ОД "Добро не умрет"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_dobro_ne_umret.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Добро не умрет»

Кружок «Свет жизни» (знакомство с основами русской   православной культуры)

Цель: Раскрыть сущность полярных понятий - «добро» и «зло» - через восприятие и понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи и общества.

Задачи:

1.Формировать осознанное отношение к социальным нормам  поведения и общения между взрослыми и детьми, опираясь на православные заповеди;

2.Формировать усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия,  стремление к добру и неприятию зла;

3.Учить детей анализировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку, формировать способность к пониманию и сопереживанию;

4.Развивать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

5.Формирование коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками;

6.Развивать интонационную выразительность речи, расширять словарный запас, используя малые фольклорные формы.

Материалы и атрибуты: ширма, куклы (кот, собака, заяц), «облака», «полянки», музыкальный центр.

Предварительная работа: Организация еженедельных  занятий в кружке «Свет жизни», знакомство с Библией, экскурсии в храм, путешествие с книгой «Как Бог научил человека отличать добро от зла», рассматривание картины «Христос Бог спасает тонущего человека», разучивание песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

Ход:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Все дети: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам!

«Доброе утро!» улыбчивым лицам!

Воспитатель: И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера

Все: Здравствуйте! Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, мы пожелали всем доброго утра. Так поступают добрые люди. И, действительно, нам всем на душе стало  теплее и радостнее. Добрый человек,  он какой? (Дети высказывают свое мнение, хоровые и индивидуальные (2-3) ответы.)

Воспитатель: Ребята, а если человек недобрый, то он какой?

(Дети высказывают свое мнение, хоровые и индивидуальные (2-3) ответы.)

Воспитатель:

От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Цепочка добрых слов». Давайте передадим это солнышко друг другу и подарим своим друзьям и гостям добрые слова, которые вы знаете, посмотрите друг на друга  ласковым взглядом.

Дети  и  взрослые (гости по желанию!) передают солнышко друг другу, произнося вежливые и добрые  слова (спасибо; пожалуйста; до свидания; здравствуйте; добрый день; доброе утро; проходите, пожалуйста; извините, пожалуйста; будьте добры; я нечаянно; мы тебе рады; давай с тобой дружить; давай никогда не ссориться; давай помиримся; пропусти, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста; извините; чем могу помочь; жаль; я хочу, чтобы ты не сердилась; я тебя чем-то обидел?) 

Воспитатель: Ребята, вы знаете пословицы  о добре, давайте их вспомним. (Воспитатель начинает, дети продолжают, гости  по желанию! принимают участие.).

Пословицы:

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Доброе слово - тоже помощь.

Уклонись от зла и сотвори благо.

Добрый человек зла не помнит.

Добро не умрет, а зло пропадет.

За добрые дела всегда похвала.

Воспитатель обращает внимание детей на появившийся воздушный шарик (шарик в виде сердца).

Воспитатель: Что за чудо? Это не просто шарик, смотрите, на нем письмо. Такого я еще не встречала. Что же здесь написано?  Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята. Я очень красивая планета Любовь. У меня растет дерево  Добра. Но сейчас это дерево заколдовано. Его заколдовали силы Зла.  На нем  только черные плоды  – это плохие качества души: гордость, зависть, ложь, злость, упрямство, скупость, скука, непослушание, лень. Если дереву Добра  не помочь, то оно, а вместе с ним и я - планета Любовь, можем исчезнуть. Помогите нам, пожалуйста!  

Воспитатель.  Дети, поможем дереву Добра?  Тогда нам придется оправиться в путешествие. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель. Только путешествовать будем на необычном транспорте.

Загадка 

И крыльев нет, а мы – летим,
И даже ночью мы не спим,
И нету в мире уголка,
Где б ни бывали
. 

Дети: Облака.

Детям предлагается сесть (лечь) в удобной для них позе на «облака» (Звучит музыка.).

