Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию: « Откуда появилась матрёшка»
    план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

    Румянцева Александра Владимировна

    Тема: «Откуда появилась Матрёшка»

     

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

    Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой.

     

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить детей с матрёшкой, как видом народной игрушки, с историей её возникновения.

    2.Расширять представление о Родине – России, о том, что матрёшка – русский сувенир.

    3. Формировать умение различать разные техники росписи матрёшек, составлять узор из отдельных элементов.

    4.Упражнять в рисовании узора из отдельных элементов, в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой.

    5.Продолжать учить строить предположения, развивать речь-доказательство, связную речь. Активизировать словарь детей за счёт существительных и прилагательных.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать уважение к труду умельцев, гордость за родную страну.

    2.Формировать умение быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления и обследования игрушки.

    Развивающие:

    1.Развивать исследовательские умения, закреплять представление о свойствах дерева.

    2.Формировать чувство цвета, ритма в узоре.

     

    Современные образовательные технологии:

     

    -Здоровьесберегающие (физкульт-разминка, соблюдение требований САНПиН)

    -ИКТ (ЭОР – презентация «Откуда появилась Матрёшка»)

    - технология музыкального воздействия (музыкальное сопровождение основной части)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_o_matryoshke.docx27.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №38компенсирущего вида

    Невского района Санкт-Петербурга

                                 Конспект совместной образовательной деятельности

    педагога с детьми старшей группы «Семицветик»

    по художественно-эстетическому развитию:

    « Откуда появилась матрёшка»

                                                                                        Конспект составлен воспитателем

                                                                              Румянцевой Александрой Владимировной

                                                            Санкт- Петербург

                                                                    2016год

    Тема: «Откуда появилась Матрёшка»

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

    Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить детей с матрёшкой, как видом народной игрушки, с историей её возникновения.

    2.Расширять представление о Родине – России, о том, что матрёшка – русский сувенир.

    3. Формировать умение различать разные техники росписи матрёшек, составлять узор из отдельных элементов.

    4.Упражнять в рисовании узора из отдельных элементов, в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой.

    5.Продолжать учить строить предположения, развивать речь-доказательство, связную речь. Активизировать словарь детей за счёт существительных и прилагательных.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать уважение к труду умельцев, гордость за родную страну.

    2.Формировать умение быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления и обследования игрушки.

    Развивающие:

    1.Развивать исследовательские умения, закреплять представление о свойствах дерева.

    2.Формировать чувство цвета, ритма в узоре.

    Современные образовательные технологии:

    -Здоровьесберегающие (физкульт-разминка, соблюдение требований САНПиН)

    -ИКТ (ЭОР – презентация «Откуда появилась Матрёшка»)

    - технология музыкального воздействия (музыкальное сопровождение основной части)

    Материал и оборудование:

    -компьютер, мультимедийное устройство.

    -Игрушки Матрёшки с традиционными видами росписи (Семёновская, Загорская, Полхов – Майданская)

    -заготовки матрёшек на каждого ребёнка, кисти, краски, стаканчики с водой.

    - Русская народная музыка в записи.

    Ход совместной организованной деятельности:

    Звучит русская народная мелодия

     «Во поле берёза стояла».

    Воспитатель:  -Здравствуйте, дети, здравствуйте!

                                Дивное диво я нынче принесла

                                Диво чудесное, расписное,

                                А ну, отгадайте. Что это такое?

                                     (загадывает загадку)

                                                                  Загадка:

                                                     Алый шёлковый платочек,

                                                     Яркий сарафан в цветочек,

                                                     Упирается рука в деревянные бока.

                                                     А внутри секреты есть:

                                                     Может три, а может шесть.

                                                       Разрумянилась немножко

                                                       Наша русская

                                                       (Ответы детей – матрёшка)

    Воспитатель: -Конечно, это Матрёшка!

                              -Посмотрите какая она, как вы думаете?

                             -Какая замечательная игрушка!

                             -О ней, как и о народных героях слагают легенды.

                             -Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

                             -Как вы думаете, сколько лет Матрёшке?

                                 (Ответы детей)

    Воспитатель: -На самом деле ей более 100 лет.

                             -Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрёшкой?

                              (Ответы детей).

    Воспитатель: -Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрёна, именно от него и получила свое название Матрёшка.

                              -Как вы думаете из чего делают матрёшку?

                              (Ответы детей - из дерева)

    Воспитатель: -Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком.

    (Воспитатель обращает внимание на матрёшек).

                              -Ребята, вы знаете стихотворение о матрёшке, давайте его прочитаем:

    Восемь кукол деревянных,

    Круглолицых и румяных,

    В разноцветных сарафанах

    На столе у нас живут,

    Всех матрёшками зовут.

