Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ильина Ирина Петровна

Материал представлен для проведения занятия в старших группах  ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №5 «Рябинушка» Моргаушского района ЧР

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Chuvashiy_1-400x288.jpg

Конспект занятия

по гражданско-патриотическому воспитанию

детей в старшей группе

«Мы — россияне»

Составила и провела

воспитатель 1 категории

 Ильина Ирина Петровна.

     

с.Юнга, 2018 г.

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

•Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;

  • Расширять представления о Москве – главном городе, столице России;
  • Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.

2. Развивающие:

• Продолжать развивать речь как средство общения.

• Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

• Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

3. Воспитательные:

• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам;

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие (доминирующая область).

2. Речевое развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие .

4. Физическое развитие.

Предварительная работа:

  • Создание уголка по гражданскому воспитанию;
  • проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России;
  • Беседа с детьми о главном должностном лице России, нашем президенте В. В. Путине;
  • беседы о дружбе ;
  • чтение художественной литературы, Н. Виноградова «Моя страна Россия», пословицы и поговорки о Родине;
  • рассматривание иллюстраций с изображением Москвы – столицы России, открыток с видами разных городов России, фотографии и альбомов родной природы (растения, животные и деревья);
  • прослушивание аудиозаписи гимна России.

    Пособия и материалы: географическая карта России; ТСО: проектор, экран, муз.  центр, ноутбук; презентация «Геральдика», «Москва- столица России»;карточки- бланки для игры «Выбираем транспорт»; аудиозапись «Гимн России»

Словарная работа: Россияне, символы, двуглавый орел, Георгий Победоносец, избиратели, бюллетень,голосовать.

Ход занятия:

Воспитатель:  - Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы гостям  всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Дети:  - Здравствуйте.

           - Мы рады вас видеть.

            - Добро пожаловать.

Воспитатель: - Как много хороших добрых слов вы сказали. А в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорят: «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

- А теперь встали в кружок и повторяйте за мной.

             Собрались все дети в круг

             Ты мой друг и я твой друг.

             Вместе за руки возьмёмся

             И друг другу улыбнёмся.        

- Дети, отгадайте  загадку:

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь—скучаешь.

Как зовут это место,

Ты знаешь? (Родина.) (ответы детей.)

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей большой прекрасной стране. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

- Как вы думаете, что такое Родина?  (ответы детей.  Ребенок читает стих Владимира Степанова «Что мы родиной зовём».)

 Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель:- Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине. Я начинаю, а вы продолжите:

  • Нет ничего на свете краше, чем ……….Родина наша.
  • Жить – Родине………служить.
  • Береги землю родимую, как мать………..любимую.
  • Кто за Родину горой, тот истинный …….герой;

  • Родина любимая, что мать…….. родимая;

  • Человек без Родины, что соловей……. без песни;

  • Родина-мать, умей за неё…….. постоять.

- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

(Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висит географическая карта России и предлагает рассмотреть ее.)

- Кто знает, где расположена наша страна на карте? (ответы детей, если затрудняются, необходимо помочь).

  Воспитатель: - Если долго-долго-долго

                         В самолете нам  лететь,

                         Если долго-долго-долго

                         На Россию нам смотреть,

1 ребенок: - То увидим мы тогда

                     И леса, и города,

                    Океанские просторы,

                   Ленты рек, озера, горы….

 2 ребенок: -  Мы увидим даль без края,

                     Тундру, где звенит весна,

                     И поймем тогда, какая

                    Наша Родина большая,

                   Необъятная страна.

Воспитатель: - Горы и долины, леса и степи, реки и моря, города и деревни-  это всё наша страна, наша Родина. Но страна это не только леса, поля, реки и города. Страна –  это прежде всего люди, которые в ней живут.

В России живут люди разных национальностей: чуваши, татары, мордва, мари, русские, армяне, украинцы, осетины, черкесы и др.Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но все они живут в мире и дружбе.

Воспитатель: -  Ребята, каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.

Герб – это отличительный знак государства.

