - минорный,  темп - спокойный, динамика - тихо, мелодия - стоит на одном месте «капает дождь», или, идёт движение мелодии на б2 вверх и тут же на м3 вниз на слово: «плакала», передающее плачущую интонацию берёзки, вдох и выдох. Разучивается первый куплет.

       Музыкальный руководитель: 

         Дети, давайте поторопим ясно солнышко, чтобы скорее весна пришла и наша берёзка расцвела как прежде, и снова надела свой зелёный сарафан.

    Дети выходят в центр зала,  встают лицом к окну выполняют движения согласно тексту прибаутки:

        Физкультминутка: 

         Солнышко, покажись,

         Красное снарядись.

         Поскорей, не робей,

         Нас с берёзкой обогрей!

    Звучит фонограмма укр. нар. Песни «Веснянка». 

    Музыкальный руководитель: (Читает текст песни):

          Стало ясно солнышко припекать.

          Землю, словно золотом заливать.

          Громче стали голуби ворковать,

          Журавли вернулися к нам опять.

    А на крыльях журавлей и весна вернулась в наш  родной край.

    Речевая игра с движением «Ты расти, расти, берёзка».  Детям предлагается отобразить движениями, мимикой  и жестами содержание игры, предварительно выяснив, что сажать и поливать надо аккуратно и бережно, чтобы не поломать веточки.

    Зрительная гимнастика:

         Гимнастика для глаз по зрительно-двигательной траектории (по схеме Базарного В.Ф.) 2 - 3 минуты. Движение глаз в стороны, вверх, по кругу.

    Коррекционная физкультминутка для детей с нарушением зрения:

    Мы пришли сегодня в лес (Ходьба на месте)

    Сколько здесь вокруг чудес. (Разводят руками)

    Справа - берёзка наша  стоит, (Отводят руки в указанную сторону и смотрят)

    Слева ёлка на нас глядит. (Отводят руки и прослеживают взглядом)

    Снежинки в небе кружатся, (Движение «фонарики» и смотрят вверх)

    На землю красиво ложатся. (Кружась, приседают)

    Музыкальный руководитель:

    Читает стихи, сопровождая их движением вместе с детьми:

          Мы в саду собрали ветки

          Принесли их в детский сад.

          Тополь, ясень и берёзки

          В банке рядышком стоят.

          Мы налили им водицы,

          Чтоб могли они напиться.

          Проходили дни, недели,

          Мы на веточки глядели...

          Наконец раскрылись почки,

          Вышли первые листочки.       Н. Найдёнова

    Воспитатель вносит в центр зала берёзку уже с зелёными листочками.

    Вот и нарядилась наша берёзка в свой зелёный сарафан.

    С нежностью обращались к белой берёзке на Руси такими словами:

          Берёза моя, берёзонька

          Берёза моя белая,

          Берёза раскудрявая.

          Стоишь ты, берёзонька,

          Посередь долинушки,

          На тебе, берёзонька,

          Листья зелёные,

          Под тобой, берёзонька,

          Травка шёлковая.

          Кормит твои корни

          Земля родная - чернозёмная!

         Дети вместе с музыкальным руководителем вспоминают  значения непонятных слов, образных выражений: раскудрявая, посередь долинушки, травка шёлковая, земля - чернозёмная.    

        Дети исполняют в хороводе  р. н. песню «Земелюшка - чернозём», выученную ранее. Перед исполнением определяются характер музыки: (весёлый, радостный, игривый, задорный, солнечный, улыбающийся и т.д.)  А так же средства музыкальной выразительности, передающие этот характер: (лад – мажорный, темп – подвижный и т.д.) Следует напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде.

         Музыкальный руководитель:

          Наряд нашей русской берёзки чудесен.

          Нет деревца сердцу милей.

          И сколько разных: задумчивых, нежных,

          Задорных, весёлых песен

          Поётся в народе о ней!

          Берёзонька весёленькая,

          Кудрявенькая, зелёненькая

          Завивайся - ка, да во весь год,

          Нам весёлым быть - да во весь год!

    Итог:

          В конце занятия подвести итог, что один и тот же образ берёзки, но в различном состоянии и настроении передаётся различными средствами музыкальной выразительности, такими как: лад, темп, динамика, мелодия и т.д. напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде. Затем  детям предлагается нарисовать в групповой комнате берёзку, одетую в осенний, зимний или летний наряд, по выбору  детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми пропевая «До свидания» на мелодию р. н. п. «Во поле берёзка стояла»

         Все вопросы следует задавать таким образом, чтобы у детей не складывалось ощущения, что они не знают, не умеют, не понимают (доступность).