    Кукла первая толста.

    А внутри она пуста.

    Разнимается она на две половинки

    В ней живет еще одна кукла в серединке

    Эту куколку открой

    –Будет третья во второй.

    Половинку отвинти.

    Плотную, притёртую.

    –И сумеешь ты найти

    Куколку четвёртую

    Вынь её да посмотри.

    Кто в ней прячется внутри

    Прячется в ней пятая

    Куколка пузатая

    А внутри пустая

    В ней живёт – шестая

    А в шестой – седьмая

    А в седьмой – восьмая

    Эта кукла меньше всех

    Чуть побольше, чем орех

    Воспитатель:  -Вот поставленные в ряд

                               Сёстры – куколки стоят

                                Сколько вас?

                                У них мы спросим

                               -И ответят куклы восемь.

    Воспитатель: - Посмотрите, все ли матрёшки одинаковые?

                                          (Ответы детей)

                               -Чем они отличаются?

                                         (Ответы детей.)

                              -Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

                            -В городе Семёнов - есть центр по росписи матрёшек.

                               -Отсюда и название – Семёновская матрёшка.

                               -Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.

                               -Самый главный цвет — …

                       (Ответы детей - жёлтый, зелёный, малиновый)

    Воспитатель: -Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка.

                             -Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове…

                        (Ответы детей – платок).

    Воспитатель: -А поверх сарафана…

                        (Ответы детей – фартук)

    Воспитатель: -Эта матрёшка - хозяюшка, она ходит в лес по грибы и ягоды. В руках у нее….

                     (Ответы детей - корзинка с грибами или ягодами)

    Воспитатель: -И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.

                              -Как вы думаете почему мы можем отличить этих матрёшек от остальных?

                              -Да, у этих матрёшек нет сарафана и фартука, а цветы изображаются в передней части игрушки, и мастера изображают её без рук.  

    Воспитатель: - Какая из этих матрёшек вам нравится больше всего?

                                                (Ответы детей.)

                              - Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

                              - Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрёшек, но сначала подготовим наши пальчики (физкульт-разминка):

    Прежде, чем рисовать

    Нужно пальчики размять.

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний

    Поздоровались с большим.

    А теперь потрём ладошки

    Друг о друга мы немножко.

    Кулачки разжали – сжали,

    Кулачки разжали – сжали.

    Вот и пальчики размяли.

    А сейчас мастера

    За работу всем пора.

    -Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для росписи матрёшки.

    -Сейчас мы с вами будем расписывать своих матрёшек, но торопиться мы с вами не будем,и если не успеете до конца расписать свою матрёшку мы это сможем сделать в свободное время.

    -Я предлагаю начать расписывать матрёшку с головы (нарисуем голову, волосы, платок, лицо (брови, глаза, щёки, губы), сарафан и узор)

    (Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем расписывают матрёшек)

    -Как вы думаете, чем мы будем рисовать?

                               (ответы детей)

    -Какой цвет лучше использовать? (жёлтый, красный, синий, зелёный)

    -Подбирайте цвета так, чтобы матрёшка получилась яркой, нарядной.

    -Старайтесь рисовать аккуратно.

    -Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов – короткими штрихами.

    Итог:

    -Вам понравилось расписывать матрёшку?

    -Что нового вы узнали?

    -Вы бы хотели продолжить знакомство с матрёшкой, как видом декоративного рисования?

    -Скажите чем матрёшка так привлекает и взрослых и детей?

    -Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор-

    -любимая игрушка малышей.

    Она украшает наши квартиры.

    Её охотно дарят друзьям на добрую память.

     Но суть русской Матрёшки остаётся прежней –любовь и дружба.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшей группы по направлению «Познавательно – речевое развитие» «Прогулка по осеннему парку»

    Цели и задачи: поощрять исследовательский интерес к проведению простейших наблюдений;формировать умения составлять группы из однородных предметов;закреплять умения различать листья по внешнему ви...

    Методическая разработка.Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы."Путешествие в зимний лес"

    Это методическая разработка - конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей групыы, направленный на следующие цели:- Обогащение и актуализация словаря по теме "Зима", "Дикие животн...

    Конспект совместно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по рисованию "Путешествие в страну ИЗО"

    Конспект совместно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по рисованию "Путешествие в страну ИЗО"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы « Семицветик » - " Воздух - невидимка"

    Тема: «Воздух - Невидимка»Цель: Познакомить с понятием – воздух и его свойствами. Задачи:Образовательные: 1. Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.2. Формировать интерес к экспе...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию Тема: «Рыбки в аквариуме»

    Тематическая неделя: Аквариумные рыбы.Цель: Создать условия для создания изображений с помощью геометрических фигур, природного и бросового материала.Задачи:Образовательные:-смоделировать образователь...