Главные вкладки

    Доклад по этно-культуре: «Ханты»
    проект (старшая группа) на тему

    Панкова Ирина Евгеньевна

    Доклад по этно-культуре: «Ханты» - презентация детско-родительского и педагогического краткосрочного проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Доклад по этно-культуре: «Ханты»27.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по этно-культуре: «Ханты»

    1 сл. Актуальность.

    Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как воспитать толерантность и уважение к культуре малых коренных народностей, которые из покон веков были хранителями тайги и рек? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Хозяева тайги». Уже в дошкольном возрасте дети имеют представления о животном мире родного края, узнают обитателей тайги  по характерным признакам. Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о животном мире родного края.

    2 сл. Цель:

    Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

    3 сл. Задачи:

    • Формировать у детей предпосылки познавательно-исследовательской деятельности через поиск ответа на вопрос: «Что означают узоры на одежде хантов?»
    • Формировать представления детей о взаимосвязи человека и природы посредством ознакомления с экологической культурой хантов.
    • Уточнять и расширять знания о животном мире севера Томской области.
    • Актуализация понятия «Красная книга».
    • Развивать мышление, память, монологически связную речь.
    • Развивать интерес к истории и культуре родного края.

    4 сл. Предварительная работа.

    1.Анализ методической и художественной литературы.

    2.Планирование деятельности по данной теме.

    3.Работа с родителями – изготовление тематического альбома «Хантыйские узоры», Д/и «Составь узор», подбор книг о родном крае.

    4.Подготовка дидактического и демонстрационного материала по теме.

    5 сл. Тип проекта

    По доминирующему методу: информационно-творческий;

    По числу участников: индивидуальный;

    По времени проведения: краткосрочный (три дня);

    Участники: воспитанники старшей группы «Звёздочка»: Лена Саидова и Андрей Фролов, родители, воспитатель группы.

    6 сл. Ожидаемый результат.

    1. Наличие знаний у детей о культуре (в том числе и экологической) малого коренного народа севера – хантов; о существовании Красной книги; о вреде, который наносит природе человек; о правилах поведения в лесу,

    2. Сформированные приёмы анализа и обобщения полученной информации у детей.

    3. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    4. Повышение экологической культуры родителей.

    5. Укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной творческо-поисковой деятельности.

    7 слайд. Этапы реализации проекта.

    1. Подготовительный этап.

    Создание условий для формирования познавательного интереса у воспитанников:

    • Экскурсия в музей
    • Подбор литературного материала
    • Беседы с детьми по выявлению  наличия знаний и представлений у детей о быте хантов
    • Ввести детей в проблемную ситуацию: «Что означают узоры на одежде хантов?»

    8 сл. 2.Практический (исследовательский) этап.

    • Дети с воспитателем выбирают орнамент (символ животного), о котором хотели бы получить информацию.
    • Дети с родителями готовят мини-проекты о символе и о животном.
    • Дети, родители и воспитатель готовят подборку орнаментов хантов и демонстрационный материал «Животный мир севера Томской области».

    9 сл. 

    Андрей сделал доклад «хозяин тайги». Лена – придумали настольную дидактическую игру «Заячьи лапки».

    10 сл.

    Была организована выставка детских книг о животных нашего края из домашних библиотек семей Фроловых и Саидовых.

    11 сл.

    В группе создана экспозиция «Животный мир в орнаментах хантов».

    12.сл. 3. Заключительный этап.

    • Оформление книжной выставки.
    • Оформление стендовой выставки.
    • Представление докладов детьми: «Хозяин тайги» - Фролов Андрей, «Лягушка-волшебница живущая среди кочек» - Лена Саидова.
    • Представление дидактической игры «Составь узор» - Лена Саидова.

    13 сл. Вывод. 

    В ходе реализации проекта дети получили новые знания о живой природе, расширили свои знания о правилах поведения в природе, об охране природы.

    Человек – это часть природы, в которой все взаимосвязано. Поэтому, беречь и охранять ее нам необходимо.


    Пословицы народа ханты:

    Не вода рыбака кормит, а сети.

    Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела.

    Легким трудом не проживешь, человеком не станешь. 

    Дал слово – держи его. 

    Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротишь.

    Если будешь сидеть, сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.

    Если нет ума, то и острый нож и топор не помогут. 

    Голыми руками рыбу и зверя не добудешь. 

    От крика дело не создается. 

    Если нет дельного слова, то не вставай говорить. 

    В каждом деле, если сердца не приложишь, то дело не получится. 

    Если будешь шагать, оглядываясь назад, то далеко не уйдешь.

    Сон держи в легкости. 

    Топор и нож держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова. 

    Хорошее слово веками не забудется.

    Как крикнешь, так и эхо отзовется. 

    Не злорадствуй, и к тебе может горе прийти. 

    Сынок растет быстро - вот уже лесные звери ему ножки подарили, птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли. 

    Дороги, где бы они ни лежали – на земле, на воде ли – многому учат человека. 

    Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.

    Игла и мала, и хрупка, а сила в ней велика. 

    Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.

    Кого боятся, того не любят. 

    Хитрость – не от большого ума. 

    Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а вдоль ляжет – будет поздно. 

    Без желания легко дается только лежание. 

    За ленивое дитя сердце матери больше болит.

    Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.

    Самое большое несчастье – когда жена ленива.

    Много всего на свете, только отец – один. 

    Поранив лебедя – поранишь свою душу. 

    Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.

    День красен солнцем, а человек – трудом и добром. 

    Волка ноги кормят, человека – руки. 

    Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

    Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

    Проект <<В гостях у ханта в тайге >>

    В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....

    Программа II Регионального форума приёмных семей Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. г. Ханты -Мансийск

    Программа II Регионального форума приёмных семей Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. г. Ханты -Мансийск...

    Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

    Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

    Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

    Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...