Воспитатель.

Посмотрите - ка под нами

Вся Земля под облаками.

Воспитатель: Ребята, мы прилетели. Посмотрите как красиво вокруг. Какая красивая осенняя полянка. На планете Любовь, наверняка, есть жители. Где же они? Но мы ведь прилетели на необычную планету, где происходят чудеса! И сейчас наши гости будут превращаться в жителей планеты. А мы им поможем! Дети произносят слова «Влево - вправо повернись и в котенка (щенка, зайчонка) превратись.

 А вот и жители планеты Любовь - зверята: Котик и щенок Шарик (появляются за ширмой). Интересно, что у них такое происходит? Давайте посмотрим! (Дети садятся на полянку. Облака превращаются в осенние  полянки.)

Ситуативная игра-история «Помощь Зайчонку» (кукольный спектакль)

Воспитатель: Котика мама послала на почту,

Маме письмо отослать надо срочно.

Шарик с приятелем вместе пошел,

С другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий,

И увидали под елью зайчонка, (Зайчонок плачет.)

Он в незнакомое место попал,

Маму и дом свой родной потерял.

Котик: Ты нас, зайчонок, здесь подожди,

Много у нас еще дел впереди.

Шарик: Если с тобою будем возиться,

Почта, наверно, успеет закрыться!

Воспитатель: Ребята, правильно ли поступили друзья?

(Дети высказывают свое мнение.)

Воспитатель: Как же надо было поступить?

Предположительные ответы  детей. Успокоить добрым словом, поиграть, помочь найти маму, позвонить по номеру 112 в Службу спасения.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчонку, пожалеем его и позвоним в Службу спасения (Воспитатель звонит.).

Воспитатель: Какими добрыми словами мы можем успокоить зайчонка? (Ответы детей: не надо расстраиваться, мы тебя не бросим и т.д.)

Зайчонок: Спасибо, ребята, на добром слове, мне уже совсем, совсем  не страшно.

Воспитатель: Ребята давайте подскажем, как правильно поступить Котику и Шарику, мне кажется, они возвращаются с почты (Поют «ля-ля».).

Воспитатель: Котик и Шарик, вы поступили неправильно по отношению к зайчонку.

Котик: Это почему же, мы же его не обидели.

Шарик: Да мы его не трогали!

Воспитатель: Вы не оказали помощь, равнодушно прошли мимо, поступили не по-доброму. А если бы такая история произошла бы с вами? Ребята и зверята, давайте запомним одно из главных правил жизни добрых людей, которому учит нас Священная книга Библия: «Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Это надо запомнить и никогда не забывать. Может ли человек, совершивший плохой поступок как-то исправить его? (Дети высказывают свое мнение, хоровые и индивидуальные (2-3) ответы. Попросить прощения, покаяться и т.д.)

Котик: Спасибо за мудрые слова. Мы больше так не будем. И всегда придем на помощь.

Шарик: Прости нас, зайчонок, давай дружить. Сейчас приедет Служба спасения и тебя отвезут домой к маме. Мы будем с тобой.

(Звучит песня «Хорошо бродить по свету …», зверята пляшут.)

Воспитатель. Ой, зверята, нам пора. До свидания друзья!

(Прощаются со зверями, машут рукой, звери уходят.)

Воспитатель. Ребята, где же нам найти дерево Добра. Нам его надо спасти! Сейчас я еще раз прочитаю письмо, может быть там, что-то еще написано!

(читает письмо) дерево Добра - волшебное, оно появиться, если вы сумете отличить добрые поступки от злых.

Игра «Добрые поступки» (Гости по желанию! принимают участие.)

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или дети) называет поступки. Дети должны потопать ногами, если поступок «злой»;  похлопать в ладоши над головой, если поступок «добрый».

Поступки: 

Не слушался родителей.

Помог бабушке, другу, маме.

Поссорился и обидел друга.

Забрал игрушки у товарища

Покормил собаку.

