Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

" Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру"

Фредерико Майор.

Меняется мир-меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.

Выполнила: воспитатель ГБДОУ №11 Невского р-на, г.Санкт-Петербурга Березина Александра Алексеевна.

"Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру".

Фредерико Майор

Меняется мир - меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться.

Устрашение ограничивает естественное развитие ребенка. Крик на ребенка притупляет его способность слышать. Дети прислушиваются к родителям или учителям, когда взрослые прислушиваются к ним. Если взрослые постоянно, что Либо требуют от ребенка, дети перестают их слышать, ребенок «отключается», как если бы включить музыку на всю громкость, то со временем нельзя будет разобрать слов песни, то же происходит и с детьми, а в это время взрослый теряет контроль.

В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный ребенок учится всему благодаря подражанию, а не страху. Так дети всегда

запрограммированы на подражание родителям и близким взрослым. Мозг детей записывает картинки и затем повторяет то, что увидел. Так если ребенок видит вокруг уважение, то он научиться уважать. Если ребенок видит насилие или производят это над ним, он будет делать то же с окружающими. Насилие научает ребенка в непонятной, сложной для него ситуации насилием достигать своей цели. Дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо себя, либо окружающий мир: мальчики становятся гиперактивными, с синдромом недостатка внимания; девочки - саморазрушительные тенденции, низкий аппетит, низкая самооценка.

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.

Сегодня я хочу ознакомить Вас с информацией о психолого-педагогическом сопровождении согласно требованиям профстандарта.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические  и педагогические условия.

Особенности развития системы сопровождения на современном этапе

А  Приняты и вводятся ФГОС-диалог;

Б  Проходит экспертизу профессиональный                   стандарт-соответствие;

В  Необходимость привлечения узких специалистов в процессе сопровождения-сокращения.

Требования профстандарта педагога

1. Работа с одаренными учащимися

2. Работа с условиями реализации программ инклюзивного образования

3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным

4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии

5. Работа с девнантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющих серьезные отклонения в поведении.

Ключевая линия развития

-Приобретение ребенка к ценностям культуры

-Наукоемкость и культуроемкость образовательного процесса

-Психологические особенности субъектов образовательного процесса

Культурная ситуация развития

Изменяет ситуацию современного детства:

-социальное неравенство-разные возможности;

-деформация семейных отношений, ролевых позиций;

-деформация игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и значимой для младших школьников;

-ослабленное здоровье детей, дети с отклонениями в развитии и т.д.

Социокультурная ситуация

-Большая открытость мира для ребенка

-Больше источников информации: "плюсы" и "минусы" этого явления

-Культурная неустойчивость, многоязычие окружающего мира (толерантность)

-Сложность окружающей среды-нарушение традиционной цепи передачи знаний от взрослого к малышу. Нужны партнерские отношения с детьми.

Поляризация уровней развития

-Высокий уровень развития, одаренность-особые программы

-Дети с особыми нуждами и потребностями-особые программы

Сопровождение одаренного ребенка

Одаренность-уникальность, несоответствие нормативным рамкам. Одаренность-пчела, которая может приносить мед, а может ужалить...От ребенка будут требовать мед. Конкурсы, олимпиады...Риски для развития и для здорового ребенка. Фестивальная форма более предпочтительна.

Трудности института семьи

Объединение общения взрослых и детей:

-У детей не формируется уверенность в себе и в завтрашнем дне, чувства защищенности.

-Снижается любознательность, стремление к экспериментированию, бесконечному познанию мира. Появляется детский прагматизм, сокращаются типичные виды детской деятельности, обедняется игра.

ФГОС предполагает результат

Для детей главным показателем результативности развития должна стать социализация, а не знания, умения, навыки в чистом виде. Присутствует упрощенное понимание социализации как освоение социальных норм, правил и ролей.

Социализация-присвоение ребенком ценностей базовой культуры мира, развития мативационно-потребностная сфера: потребность в познании, мотивация достижений.

Социализация- готовность ребенка к адаптации к предложенным ему обстоятельствам. Умение общаться со взрослыми и сверстниками, выстраивать отношения сотрудничества , договариваться, идти на компромисс и т.д. Формирование жизненных навыков-ребенок не боится новой ситуации, действует в ней и находит пути решения новой задачи.

Макропсихологические особенности современных людей

1.Умение создавать уникальные вещи, но не массово, не тоточно

2.Умение работать аврально, напряженно, штурмом

3.Высокий уровень избегания неопределенности

4.Не умеем договариваться, выстраивать долгосрочные отношения.

Руководители всех уровней-страх будущего.

Эффективные пути развития

-самореализация, а не выживание

-индивидуализм-каждый человек вправе действовать сам

-долгосрочный взгляд на будущее.

Воспитатели-обеспечение безопасности, толерантности в отношениях между педагогами и родителями, снижение документооборота, больше простых и доступных программ. Дети не должны ни писать, ни читать. Нужно развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.

Педагоги-от личности педагога зависит в образовании все! Принят профессиональный стандарт педагога (ознакомиться можно на сайте минтруда). Особое значение подготовке кадров, не только предметная готовность педагога осуществлять обучение, но и личностная зрелость, видение перспективы своего роста и развития. Только психологически здоровый и счастливый педагог вырастит умных и счастливых детей. Умение сотрудничать, а не конфликтовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности современных детей-дошкольников - родительское собрание

Психологическая сказка, игровые упражнения, беседа-диалог- групповая консультация для родителей ....

Психологические особенности современного дошкольника

Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическая стру...

Психологические особенности современного дошкольника

Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическа...

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...