Памятка по проектной деятельности
методическая разработка по теме

Самылина Елена Александровна

Памятка для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_proektnoy_deyatelnosti.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в образовательных организациях — это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Такая тема исследуется и изучается совместно, в кооперации; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Поэтому главный признак проекта заключается в том, что он проходит в несколько этапов:

  1. нахождение темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);
  2. планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов (этап
    подготовки и реализации);
  3. завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
  4. продолжение проекта (при необходимости).

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях (например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс), и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов.  

Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно.   Дети разрабатывают тему от начала и до завершения проекта, между ними происходит коммуникация, они объединяют свои усилия, они смелы и заинтересованны — и они убеждаются в прочности своих знаний. Благодаря включению темы в межпредметный контекст и регулярной оценке достигнутых успехов дети в ходе проекта приобретают знания, которые смогут перенести на другие ситуации, и одновременно углубляют учебно-познавательную компетентность.

ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Повседневная жизнь

Проект — это рядовое, а не экстраординарное мероприятие. Темой становятся текущие события, и проекты вносят разнообразие в нашу жизнь. Благодаря проектам в наш привычный порядок вещей входят изменения, и мы отваживаемся на инновации. Проектная деятельность является неотъемлемой составляющей нашей жизни.

Выбор

тематики

Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет подходящей для всестороннего обсуждения. В дошкольных организациях одновременно и/или с небольшим временным промежутком с детьми проводятся проекты по различным темам. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать интересы детей и определить темы будущей работы.

Ориентация на ребенка

Идеи для новых проектов и тем могут высказать и дети, и взрослые, но чаще всего темы находят сами дети. И момент окончания проекта тоже определяют именно дети. Проектная деятельность — это работа в малых группах, так как каждый ребенок должен иметь возможность высказаться и участвовать в работе, таким образом, сотрудничество играет важную роль.

Добровольное участие

Участие в проектах дошкольной организации является для ребенка добровольным; как правило, присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в проект возможны в любое время. Эффективная проектная деятельность предполагает интерес, мотивацию и заинтересованность участвующих в проекте детей и взрослых.

Долгосрочность

В ходе проектной деятельности вы всесторонне и достаточно долго разрабатываете одну тему. Каждый проект, однако, ограничивается по времени, у него есть начало и конец.

Открытость

Открытость — это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и сроки проведения.

«Спираль проекта»: планирование, деятельность и контроль

Для проекта необходимо поэтапное планирование и тщательная корректировка постановки и следования целям, распорядка дня, учебной обстановки и используемых методов. Деятельность и ее анализ сменяют друг друга. Цели проекта открыты, и в процессе работы их нужно обсуждать и при необходимости корректировать. Каждый проект документируется, и по окончании представляются результаты.

Инклюзия

Проектная деятельность — это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных детей, учитывает все их особенности и призван обеспечить интегративное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуальный подход при распределении обязанностей. Обмен опытом и совместное обучение могут обогатить участников проекта, если они работают именно в смешанных группах.

Ориентация на диалог

Проектная деятельность на основе партиципации (сопричастности) и сотрудничества является непрерывным диалогом.

Участие каждого

Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. На всех этапах, от начала до конца, дети являются активными участниками процесса. Начало работы и детальное планирование предполагают работу в команде. Цели проекта формулируются всеми участниками проекта и утверждаются демократичным голосованием.

Сотрудничество

Рабочие группы представляют собой образовательное сообщество детей и взрослых, обучение в котором происходит на основе кооперации, коммуникации, компромиссов и взаимопонимания: • разрабатываются, предлагаются, проверяются и переосмысливаются мнения, гипотезы; • участники обмениваются мнениями и дискутируют; • участники рабочей группы вместе находят решения проблем, оформляют их и объясняют.

Наблюдение и документирование

Наблюдение и документирование красной нитью проходят через все этапы проекта. Наблюдение — это предпосылка для того, чтобы дети воспринимали тему, это составляющая диалога в проекте. Все записи по теме проекта являются для всех участников основой для коммуникации, взаимопонимания и анализа текущей деятельности.

Ориентация на ситуацию, окружающий мир и коллектив

Проекты сочетаются с интересами и окружающим миром как детей, так и педагогов. Выбранные темы должны быть ситуативными и аутентичными, то есть быть жизненными и связанными с наукой, и, таким образом, общественнозначимыми. В проектную деятельность активно вовлекается окружение (родители, общественность, специалисты), и так укрепляются связи между дошкольной организацией, семьей, профессиональной сферой и общественностью.