Не убрал игрушки.

Смеялся над тем, как обижают других.

Рвал цветы на чужой клумбе.

Проведал больного друга.

Уступил место в транспорте старушке.

Покормил птиц зимой.

Защитил слабого.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и заколдованное дерево Добра (снимает  с дерева «осеннее» покрывало). На нем, действительно,  только черные плоды  – это плохие качества души: гордость, зависть, ложь, злость, упрямство, скупость, скука, непослушание, лень (показывает). Как же нам ему помочь?

(Дети высказывают свое мнение.)

 Воспитатель: Чтобы дерево расколдовать, надо назвать хорошие качества души, которым учит Бог (послушание, доброта, помощь другим и т.д.)  и превратить черные плоды в красные.

(Дети называют добрые качества и «превращают» (снимают) черные плоды, превращая их  в красные.)

Воспитатель: Дерево Добра расколдовано. Планета «Любовь» спасена. Сегодня мы победили силы Зла. И все это благодаря вам ребята. Вы хорошо усвоили добрые поступки, и надеюсь, будете их совершать. Только добрые поступки помогут нам в жизни, совершая их,  мы  сохраним свою душу и не уйдем от Бога. Давайте полюбуемся на него. Какое оно стало? Какое дерево вам больше нравится, какое было или какое стало?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, возле дерева что-то есть (находит сундучок). Какой красивый сундучок (открывает). Посмотрите, в знак благодарности планета Любовь дарит нам эти сердечки – символ любви и доброго сердца.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и скажите: «Раз, два, три, повернись, и в детсаде окажись!»  (Звучит музыка.) 

Воспитатель: Ребята, вы многому сегодня научились, многое осознали и, наверняка, сможете отличить добрые поступки от злых. О чем мы сегодня с вами говорили?  Вам понравилось наше путешествие на планету Любовь?  Вам было сложно на занятии отвечать? Что было самым интересным? Каким быть лучше человеком злым или добрым? (Дети высказывают свое мнение.)

   Ребята, давайте спросим у гостей, понравилось ли им наше путешествие, ведь они тоже нам очень помогли. (Дети задают вопросы гостям) 

 К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Добрые дела всегда живут с нами рядом! Спешите делать добро!

   Ребята, я предлагаю вам надеть «сердечки» и подарить нашим гостям такие же «сердечки», как символ доброго отношения друг другу, взаимопонимания и  добросердечности.

Воспитатель: 

Желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами-

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы -

Люди будут к вам

Дети: Добры.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю закончить наше занятие куплетом прекрасной песни о добре.

Песня «Спроси у жизни строгой….» (1 куплет) (Дети поют вместе со взрослыми.)

Текст песни

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Литература

1. Основная образовательная программа МДОУ детского сада №28 «Ласточка» ,2015

2. Программа «Добрый мир». Православная культура для малышей Л.Л.Шевченко Издатель: Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2013  

3. Священник П. Н.  Воздвиженский  Детская Библия. Изд. «Содействие».

4. Сост. О. К. Харитонова под редакцией прот. В. Дорофеева Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. М.:  Изд. «Покров», 2002.

5. Р. Ю. Киркос Православное воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург.: Изд. «Сатисъ Держава», 2005.

6. Н.В.Микляева, С.И. Семенака «Уроки добра»: Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального социального интеллекта. - М.АРКТИ,2017

7. Детская Библия. М., Российское Библейское общество, 1995.

8. Л. П. Гладких, О. М. Потаповская Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сборник практических материалов. М.: Изд. «Планета 2000», 2002.

9. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова Правила поведения для воспитанных детей. М.: Изд. «Слово», 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро не умрет,а зло пропадет"

Каждому из детей приятно услышать о себе хорошие слова окружающих,например,такие "добрый,внимательный мальчик" или "отзывчивая,тактичная девочка" . Эта беседа о том что ни одному человеку не хочется,ч...