Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию: « Откуда появилась матрёшка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Румянцева Александра Владимировна

Тема: «Откуда появилась Матрёшка»

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с матрёшкой, как видом народной игрушки, с историей её возникновения.

2.Расширять представление о Родине – России, о том, что матрёшка – русский сувенир.

3. Формировать умение различать разные техники росписи матрёшек, составлять узор из отдельных элементов.

4.Упражнять в рисовании узора из отдельных элементов, в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой.

5.Продолжать учить строить предположения, развивать речь-доказательство, связную речь. Активизировать словарь детей за счёт существительных и прилагательных.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к труду умельцев, гордость за родную страну.

2.Формировать умение быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления и обследования игрушки.

Развивающие:

1.Развивать исследовательские умения, закреплять представление о свойствах дерева.

2.Формировать чувство цвета, ритма в узоре.

 

Современные образовательные технологии:

 

-Здоровьесберегающие (физкульт-разминка, соблюдение требований САНПиН)

-ИКТ (ЭОР – презентация «Откуда появилась Матрёшка»)

- технология музыкального воздействия (музыкальное сопровождение основной части)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_matryoshke.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №38компенсирущего вида

Невского района Санкт-Петербурга

                             Конспект совместной образовательной деятельности

педагога с детьми старшей группы «Семицветик»

по художественно-эстетическому развитию:

« Откуда появилась матрёшка»

                                                                                    Конспект составлен воспитателем

                                                                          Румянцевой Александрой Владимировной

                                                        Санкт- Петербург

                                                                2016год

Тема: «Откуда появилась Матрёшка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с матрёшкой, как видом народной игрушки, с историей её возникновения.

2.Расширять представление о Родине – России, о том, что матрёшка – русский сувенир.

3. Формировать умение различать разные техники росписи матрёшек, составлять узор из отдельных элементов.

4.Упражнять в рисовании узора из отдельных элементов, в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой.

5.Продолжать учить строить предположения, развивать речь-доказательство, связную речь. Активизировать словарь детей за счёт существительных и прилагательных.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к труду умельцев, гордость за родную страну.

2.Формировать умение быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления и обследования игрушки.

Развивающие:

1.Развивать исследовательские умения, закреплять представление о свойствах дерева.

2.Формировать чувство цвета, ритма в узоре.

Современные образовательные технологии:

-Здоровьесберегающие (физкульт-разминка, соблюдение требований САНПиН)

-ИКТ (ЭОР – презентация «Откуда появилась Матрёшка»)

- технология музыкального воздействия (музыкальное сопровождение основной части)

Материал и оборудование:

-компьютер, мультимедийное устройство.

-Игрушки Матрёшки с традиционными видами росписи (Семёновская, Загорская, Полхов – Майданская)

-заготовки матрёшек на каждого ребёнка, кисти, краски, стаканчики с водой.

- Русская народная музыка в записи.

Ход совместной организованной деятельности:

Звучит русская народная мелодия

 «Во поле берёза стояла».

Воспитатель:  -Здравствуйте, дети, здравствуйте!

                            Дивное диво я нынче принесла

                            Диво чудесное, расписное,

                            А ну, отгадайте. Что это такое?

                                 (загадывает загадку)

                                                              Загадка:

                                                 Алый шёлковый платочек,

                                                 Яркий сарафан в цветочек,

                                                 Упирается рука в деревянные бока.

                                                 А внутри секреты есть:

                                                 Может три, а может шесть.

                                                   Разрумянилась немножко

                                                   Наша русская

                                                   (Ответы детей – матрёшка)

Воспитатель: -Конечно, это Матрёшка!

                          -Посмотрите какая она, как вы думаете?

                         -Какая замечательная игрушка!

                         -О ней, как и о народных героях слагают легенды.

                         -Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

                         -Как вы думаете, сколько лет Матрёшке?

                             (Ответы детей)

Воспитатель: -На самом деле ей более 100 лет.

                         -Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрёшкой?

                          (Ответы детей).

Воспитатель: -Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрёна, именно от него и получила свое название Матрёшка.

                          -Как вы думаете из чего делают матрёшку?

