Картотека " Пальчиковая гимнастика"
картотека по развитию речи (средняя группа)

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Картотека "Пальчиковая гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikov_gimn.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

для детей 2 младшей группы.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Мальчик с пальчик

1.Мальчик с пальчик

Где ты был?

(Большой палец левой руки четыре раза сгибается).

2.-Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки четыре раза сгибается).

3.Встретил медведя

4.волка

5.зайку

6.ёжика в иголках.

(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными).

7.Встретил белочку

8.синичку

9.встретил лося

10.и лисичку.

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасается с остальными).

ЁЖИК

Руки сложены в замок

Ежик, ежик колкий

Покажи иголки  (Поднимаем пальчики не расцепляя руки)

Вот они! Вот они!

Ежик, ежик колкий,

Спрячь свои иголки! (Пальчики опускаем)

Маленький колючий еж,

До чего же ты хорош!

Вот свернулся еж в клубок (пальцы рук сомкнуть в "замок")

Потому что еж продрог (сильно напрячь пальцы и кисти рук)

Лучик ежика коснулся (ослабить напряжение)

Ежик к солнцу потянулся (пальцы выпрямить, ладони сомкнуты, локти разведены в стороны)

Затем можно попросить детей самим сладко-сладко потянуться.

Пирог

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.

(Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

(«Бегут»   пальчиками   обеих   рук   по столу.)

Пирожки себе пеки

Не из снега - из муки.

(Опять показывают, как пекут пирог.)

Маша кашу варила

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка) 

Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Ладушки, ладушки 
(хлопайте в ладоши; ладони держите горизонтально, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая) 
Пекла бабка оладушки, 
Маслом поливала 
(левую ладонь держите горизонтально и стучите по ней собранными щепотью пальцами правой руки), 
Детушкам давала  (обе руки вытяните перед собой), 
Даше — два  (покажите средний и указательный пальцы на правой руке) 
Паше — два  (покажите средний и указательный пальцы на левой руке) 
Ване — два  (повторите последние действия) 
Тане — два. 
Всем дала (вытяните руки вперед и в стороны и слегка поклонитесь)

 

В гостях у гномиков.

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

ЖУКИ

(букву "ж" произносить акцентированно - "жжж")

Все жуки живут жужжа, не жужжать жукам нельзя.

Лежат жужжат 

(ладони рук лежат на коленях, шевелим пальцами,

Кружат жужжат 

(делаем круговые движения руками, вытянутыми перед собой, продолжаем шевелить пальцами) .Жуют жужжат 

(сжимаем-разжимаем кисти рук, имитируя жевательные движения) .

Без жужжания жуки засыпают от тоски 

(кладем ладони в исходное положение - на колени) .

РАДУГА

Посмотрите: радуга над нами, 

(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) .

Над деревьями, 

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты) .

Домами, 

(Руки сложены над головой крышей) .

И над морем, над волной, 

(Нарисовать волну рукой) .

И немножко надо мной. 

(Дотронуться до головы) .

Заяц и олень

У оленя 

(руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)

Дом 

(руками изобразить крышу над головой)

Большой.

(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)

Он глядит в свое окно.

(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)

Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)

В дверь к нему стучит:

Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)

Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)

Охотник злой (имитировать прицеливание из ружья)

 - Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)

Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)

Ёлочка

Утром дети удивились, 

(разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, 

(сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, 

(руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,

(закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка 

(хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Гномы и грибы (физ.минутка)

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. 
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три
 (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! 
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, 
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. 
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили 
(бег на месте)
И грибы все уронили! 
(присесть)

Жил-был гном (физ.минутка)

Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком 
(вытянули руки вверх, соединили ладони),
Он был путешественник — гном. 
(руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: 
(прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: 
(машем руками)
Ух, высоко! 
(встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: 
(плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: 
(руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, 
(качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, 
(руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! 
(шаги на месте)