Ориентация на процесс

Самое важное — это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены любые изменения и дополнения. Если мы исследуем с детьми тему, то от нас требуется раскрыть ее, а не быстро свернуть.

Ориентация на познавательную

активность

В центре внимания проектной деятельности находятся самостоятельность, самоорганизация и ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свой опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей и учатся вместе с детьми.

Ориентация на систему ценностей

Предпочтителен демократический стиль поведения и дискуссия, все идеи имеют право на существование, а проблемы решаются с учетом социальной и экологической ответственности.

Комплексное образование

Проектная деятельность обращается ко всем органам чувств, ко всем способам выражения и позволяет ощутить мир во всем многообразии, связывая, таким образом, все образовательные сферы. Она развивает и расширяет все базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание.

Обучение с удовольствием

Проектная деятельность, ориентированная на этот принцип, создает комфортную для образовательных процессов атмосферу, дарит педагогам чувство радости от работы и в конечном итоге усиливает связь детей, родителей и педагогических работников с образовательной организацией. Положительный опыт при участии в проекте настраивает на желание участвовать в следующем.

Уникальность

Проекты нельзя повторить, они являются результатом индивидуальной работы и ориентированы на идеи, потребности участников и на конкретные условия. Существует много возможностей для работы над какой-либо темой, а проектная деятельность — это творческий процесс. Однако проекты, у которых есть общая идея и работа над которыми имеет свои особенности, могут объединяться в серию (например, проекты по теме «Лес» или «Архитектура»).

Изменение

Проектная деятельность направлена на изменение, на новшество. Тот, кто инициирует проекты, верит в их развитие, в возможность преобразования и оптимизации. Изменение происходит лишь в том случае, если люди обмениваются мнениями, учатся друг у друга и извлекают из этого пользу.

ПРИМЕРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наглядность проектной деятельности

• Создание стенда проекта с информацией (плакаты, протоколы, списки помощников, фотоматериал), изготовление папок по теме проекта, презентация результатов проекта: если родители читают информацию, они чаще предлагают помощь в проекте.

Выбор темы

• Родители узнают, что в данный момент интересует их детей, и предлагают тему для обсуждения в детском саду (например, тема «Самолеты»).

 • Семьи посещают детский сад, инициируют новые темы для проектов (например, мамы с новорожденными: «Когда рождается ребенок...»).

• Родители сами инициируют проект (например, идею проекта; проведение акции, например родительский день, чтобы дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри).

Планирование проекта

• Информировать родителей о начале нового проекта на собрании (совещании) или письменно.

• Провести анонимный опрос родителей о теме проекта.

Реализация проекта

• Задавать домашние задания, то есть попросить родителей и детей помочь в сборе материалов и информации по проекту (например, принести из дома необходимые для проекта книги, фотографии, инструменты, руководство по изготовлению; расспросить родителей; найти и собрать вместе с родителями определенные предметы для проекта).

• Сделать вместе с родителями связанные с темой проекта предметы (например, черный ящик, дом на дереве, аквариум, оформить помещение для проекта).

• Продолжить дома начатые в детском саду проекты.

• Не только родители, но и бабушки, дедушки, тети и другие родственники привносят в проект идеи и стимулы, свои знания и умения, контакты и иные ресурсы, которые могут быть полезными.

• Посещение родителей на рабочем месте; родители рассказывают о своей профессии в детском саду (например, пилот, пасечник, врач, строитель).

 • Родитель принимают участие в экскурсиях (например, планирование, сопровождение в пешеходной экскурсии и в поездке).

Документирование проекта

• Родители помогают документировать проект (например, снимают фильм, пишут статью для общественности).

• Родители помогают ребенку собирать портфолио.

•Проводить беседы с родителями об умениях ребенка, которые проявляются в проекте, — расспрашивать родителей, как ребенок дома дополнительно работает по теме проекта.

Итоговая презентация

• Привлекать родителей к участию в заключительном мероприятии (например, собрать, записать и спрятать в лесу вопросы для детей; принести необходимое оборудование для пикника).

• Провести родительское собрание с видео- и иллюстративным материалом.

Оценка проекта

• Раздать родителям опросный лист (который может содержать и вопросы для детей).

• Положительно относиться к тому, что многие родители приходят сами и дают отзыв о проекте.

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА,

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативная и интерактивная компетентности

• Способность к коммуникации и сотрудничеству с детьми, родителями и коллегами.