                          (Ответы детей - из дерева)

Воспитатель: -Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком.

(Воспитатель обращает внимание на матрёшек).

                          -Ребята, вы знаете стихотворение о матрёшке, давайте его прочитаем:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста.

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки

В ней живет еще одна кукла в серединке

Эту куколку открой

–Будет третья во второй.

Половинку отвинти.

Плотную, притёртую.

–И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую

Вынь её да посмотри.

Кто в ней прячется внутри

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая

А внутри пустая

В ней живёт – шестая

А в шестой – седьмая

А в седьмой – восьмая

Эта кукла меньше всех

Чуть побольше, чем орех

Воспитатель:  -Вот поставленные в ряд

                           Сёстры – куколки стоят

                            Сколько вас?

                            У них мы спросим

                           -И ответят куклы восемь.

Воспитатель: - Посмотрите, все ли матрёшки одинаковые?

                                      (Ответы детей)

                           -Чем они отличаются?

                                     (Ответы детей.)

                          -Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

                        -В городе Семёнов - есть центр по росписи матрёшек.

                           -Отсюда и название – Семёновская матрёшка.

                           -Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.

                           -Самый главный цвет — …

                   (Ответы детей - жёлтый, зелёный, малиновый)

Воспитатель: -Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка.

                         -Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове…

                    (Ответы детей – платок).

Воспитатель: -А поверх сарафана…

                    (Ответы детей – фартук)

Воспитатель: -Эта матрёшка - хозяюшка, она ходит в лес по грибы и ягоды. В руках у нее….

                 (Ответы детей - корзинка с грибами или ягодами)

Воспитатель: -И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.

                          -Как вы думаете почему мы можем отличить этих матрёшек от остальных?

                          -Да, у этих матрёшек нет сарафана и фартука, а цветы изображаются в передней части игрушки, и мастера изображают её без рук.  

Воспитатель: - Какая из этих матрёшек вам нравится больше всего?

                                            (Ответы детей.)

                          - Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

                          - Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрёшек, но сначала подготовим наши пальчики (физкульт-разминка):

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

-Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для росписи матрёшки.

-Сейчас мы с вами будем расписывать своих матрёшек, но торопиться мы с вами не будем,и если не успеете до конца расписать свою матрёшку мы это сможем сделать в свободное время.

-Я предлагаю начать расписывать матрёшку с головы (нарисуем голову, волосы, платок, лицо (брови, глаза, щёки, губы), сарафан и узор)

(Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем расписывают матрёшек)

-Как вы думаете, чем мы будем рисовать?

                           (ответы детей)

-Какой цвет лучше использовать? (жёлтый, красный, синий, зелёный)

-Подбирайте цвета так, чтобы матрёшка получилась яркой, нарядной.

-Старайтесь рисовать аккуратно.

-Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов – короткими штрихами.

Итог:

-Вам понравилось расписывать матрёшку?

-Что нового вы узнали?

-Вы бы хотели продолжить знакомство с матрёшкой, как видом декоративного рисования?

-Скажите чем матрёшка так привлекает и взрослых и детей?

-Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор-

-любимая игрушка малышей.

Она украшает наши квартиры.

Её охотно дарят друзьям на добрую память.

 Но суть русской Матрёшки остаётся прежней –любовь и дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию Тема: «Рыбки в аквариуме»

Тематическая неделя: Аквариумные рыбы.Цель: Создать условия для создания изображений с помощью геометрических фигур, природного и бросового материала.Задачи:Образовательные:-смоделировать образователь...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Снеговик» нетрадиционная техника рисования пеной для бритья и клея ПВА

Цель: Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста,через использование нетрадиционной техники рисования- пеной для бритья и клеем ПВА....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Необычные деревья» нетрадиционная техника рисования - рисование по пене для бритья

Цель: Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники рисования-  рисование по пене для бритья....

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Голубь мира» (нетрадиционные техники)

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастапо художественно-эстетическому развитию«Голубь мира»...

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Звездное небо» (нетрадиционные техники)

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастапо художественно-эстетическому развитию«Звездное небо» (нетрадиционные техники)...