Презентация опыта работы "Модель методического сопровождения на основе дифференциации и личностно-ориентированного подхода к педагогам"
материал

Шебалина Оксана Владимировна

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспитателя. Это должен быть специалист с высоким уровнем профессиональной компетентности, способный выстраивать образовательный процесс с различным контингентом воспитанников, разрабатывать и внедрять современные методы и технологии обучения и воспитания, транслировать собственный опыт педагогическому сообществу. В связи с этим возникла необходимость создания в ДОУ модели методического сопровождения педагогов, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_metodicheskogo_soprovozhdeniya_pedagogov.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Модель методического сопровождения на основе дифференциации и

личностно-ориентированного подхода к педагогам

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспитателя. Это должен быть специалист с высоким уровнем профессиональной компетентности, способный выстраивать образовательный процесс с различным контингентом воспитанников, разрабатывать и внедрять современные методы и технологии обучения и воспитания, транслировать собственный опыт педагогическому сообществу.

         Обсуждая требования нормативных документов, пришли к выводу, что необходимо определить уровень готовности коллектива к работе в новых условиях, выявить дефициты каждого педагога и разработать систему мероприятий  по повышению потенциала педагогов ДОУ.

В связи с этим возникла необходимость создания в ДОУ модели методического сопровождения педагогов, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников. Согласно «Программе развития ДОУ» на 2016-2020 г.г. одним из направлений деятельности определили повышение профессионализма педагогов, как носителя образования.

Для достижения поставленной цели наметили следующие задачи:

  • провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов с опорой на результат деятельности;
  • совершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических работников (методическая деятельность, аттестационные мероприятия);
  • совершенствовать методическую работу, мотивировать педагогический персонал к постоянному профессиональному росту и саморазвитию;
  • развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов;
  • создать систему поддержки молодых педагогов;
  • организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами;
  • привлечь социальных партнёров для совместной работы по повышению профессионализма педагогических кадров.

         В рамках пилотной площадки по введению профессионального стандарта  творческой группой  ДОУ был разработан мониторинг для определения уровня профессиональной деятельности педагогов, который содержит следующие критерии и является основой для разработки программы индивидуального развития воспитателей и специалистов:

- уровень профессиональной компетентности педагогов;

- участие в мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы на разных уровнях;

- повышение  квалификации педагогических работников (курсы, семинары);

-  уровень образования, результаты аттестации;

- эффективность работы педагогов - наставников с молодыми воспитателями  и потенциальными педагогическими кадрами.

        Данный мониторинг выявил существующие достижения и дефициты в области личностного саморазвития педагогов, организации образовательной деятельности и позволил дифференцировать педагогов по степени сформированности профессиональных компетентностей и инновационного потенциала:

  1. Педагоги-мастера

 Цель методического сопровождения: создание условий для обобщения и предъявления опыта работы, разработки и внедрение инновационных технологий.

Задачи педагога-мастера:

 - исследовать, модернизировать процессы педагогической деятельности;

- обобщать собственный опыт работы, обмениваться инновационными педагогическими находками;

- генерировать идеи и творчески развиваться;

-обеспечивать условия для внедрения педагогических технологий и организации инновационной деятельности педагога.

2. Педагоги – исполнители

Цель методического сопровождения: мотивация на достижение успеха в профессиональной деятельности, желание добиваться признаний и ориентация на саморазвитие.

Задачи педагога-исполнителя:

- исследовать и выявлять актуальные проблемы в образовательном процессе;

- совершенствовать способы и средства решения выявленных проблем;

- повышать педагогическую квалификацию, проявлять творчество и инициативу;

- моделировать траекторию самообразования и саморазвития.

3. Педагоги-новички

Цель методического сопровождения: изучение и анализ дефицитов молодых специалистов и в соответствии с этим определение содержания методической работы.

Задачи педагога-новичка:

 - изучать методическую литературу;

- планировать воспитательно-образовательную  деятельность с учетом современных требований и передового опыта педагогов-мастеров;

- в своей профессиональной деятельности проявлять творчество и инициативу;

- развивать профессиональные навыки, техники педагогического мастерства;

- определить направление и моделировать траекторию самообразования и саморазвития;

- развивать педагогическую культуру  (речь, стиль общения, педагогический такт, отношение к себе и своей деятельности).

      На основе этого создали модель  методического сопровождения педагогов.

 

Модель методического сопровождения на основе дифференциации и

личностно-ориентированного подхода к педагогам

        

        

С целью повышения квалификации педагогических работников, устранения выявленных дефицитов методическое сопровождение педагогов осуществляем по двум направлениям. Первое - способствуем повышению их профессионального уровня через обучение в педагогических колледжах и вузах, прохождение  профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование» и курсов повышения квалификации по актуальной тематике (например, «Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС», «Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»).  

