Основы личностно-ориентированного взаимодеиствия педагога с детьми.
методическая разработка на тему

Тигишвили Лариса Омаровна

Методическая разработка "Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагого с детьми" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_referat.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВННОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

-1-

Введение

В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.

1.Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В.В. Давыдова, И.С. Якиманской, Л.М. Кларина, Л.Н. Перелыгиной, В.А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р.С.Буре, Л.Н.Перелыгина и др.

Изучением различных стилей педагогического общения и типов взаимодействия педагога с детьми, их влияние на развитие личности дошкольников занимались Л.И. Башлакова, В.Н. Белкина, А.Г. Исмагилова, Я. Л. Коломинский, Т.И. Комиссаренко и др.

-2-

Основным недостатком системы отечественного дошкольного образования в 70-90-е годы XX века явилось использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детском саду. Исследования Р.К. Акбашевой, Т.И. Захаровой, Н.В. Кокоревой, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Т.И. Чирковой и др. подтверждают ориентацию взрослых на авторитарный стиль общения с детьми [11].

В отечественной дошкольной педагогике развитие познавательной деятельности традиционно рассматривалось в русле организации обучения, основной формой которого являлись, занятия. К сожалению, сегодня так же встречаются случаи использования воспитателями авторитарного стиля. В современных исследованиях появились тенденции к преодолению гипертрофированности учебной модели как в образовательной работе ДОУ в целом, так и при организации познавательной деятельности в частности.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].

Достаточно убедительно писал Л.Н. Толстой, являясь одним из первых теоретиков свободного воспитания. Он указывал на важные принципы рассмотрения свойств человеческой индивидуальности, считая одним из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства: человек добрый, злой, умный, глупый, апатичный, энергичный и т. д. Люди не бывают такими. О человеке можно сказать, что чаще он бывает, добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен; и будет неправильно, если об одном человеке мы скажем, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. Люди, как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает узкой или широкой, быстрой или тихой, чистой или мутной, холодной или теплой. Так и человек - каждый носит в себе задатки всех людских свойств. И иногда проявляет то одни, то другие, а часто бывает совсем не похож на себя, оставаясь самим собой.

После революции в России 1917 года, после изменения общественного строя и общественной идеологии, понятие «личностный подход» также рассматривалось как обязательное условие всестороннего развития личности. Советское воспитание, как известно, было направлено на то, чтобы в каждом

-3-

ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность и индивидуальность [24]. При этом понятие «личность» связывалось с марксистско-ленинским учением о роли личности в общественной жизни, где основной общественной доминантой был коллектив, при обязательном наличии которого могла развиться личность. Вместе с тем, понятия «индивидуальный подход» и «личностный подход» начинают выкристаллизовываться как собственно педагогические, намечаются пути изучения индивидуальных особенностей ребенка методом педагогического наблюдения в процессе рисования, лепки, построек из строительного материала в различных играх.

Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А.С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива. И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А.С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.

Особое место занимает «педагогический поиск» таких педагогов-новаторов, как Ш.А. Амонашвили [5], С.Н. Лысенковой [6], И.П. Волкова [6], Е.Н. Ильина [17], Т.И. Гончарова [6], О.С. Газмана [11], Е.Ю. Сазонова [29], А.А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш.А. Амонашвили) рассматриваются как личностно-ориентированные.

Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно

-4-

быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.

1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода

Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход».

Например, в концепции образования Е.В. Бондаревской личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте - это процесс «вскармливания» и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание .

По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

И.С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

-5-

- гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

- отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Все педагоги - исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит сама личность. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

-6-

- Формирование и развитие мышления;

- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором

учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ребенка.

1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода

Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И.С. Якиманской .

Напомним, что, по мнению И.С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

В концепции И.С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.

И.С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И.С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:

-7-

- социально-педагогическая;

- предметно-дидактическая;

- психологическая.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимыми Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности.

-8-

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.

Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.

Занятие преследует цель - вооружить детей твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти.

Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время. Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.

Деятельность воспитателя

Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура - взрослый. Развитие ребенка - абстрактное, попутное!

Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура - воспитанник! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует,

-9-

заинтересовывает, формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.

Деятельность воспитанника

Ребенок - объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог - дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания).

Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Отношения «педагог-ребенок»

Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он - лицо второстепенное.

Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.        

Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать

рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе. “Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельностно-

-10-

творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И.С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

- Технология саморазвивающего обучения (Сериков В.В.) ;

- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

- Педагогические технологии адаптивной школы;

- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. ;

- Игровые технологии;

- Технологии развивающего обучения;

- Проблемное обучение;

- Технологии уровневой дифференциации;

- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

- Коллективный способ обучения.

-11-

Выводы

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности, воспитания трудовых навыков и др.

Для определения особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста рассмотрена таблица сравнения занятия данной модели и традиционной. Начиная сравнение с целеполагания определилось явное преимущество личностно-ориентированного подхода, так как здесь главное - это развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время. Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок. Исходя из описания основных компонентов личностно-о Наличие у педагога представлений о технологиях личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности  Особенности использования элементов личностно-ориентированного обучения в работе с дошкольниками

Планируя свою работу с детьми на занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:

- вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);

-12-

- гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)

- открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь).

При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Обращение к субъектному опыту дошкольника        

а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.

в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.

г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.        

 Применение разнообразного дидактического материала        

а) Использование педагогом различных источников информации.

б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.        

Характер педагогического общения.        

а) Уважительное и внимательное выслушивание.

б) Обращение к детям только по имени.

-13-

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.        

Активизация способов познавательной деятельности        

а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.

б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.

в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.

г) Обсуждение наиболее рациональных способов - не хорошо или плохо, а что в данном способе лучше.

е) Оценивание и результата и процесса.        

Педагогическая гибкость        

а) Организация атмосферы «включенности» каждого ребенка.

б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.

в) Создание условий, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

г) Проявление отзывчивости к эмоциям детей.

д) Оказание помощи детям.        

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в познавательной деятельности обучающегося, развития его субъектности и индивидуальности.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В.В. Давыдова, И.С. Якиманской, Л.М. Кларина, Л.Н. Перелыгиной, В.А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р.С.Буре, Л.Н.Перелыгина и др. На работы которых я опиралась при написании данного реферата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОУ "Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми"

Работа с детьми интересная и привлекательная, но к каждому ребенку нужно найти свою "дистанцию общения" и это зависит от мастерства воспитателя. В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сер...

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Технология развивающего обучения: проблемное обучение...

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"

Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....

Презентация опыта работы "Модель методического сопровождения на основе дифференциации и личностно-ориентированного подхода к педагогам"

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспи...