Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе образования
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Боброва Полина Николаевна

Процесс воспитания патриотизма начинается уже в дошкольном возрасте. Понятие Родины у дошкольников связано с тем, что им дорого, близко и знакомо: с родной улицей, деревней, поселком, городом, к старшему дошкольному возрасту появляется понимание понятия государства, многообразия стран на Земле. Именно в дошкольном возрасте у детей формируются чувства, развиваются эмоции, мышление, черты характера, связывающие его с его народом и культурой, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Именно поэтому с детского сада необходимо воспитывать нравственные качества у детей, формировать уважение к своей Родине, к ее культуре, истории, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе образования

 Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

На современном этапе образования задачами патриотического воспитания являются:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. Воспитание уважения к труду;

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

5. Формирование элементарных знаний о правах человека;

6. Расширение представлений о городах России;

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  • Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;
  • Знакомство с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
  • Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс - интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В настоящее время актуальна  и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности  не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В семье ребенок усваивает  основные социальные знания, приобретает  нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые  ему для жизни в данном обществе.
Большая часть родителей  озабочена обеспечением базовых  потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции:

  • Привитие любви к родному краю;
  • Формирование знаний о своих генетических корнях;
  • Обеспечение здорового образа жизни;
  • Привитие чувства гордости за героев своего Отечества;
  • Формирование трудолюбия;
  • Воспитание чувства интернационализма.

Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Для создания у детей практического общественного поведения используются следующие методы: метод приучения, упражнений, пример взрослых, показ действия, организация деятельности, труд, игра.

Для формирования у дошкольников нравственно-патриотических представлений и суждений проводятся беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, телепередач. Так же используются методы убеждения, положительного примера взрослых, оценка взрослых и похвала.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Невозможно воспитание ребенка без участия его родителей или законных представителей. В данной презентации я отразила , ту часть работы, которую провожу в своем ДОУ....

Проект "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к миниму...

Статья "Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной"

Полагаю, воспитание у старших дошкольников уважения к обычаям, традициям малой Родины, гордости за землю, на которой живешь, является одним из действующих средств формирования бережного отношения к ку...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...