Второе - внутренние формы обучения, которые включают практико-ориентированные методические мероприятия: педагогические советы («Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования» и др.),  семинары-практикумы («Профессиональный стандарт педагога: вопросы проблемы», «Индивидуальный маршрут педагога» и др.),  деловые игры, открытые просмотры, взаимопосещения и др. Кроме того, воспитатели выбрали темы по самообразованию связанные с образовательными областями ФГОС ДО. Опыт работы по этим темам педагоги демонстрируют коллегам и родителям на педагогическом часе, родительских собраниях.

В течение 2016 - 2018 гг. педагогический коллектив ДОУ принимал участие в реализации сетевых и инициативных проектов «Культурные и образовательные практики в ДОУ», «Развитие и поддержка творческой инициативы педагогов». Результатом реализации проектов стало предъявление и экспертиза образовательных и культурных практик, знакомство с новыми формами организации детской деятельности, игровыми пособиями, повышение уровня педагогической компетентности в организации детской деятельности у молодых педагогов.  

В соответствии с планированием школы молодого педагога «Первые шаги» были проведены практико-ориентированные семинары, на которых рассматривались вопросы, связанные с анализом и корректировкой предметно-пространственной среды в группах, содержанием разделов ООП ДО, моделированием образовательных ситуаций, разработкой примерного календарно-тематического  планирования для каждой возрастной группы.

Проведенные методические мероприятия способствовали увеличению профессиональной активности педагогов. Так, за прошедшее время воспитатели приняли участие в муниципальных конкурсах методических пособий по речевой и проектной деятельности; представляли опыт на муниципальных методических объединениях для педагогов образовательных организаций, конкурсах  профессионального мастерства «Воспитатель года», «Мой лучший урок», «Молодой учитель - новой школе». В методическом кабинете размещен «Экран методической активности», который позволяет каждому педагогу наглядно увидеть собственные достижения, и мотивирует к дальнейшему профессиональному росту.

        Анализируя результаты мониторинга, увидели динамику в профессиональном развитии педагогического персонала:

-  на 42 % увеличилось участие  педагогов в методических мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства на разных уровнях  (по сравнению с сентябрем 2016г.);

- на 20% возросло число педагогов, аттестованных на соответствие занимаемой должности , присвоена первая квалификационная категория 13 (42%) педагогам, что на 15 %, выше по сравнению с сентябрем 2016 г, 16% педагогов имеют высшую квалификационную категорию;

- 3 (9,7%) молодых педагога получают высшее образование, 3 (9,7%) педагога обучаются по программе профессиональной переподготовки. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации.

      Эффективности методической работы способствовали знания, полученные на курсах «Организация наставничества в условиях образовательного процесса современной ДОО» в КГБУ СПО «Канский педагогический колледж». 32% педагогических работников детского сада являются наставниками для студентов (потенциальных педагогических кадров),  проходящих практику в ДОУ, а также для своих коллег – молодых специалистов.

      В результате 42% «педагогов-новичков», активно участвуя в конкурсных мероприятиях на уровне ДОУ и города, в образовательном процессе и  жизни детского сада перешли в группу «педагогов-исполнителей» и имеют потенциал к дальнейшему развитию. 20% «педагогов-исполнителей» проявили себя как «мастера», профессионалы своего дела, осуществляя руководство ГМО, творческими группами, организуя методические и творческие мероприятия на разных уровнях для детей и педагогического сообщества.

        Таким образом, в течение 2016-2018 г. г. нами были созданы условия для непрерывного образования педагогов, реализованы разнообразные формы методической работы, которые направляли воспитателей на профессиональное развитие, повышали мотивацию на педагогическую деятельность, способствовали раскрытию потенциала, создавали благоприятный климат между участниками образовательных отношений ДОУ.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Презентация опыта работы "Социализация дошкольников на основе гендерного подхода"

«Нельзя считать один пол  совершеннее другого,  так и нельзя их уравнивать» Ж. РуссоЦель: - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идент...

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»

Выступление на районном методическом объединении  педагогов дошкольного образования«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»...

Методические рекомендации организации предметно-пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с ребенком и детским коллективом

Методические   рекомендации  организации предметно-пространственной среды как основы   для  личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с ребенком...

Презентация опыты на методической неделе ГПС воспитателей г.Сосновоборска

На методической неделе ГПС воспитателей г. Сосновоборска представила опыт на тему: «Использование ИКТ в театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...

Личностно - ориентированные технологии в работе педагога-психолога ДОУ

Личностно - ориентированные технологии в работе педагога-психолога ДОУ...