Его изображают на флагах, печатях, монетах и на важных документах.

Использование ИКТ (проектор, ноутбук).

                       (слайд №1)- гербы  разных стран

- А теперь предлагаю найти наш российский герб среди гербов других стран. Обозначьте его расположение. (Первый слева, в нижнем ряду).

        (слайд №2)- наш герб

- Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).      

                  У России величавой
                 На гербе орел двуглавый,
                 Чтоб на запад и восток
                Он смотреть бы сразу мог.
                Сильный, мудрый он и гордый,
                Он России дух свободный!

  Воспитатель: - Ребята, а сейчас я прошу вас и наших гостей встать. Потому что сейчас прозвучит  гимн нашей страны.

                            (Звучит гимн РФ.)

- Когда можно услышать эту мелодию? (ответы детей).

- Перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр, звучит главная песня страны. Это Гимн и его нужно слушать стоя, молча, проявляя уважение.

Воспитатель: -  А теперь задание на сообразительность.

                        (Слайд №3.)- флаги  разных стран

- Я предлагаю вам выбрать на слайде среди разных флагов российский флаг, определите его расположение (ответы детей).

(Слайд №4.)- флаг России

Воспитатель : - Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

- Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников).

- Государственный Флаг не должен касаться земли, его нельзя переворачивать, к нему нужно относиться с уважением. Наш государственный Флаг имеет три равноценные полосы: (белый, синий и красный).

- А что означает цвета на флаге? Об этом нам расскажет Никита.

                 Флаг Российский наш окрашен
               В белый, синий, красный цвет.
               Он трепещет в небе ясном
               И его прекрасней нет.


               
Белый – символ мира, правды
                И душевной чистоты.


               
Синий – верности и веры,
                Бескорыстной доброты.


               Боль народа, кровь погибших
               Отражает
 красный цвет!


              Будем Родину любить мы
              И хранить от разных бед!

(Слайд №5)- портрет президента России

Воспитатель: - Ребята, кто изображен на портрете? (ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, а президент – это кто? (ответы детей).

Воспитатель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это очень ответственная и сложная работа. Президент дал клятву, верно, служить народу России. Сегодня Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель: - Какими качествами должен обладать президент? (ответы детей).

Воспитатель: - Он должен быть справедливым, честным, добрым, трудолюбивым, умным, знающим все права, правила и законы.

Воспитатель: - А может ли президентом быть женщина? (ответы детей).

Воспитатель: - Президентом может быть и женщина и мужчина/

Воспитатель: - Как вы думаете, могут ли сразу быть два президента в одной стране? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, нет.

Воспитатель: - А кто выбирает Президента? (ответы детей)

(Слайд №6)- выборы 2018 г.

Воспитатель: - Мы, граждане России, сами выбираем себе президента. В нашей стране выборы президента проходят раз в шесть лет. Скоро, 18 марта, пройдут выборы президента. Будут избирать нового президента. В этих выборах могут принять участие все взрослые граждане  нашей страны, которых называют избирателями. Президент избирается путем голосования. За кого проголосует большинство граждан, тот и становится президентом.

Воспитатель: - Президент России живёт  в Москве, т.е. в столице нашей Родины. Дети, я сегодня хочу пригласить вас на экскурсию в Москву. Посмотреть, какая она наша столица.  (ответы детей)

Воспитатель: - А на чём можно поехать в Москву? ( на автобусе, на поезде, на самолёте).

- Можно ехать на разном транспорте. А мы выберем один  из них.. Сейчас организуем выборы. Есть у нас и бюллетени. Будем голосовать. (Игра «Выбираем транспорт».)

Воспитатель: - Дети, садитесь поудобнее. Отправляемся в Москву. (Едут на том транспорте, которую выбрали дети.)

Логоритмика Железновой «Поезд»(«Самолёт», «Автобус»)

Воспитатель: -   Мы прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства. Экскурсию по Москве проведёт экскурсовод-  …..(Ф.И.О. васпитателя)

Воспитатель: - Слайд: «Красная площадь».