         Поощрять любые достижения и правильные ответы детей. С занятия дети должны выйти с ощущением того, что у них получилось, они справились. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.  Учитывать возрастные особенности детей  5-6лет.



    Предварительный просмотр:

    Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения:

    «О чём  берёзонька нам хочет рассказать»

    Цель:

         Развивать в детях способность слышать и видеть прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. пробуждать воображение детей, заданное художественным словом;

    2. развитие и пополнение музыкального словаря;

    3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

    4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение  музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности.

    Воспитательные:

    воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

    Оздоровительные:

    1. продолжать учить правильно, брать дыхание во время пения: брать дыхание между музыкальными фразами, делать короткий вдох через рот, не поднимая при этом плеч и держа правильную осанку во время распевания,  исполнения песен и при выдохе;

    2. снимать мышечный тонус рук и ног у детей: учить попеременно, напрягать и расслаблять мышцы рук и ног;

    3. учить держать правильную осанку во время пения, исполнения танцев и хороводов.

    Коррекционные:

    1. развитие прослеживающей функции глаз;

    2. развитие  зрительного внимания;

    3. глазодвигательная гимнастика;

    4. развитие зрительно-слухового  восприятия;

    Оборудование:

         Фортепиано, аудиомагнитафон, картины берёзок летом, осенью, зимой, весной; ваза,  веточки берёзы с раскрывшимися почками; 2 дерева-муляжа  с  редкими осенними и зелёными листочками.

    Средства коррекции: 

         Очки, подставка (Фланелеграф) для иллюстраций,  цветные фоны, цветные ориентиры.

    Предварительная работа с детьми:

    1. разучивание стихотворений о берёзке;

    2. разучивание хоровода «Земелюшка-чернозём» р. н. м.;

    3. заготовка берёзовых веточек с нераскрывшимися почками.

    Ход образовательной деятельности:

         Дети заходят в зал под р. н. мелодию «Сударушка» и садятся на стульчики.

    Музыкальный руководитель:  

         Приветствует детей пропевая «Здравствуйте» на мелодию р. н. п. «Во поле берёза стояла» и загадывает загадку:

         В белом сарафане

         Стала на поляне.

         Летели синицы,

         Сели на косицы.

         Её узнаешь по простой примете-

         Нет деревца белей её на свете. (Ответы детей)          

    Показать картину русской берёзки, разобрать по картине образные выражении: белый сарафан, косицы.

         Много различных стихотворений, загадок, песен посвящено берёзке.

    Детям предлагается  послушать р. н. п. «Во поле берёза стояла» в аудиозаписи первый куплет. Проводится беседа по содержанию, объяснение слова «кудрявая». Определяются некоторые средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, лад.

         Но вот  наступила осень, затем зима. Загрустила, заскучала наша берёзонька по своему летнему наряду и  заплакала.

    Дети слушают песню «Белая берёзонька» в исполнении музыкального руководителя. После прослушивания проводится беседа по содержанию песни, детям объясняются все непонятные образные выражения. Определяется характер музыки, настроение 1-го куплета. ( Печальная, жалобная, тоскливая, плачущая и т.д.) Определяются средства музыкальной выразительности, с помощью которых в этой песне раскрыт  образ печальной берёзки. Лад - минорный,  темп - спокойный, динамика - тихо, мелодия - стоит на одном месте «капает дождь», или, идёт движение мелодии на б2 вверх и тут же на м3 вниз на слово: «плакала», передающее плачущую интонацию берёзки, вдох и выдох. Разучивается первый куплет.

       Музыкальный руководитель: 

         Дети, давайте поторопим ясно солнышко, чтобы скорее весна пришла и наша берёзка расцвела как прежде, и снова надела свой зелёный сарафан.

    Дети выходят в центр зала,  встают лицом к окну выполняют движения согласно тексту прибаутки:

        Физкультминутка: 

         Солнышко, покажись,

         Красное снарядись.

         Поскорей, не робей,

         Нас с берёзкой обогрей!

    Звучит фонограмма укр. нар. Песни «Веснянка». 

    Музыкальный руководитель: (Читает текст песни):

          Стало ясно солнышко припекать.

          Землю, словно золотом заливать.

          Громче стали голуби ворковать,

          Журавли вернулися к нам опять.

    А на крыльях журавлей и весна вернулась в наш  родной край.