 • Работа вместе с детьми, а не вместо них — совместное обучение и принятие решений — демократический стиль общения и дискуссий с детьми — способность доверять детям, ценить их высказывания, действия, компетентности.

 • Осознание себя в качестве модератора, партнера по диалогу, деятельности, учебе — знание того, что дети берут пример с педагога — собственная мотивация и заинтересованность педагога, которые влияют на детей как положительно, так и отрицательно.

Диагностическая компетентность

• Умение наблюдать — определять интересы, потребности, творческие импульсы детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем.

Дидактическая компетентность

• Разнообразная и гибкая методическая деятельность — способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели — поддерживать идеи детей, даже не относящиеся непосредственно к теме проекта.

• Умение стимулировать (например, использовать технику постановки вопроса, развивающее обучение).

Организационная компетентность

• Умение работать с разнородными потребностями и интересами всех детей в смешанных, разновозрастных группах (педагогика многообразия, инклюзия).

Профессиональная компетентность

• Актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса.

• Глубокие фоновые знания по предмету и педагогике, применимые в любой ситуации.

• Умение вести документацию (например, письменно фиксировать, формулировать).

 • Медийная компетентность (например, умение пользоваться компьютером, цифровой камерой).

Рефлексивная и инновационная компетентности

• Анализ результатов наблюдения, собственной позиции и поведения.

• Положительное отношение к изменениям и инновациям.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работать вместе с детьми над проектом значит дать свободу их творчеству

Воздействие на детей

Воздействие на педагогов

Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования.

Проекты препятствуют стагнации в педагогической деятельности, дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию.

Дети понимают, что к ним серьезно относятся, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству.

• Они учатся привносить свои идеи, определять собственные интересы, доводить работу над темой до конца и представлять аудитории результаты своей работы.

• Они могут работать в соответствии со своими интересами и выполнять посильные обязанности.

• Проектная документация позволяет детям время от времени обращаться к актуальным и уже завершенным проектам.

Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей.

• Вместе с детьми они активно, но в соразмеренном темпе работают над темами, которые интересны детям. • Они могут целенаправленно реагировать на различные индивидуальные потребности и вопросы детей.

 • Они получают возможность развивать базовые компетентности детей в повседневной обстановке и с помощью игры.

• Они расширяют наблюдения за детьми, поскольку в ходе проекта возникают разнообразные ситуации и используются различные методы.

• В ходе каждого проекта они сами чему-то учатся.

Дети интенсивнее занимаются проектом, если   тема   соответствует   их   интересам, а проект не превращается в программу.

• Если   дети   чувствуют   свою   независимость и компетентность, они высказывают большую заинтересованность, берут на себя больше ответственности.

Проектная деятельность — это совместный, исследовательский, живой и глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени.

• Обучающиеся сообщества, которые в ходе проектов постоянно совершенствуют совместный процесс обучения, — это признак инклюзивной педагогики!

• Проектная деятельность может осуществляться в коллективе, но в соответствии с умениями и интересами каждого ребенка.

• Дети учатся благодаря активной деятельности и сотрудничеству в проектах и тем самым получают индивидуальный опыт и достигают больших успехов в обучении. Они учатся доверию, завоеванию    признания,    самостоятельности (автономии) и уважению, и могут делиться изученным и пережитым.

• Погружение в тему происходит, если дети и взрослые принимают активное участие в проектной деятельности и интенсивно ею занимаются.

 • По желанию проекты можно расширить и продолжить, ими могут заняться следующие поколения.

• Наличие образовательного эффекта проектной деятельности доказано результатами исследования умственной деятельности.

Дети, которые не принимают участия в реализации проектов, знакомятся с материалами на информационных стендах и видят во время презентаций и обсуждений проектов, чему научились их товарищи. Это пробуждает интерес и стимулирует к работе над новыми темами.

Программы больше не нужны!

• Родители не спрашивают о том, что ребенку нужно еще выучить перед школой.

• Дети рассказывают о том, что они могут, а педагог — о том, чему научился ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Проектная деятельность"

Рекомендации педагогам по организации и проведению проектной деятельности в дошкольном учреждении....

Памятки воспитателю по организации проектной деятельности с дошкольниками

В памятках собран материал для систематизации теоретических знаний по организации детской проектной деятельности. Будет полезен воспитателям ДОУ, родителям....

Памятка "Участие родителей в проектной деятельности вместе с ребенком"

Совместный проект родителей и ребенка – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налажив...

Памятка о проектной деятельности

Памятка для родителей о проектной деятельности...