консультация для родителей "Когда начинать обучение грамоте"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Грибова Екатерина Константиновна

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

Данная консультация рекомендуется для родителей и воспитателей старших и подготовительных к школе групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\ПОДГ.ГР 2018-2019\2018-2019\проект к школе\консультация.jpg

Консультация для родителей

«Когда начинать обучение грамоте?»

Уважаемые мамы и папы!

Каждый из вас хочет, чтобы к моменту поступления в первый класс школы ребенок мог читать и писать. Но когда же начинать обучение грамоте? Данный вопрос неизбежно встает перед всеми родителями старших дошкольников. На сегодняшний день, не существует единого мнения в определении наиболее оптимального времени для начала обучения грамоте детей.

К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) почти всем нормально развивающимся детям доступен путь в письменность – от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слогов в слова.

По мнению специалистов, эффективны занятия по обучению грамоте, разработанные по системе Д.Б. Эльконина и выдержанные уже более чем тридцатилетнюю практику. В ходе занятий у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, которая дает ему преимущества в последующих орфографических занятиях.

Дети, обучавшиеся чтению по системе Д.Б. Эльконина, практически не допускают наиболее распространенных ошибок первоклассников: перестановок, пропусков, грубых искажений слов. Также они не испытывают затруднения на этапе слогового чтения и быстро переходят к слитному чтению целыми словами. У дошкольников развивается интерес к языку и его законам.

При использовании системы обучения грамоте Д.Б. Эльконина, занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка. http://www.corhelp.ru/wp-content/uploads/2015/07/Kosenko_Yu_A_Uchus_gramote_rabochaya_tetrad_Eyskjpg_Page1.jpg

Почему дошкольники сначала осваивают звуки, а затем буквы?

Дело в том, что исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква является знаком звука. И, если ребенок не знает, что обозначается этим звуком, то знакомство с буквенным звуком не принесет результата.  Знаки звуков также не следует вводить до знакомства с самими звуками. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

Прежде всего, звуковой анализ включает умение сознательно и намеренно выделять звуки в слове. Для ребенка работа с неосязаемой звуковой материей слова является очень сложной, следовательно, звуковой анализ (добуквенный этап обучения грамоте) занимает много времени и сил. Однако нельзя стремиться к его сокращению, так как от данного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

  Для ребенка путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, поскольку письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – перевод букв в звучащую речь. Чтобы научить дошкольника чтению и письму, ему необходимо сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть связь между звуками и буквами.

Начинать обучение грамоте нужно с игр.

Ребенок очень чувствителен к звуковой ткани речи и, для того, чтобы научить его выделять отдельные звуки в словах, одной речевой практики мало. Он в состоянии освоить звуковой анализ слов, но только с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.

Также дошкольнику необходимо дать почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, обратить его внимание на мягкость и твердость согласных звуков, выделение ударного гласного звука, определение полного звукового состава слов.

Перечисленные задачи легко решаются с помощью различных игровых ситуаций и игр. Главная задача добуквенного этапа обучения грамоте состоит в том, чтобы сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку интересной и привлекательной.

Считать, что ребенок освоил основной принцип чтения, можно после того, как дошкольник научился сливать любую согласную букву с гласной. Ребенок умеет читать, и появляются другие трудности в обучении чтению. Техника детского чтения еще очень слаба и процесс чтения труден, поэтому читать самостоятельно дошкольнику тяжело и не хочется. Здесь перед взрослыми встают две задачи:

  • показать значение чтения для удовлетворения личных нужд и интересов ребенка таким образом, чтобы ребенок хотел читать;
  • облегчить ребенку труд по овладению техникой чтения.

Итак, ребенок сначала читает слоги, а затем короткие слова.

Родители, не спешите усаживать вашего ребенка за книги. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть постепенным и тщательно подготовленным. На помощь ребенку снова придут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у дошкольника не будет помехой, так как ее заменит игровая мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда начинать обучение грамоте?

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

C чего начинать обучение грамоте?

Консультация для родителей...

Когда начинать обучение грамоте?

Такой вопрос начинают задавать родители с момента, когда ребёнок начинает говорить первые слова......

Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"

Рекомендации для родилетей подготовительной группы...