Дом гномов

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом,
 (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол,
 (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. 
(«метём» метлой)
Мы к ним в гости придём 
(шаги на месте)
И подарки принесём. 
(руки вперёд, ладонями вверх)
На пол — мягкую дорожку, 
(наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. 
(пятимся назад)
Две подушки на диван, 
(руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан.
 (руки округлить и вытянуть перед собой)

Гимпельман и Пимпельман

Гимпельман и Пимпельман (Показываем два больших пальца)
Лезут на гору в туман. 
(поочередно поднимаем кулачки все выше)
Гимпельман был гномиком, 
(Показываем один большой палец)
Пимпельман был карликом, 
(Показываем второй большой палец)
Долго-долго там сидели,
 (Два больших пальца вместе)
Вдаль задумчиво глядели,
 (Покачиваются из стороны в сторону)
А потом после жары 
(Все пальцы растопырены, круговой жест руками)
Влезли в глубину горы, 
(прячем пальцы в кулачки)
Там они сейчас сидят
Спят и носиком сопят.
Тише, тише, не шумите,
 (Высовываем большие пальцы между мизинцем и безымянным)
Тише, тише, не шумите, 
(… между безымянным и средним и т.д. )
А вот мы и проснулись!
 (Вновь вытаскиваем большие пальцы).

Скрут

— Кто живёт под потолком? (Руки делают букву «Т»)
– Гном. 
(Делаем колпачок руками на голове)
– У него есть борода? 
(Проводим руками по воображаемой бороде)
– Да. 
(Киваем)
– А манишка? А жилет? 
(Руками показываем манишку и жилет)
– Нет.
 (Отрицательно качаем головой)
– Как же гномика зовут? 
(Пожимаем плечами)
– Скрут.
 (Руками делаем скручивающее движение)
– Кто с ним утром кофе пьёт?
 (Имитируем процесс)
– Кот. 
(руками показываем усы)
– Кто гуляет с ним по крыше? 
(Прикладываем ладонь к голове)
– Мыши, мыши, мыши, мыши.
 (Подушечками пальцев «бегаем» по голове)
– Как давно он тут живёт? 
(Пожимаем плечами)
– Год. 
(Показываем один палец)
– Как встаёт он по утрам? 
(Пожимаем плечами)
– Сам!
– Он капризничает, да?
– НИ-КОГ-ДА! 
(Отрицательно мотаем головой на каждый слог)

Два гномика

У меня в мешочке этом (Два кулачка вместе сжимаем)
Дружных два живут соседа:
 (Вытаскиваем два больших пальца)
Гномик Шушик в колпачке, 
(Показываем один большой палец)
Пушик – друг его, в венке, 
(Показываем второй)
Танцевать любили оба, 
(«Танцуют» на коленках)
Ножкой маленькой потопать,
 (Поочередно показываем мизинчики)
А уставши танцевать, 
(Кулачки прибегают по ногам к животику)
Прибегут ко мне опять.
Дырочка в мешке, смотри, 
(Снова сжимаем два кулачка вместе)
Слушай, слушай, кто внутри? 
(Прижимаем к ушку).

Гном под грибком (физ. минутка)

Как-то на рассвете Гном (встать, присесть)
Свой решил покинуть дом, 
(встать, руки сомкнуть над головой)
И с корзиной из избы
гном помчался по грибы.
 (бег на месте с высоким подниманием ног)
Гром гремит, гроза грохочет, 
(встать, хлопок над головой)
Гнома сильный дождик мочит,
 (махи поднятыми руками к лицу)
Но не страшен Гному гром,
Гном укрылся под грибом. 
(присесть, руки сомкнуть над головой)

Прачки-гномики

Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Мики, Чики, Лики, Пики, Токи.
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку он носил.

(Ход игры: ребенок сжимает и разжимает кулачки,

трет кулачки друг о друга, потом загибает

пальчики, начиная с большого)

Домик

Под грибом – шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, 
(постучите кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. 
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, 
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем – дубовый стол.
 (левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой. 
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе – тарелка с вилкой. 
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощение для ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...