«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал на тему

Иванова Елена Геннадьевна

из личного опыта воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Е.Г., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 135 Невского района

                                       Санкт-Петербурга

«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО»

( из опыта работы воспитателя)

На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.  Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

На своем личном опыте я пришла к выводу, что общение взрослого и ребенка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития творческих способностей  и инициативности ребенка.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению  активности, фантазии.

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике свои знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии, воображения.

6. Театрализованная деятельность.

Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.

7. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в  старшем возрасте  ребенок  слушает детские песни и классическую музыку - это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.

8. Экспериментирование.

Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая направлена на познание окружающего мира. Поисковая деятельность дает возможность дошкольнику самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Развивает детскую инициативность, любознательность.

Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности.

Основная задача детского сада  создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие детской инициативы и творческих способностей детей в соответствии с ФГОС ДО"

Статья предназначена для воспитателей детских садов и родителей воспитанников детских садов...

«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС»

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине...

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя). В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно ...

"Развитие детской инициативы и творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности"

Данный материал содержит информацию о развитие инициативы и творческиех способностей   через продуктивные виды деятельности,для детей дошкольного возраста....

Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО".

Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО"....

Статья "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО"

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первы...

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС

Развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду в которой ребе...