- Дорогие гости столицы! Мы с вами находимся на главной площади Москвы. Кто из вас знает, как она называется?

- Верно, Красная площадь. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния, организуются концерты, а зимой работает один из самых больших открытых катков.

Слайд: «Московский Кремль».

- Что же это?

- Верно, это Кремль.

- Знаете, что у Московского Кремля двадцать башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни свое имя и своя история. Сегодня мы с вами полюбуемся одной из них.

Слайд: «Спасская башня Кремля».

- Ребята, это Спасская башня Кремля.

На Спасской башне мы видим часы. Их называют курантами.

Кремлевские куранты – самые главные часы в России. По ним сверяет время вся наша страна.

Слайд: «Останкинская башня».

- Может быть, кто-то знает, что это за башня?

- Верно, это Останкинская башня – телевизионная и радиовещательная. Ее высота 540 метров, она самая высокая в Европе. Останкинская башня является одним из символов Москвы и России.

     Слайд: «Памятник Юрию Долгорукому».

- Посмотрите, пожалуйста, направо. Перед нами памятник Юрию Долгорукому.

- Может быть, кто-то из вас знает, что это был за человек и почему ему в Москве поставили памятник?

- Верно, Юрий Долгорукий признан основателем Москвы. Москвичи очень чтят память о нем, и в благодарность ему воздвигнут в столице этот памятник.

Слайд: «Театр кукол».

- Мы с вами находимся у театра. Кто из вас догадался, что это за театр?

- Верно, это театр кукол.

Визитной карточкой этого театра стали большие металлические часы на фасаде здания. Каждый час поочередно открываются дверцы в домиках – ящичках вокруг циферблата часов, и двенадцать животных – сказочных персонажей – приветствуют зрителей под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются лишь дважды в сутки – в полдень и в полночь.

- А теперь, продолжим нашу экскурсию.

- Дорогие гости нашей столицы, посмотрите налево.

Слайд : «Храм Христа Спасителя»

- В Москве много церквей и храмов. Самый главный из них – это Храм Христа Спасителя. Он находится недалеко от Кремля , на берегу реки Москва.

Слайд: «Московский зоопарк»

-Есть в Москве удивительное место. Живут там разные птицы, звери, рыбы, насекомые. Называется этот звериный городок- зоопарк. Здесь поселились животные разных стран.

 Слайд: «Цирк Никулина»

-Самый большой и самый старинный цирк-Цирк Никулина. Здесь выступали известные клоуны Юрий Никулин и Олег Попов.

         

- Ребята, сегодня мы посмотрели лишь маленькую часть города. Наша экскурсия заканчивается, но мы обязательно продолжим знакомство со столицей. А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад. (Дети «возвращаются» в детский сад.) _

(Логоритмика Железновой.)

      Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, что интересного было сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось? Сейчас  я буду говорить предложение, а вы его закончите.

Наша страна называется…. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Воспитатель: - А теперь попрощаемся с гостями, дети. ( До встречи. До свидания. Приходите ещё.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная площадь

Слайд 2

Московский Кремль

Слайд 3

Спасская башня Кремля

Слайд 4

Останкинская башня

Слайд 5

Памятник Юрию Долгорукому

Слайд 6

Театр кукол

Слайд 7

Храм Христа Спасителя

Слайд 8

Московский зоопарк

Слайд 9

Московский цирк Никулина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно - эстетическому воспитанию детей в старшей группе "Белая берёза"

Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии: дать представление детей об образе берёзы  в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эм...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ОСЕНИНЫ»...

Конспект совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: «Мы – Россияне».

Цель:систематизировать и обощить знания детей о России, и развивать их в прцессе совместной деятельности....

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»Тема: «Мы – Россияне»Цель: Систематизировать и обобщить знания ...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»

Тема: «Мы – Россияне» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности. Задачи: 1. Образовательные: &bu...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Наша Родина Россия»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине и Российской армии.Интеграция областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &laqu...