    Речевая игра с движением «Ты расти, расти, берёзка».  Детям предлагается отобразить движениями, мимикой  и жестами содержание игры, предварительно выяснив, что сажать и поливать надо аккуратно и бережно, чтобы не поломать веточки.

    Зрительная гимнастика:

         Гимнастика для глаз по зрительно-двигательной траектории (по схеме Базарного В.Ф.) 2 - 3 минуты. Движение глаз в стороны, вверх, по кругу.

    Коррекционная физкультминутка для детей с нарушением зрения:

    Мы пришли сегодня в лес (Ходьба на месте)

    Сколько здесь вокруг чудес. (Разводят руками)

    Справа - берёзка наша  стоит, (Отводят руки в указанную сторону и смотрят)

    Слева ёлка на нас глядит. (Отводят руки и прослеживают взглядом)

    Снежинки в небе кружатся, (Движение «фонарики» и смотрят вверх)

    На землю красиво ложатся. (Кружась, приседают)

    Музыкальный руководитель:

    Читает стихи, сопровождая их движением вместе с детьми:

          Мы в саду собрали ветки

          Принесли их в детский сад.

          Тополь, ясень и берёзки

          В банке рядышком стоят.

          Мы налили им водицы,

          Чтоб могли они напиться.

          Проходили дни, недели,

          Мы на веточки глядели...

          Наконец раскрылись почки,

          Вышли первые листочки.       Н. Найдёнова

    Воспитатель вносит в центр зала берёзку уже с зелёными листочками.

    Вот и нарядилась наша берёзка в свой зелёный сарафан.

    С нежностью обращались к белой берёзке на Руси такими словами:

          Берёза моя, берёзонька

          Берёза моя белая,

          Берёза раскудрявая.

          Стоишь ты, берёзонька,

          Посередь долинушки,

          На тебе, берёзонька,

          Листья зелёные,

          Под тобой, берёзонька,

          Травка шёлковая.

          Кормит твои корни

          Земля родная - чернозёмная!

         Дети вместе с музыкальным руководителем вспоминают  значения непонятных слов, образных выражений: раскудрявая, посередь долинушки, травка шёлковая, земля - чернозёмная.    

        Дети исполняют в хороводе  р. н. песню «Земелюшка - чернозём», выученную ранее. Перед исполнением определяются характер музыки: (весёлый, радостный, игривый, задорный, солнечный, улыбающийся и т.д.)  А так же средства музыкальной выразительности, передающие этот характер: (лад – мажорный, темп – подвижный и т.д.) Следует напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде.

         Музыкальный руководитель:

          Наряд нашей русской берёзки чудесен.

          Нет деревца сердцу милей.

          И сколько разных: задумчивых, нежных,

          Задорных, весёлых песен

          Поётся в народе о ней!

          Берёзонька весёленькая,

          Кудрявенькая, зелёненькая

          Завивайся - ка, да во весь год,

          Нам весёлым быть - да во весь год!

    Итог:

          В конце занятия подвести итог, что один и тот же образ берёзки, но в различном состоянии и настроении передаётся различными средствами музыкальной выразительности, такими как: лад, темп, динамика, мелодия и т.д. напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять  прекрасна в своём зелёном наряде. Затем  детям предлагается нарисовать в групповой комнате берёзку, одетую в осенний, зимний или летний наряд, по выбору  детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми пропевая «До свидания» на мелодию р. н. п. «Во поле берёзка стояла»

         Все вопросы следует задавать таким образом, чтобы у детей не складывалось ощущения, что они не знают, не умеют, не понимают (доступность).

         Поощрять любые достижения и правильные ответы детей. С занятия дети должны выйти с ощущением того, что у них получилось, они справились. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.  Учитывать возрастные особенности детей  5-6лет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности по ЗОЖ в старшей группе «Слабое звено»

    ·         Данное занятие помогает детям закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это здоровье и с помощью каких продуктов и методов оздоровления можно сохранить и ук...

    Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию: « Откуда появилась матрёшка»

    Тема: «Откуда появилась Матрёшка»  Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитиеЦель: Поз...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР на тему "Новый Год у ворот"

    Занятие по ИЗО о традициях и обычаях празднования Нового Года. Создание в рисунке образа нарядной елки. Закрепление технических навыков....

    Конспект совместной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему «Автомобиль»

    Цель: Создание модели «автомобиль» при помощи конструктора MRT2Задачи: Уточнить и закрепить знания детей об автомобиле и его частях.Упражнять в самостоятельном конструировании построек по ...