Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Петракова  Оксана  Александровна

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста (внимания, памяти, речи). Моделируя  действия  взрослых  в  игре, ребенок  развивается, учится  общаться  с окружающим миром. Классические исследования игры проводились в 50-60 годах прошлого века, когда  отношения и общество  были  другими. Поэтому  понимание характера произошедших изменений нам представляется интересным для исследования. Особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития их интересов и  ценностей. Именно при определении трудностей, возникающих в игре, формируется личность ребенка, рождается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми как  партнерами по игре.    Актуальность нашей темы определяется ведущим значением игры для  развития дошкольников, а  также необходимостью изучения игровой деятельности современных детей  для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.

Объектом  - исследования выступает сюжетно-ролевая игра старшего  дошкольника.

Предметом - исследования является психологические особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.  

- О влиянии игры на психические процессы личности дошкольника.                 

- Об  игровой роли как единице сюжетно- ролевой игры.               

- О различии сюжета и содержания игры.                                                    

Одно из главных положений – утверждение о социальной природе игровой деятельности. Игра  тесно связана  с  социумом,  с  обществом  и  условиями  его  жизни    в   обществе.                             

                                        

Цель исследования   выявить психические   особенности сюжетно- ролевой игры   современных  дошкольников.                                     

Задачи   исследования:

 – На основе анализа  теоретического материала проанализировать  назначение роль игровой деятельности в развитии психических   процессов детей старшего дошкольного возраста;

 - Выявить  специфику игровых сюжетов детей старшего  дошкольного  возраста;                                

– Определить содержания сюжетно- ролевой  игры  современных дошкольников и  объяснить полученные закономерности;             

- Разработать  рекомендации   для воспитателей и родителей, направленных  на помощь в организации игры для  старшего дошкольного  возраста.                            

Методы  исследования:             

Теоретический  метод (анализ  пихолого  - педагогической  литературы  по  проблеме  игры;      

Эмпирические методы (наблюдения, беседа,  методики);               

Методы обработки данных    (количественный  и качественный  анализ,  полученный  результатов);                              

Методы   графического анализа  (диаграмма, таблица )          

  Исследования проводилось на  базе Тюкалинского  детского сада  №4.    

Наблюдения проводилось в течение месяца. 

Для исследования  нами  были  использованы следующие методики:

     « Придумай игру»; «Способность оригинально  обыграть игрушку»

Как  показали  результаты нашей   методики,  среди  детей  старшего  дошкольного возраста  8  детей  создали  сюжет  игры  среднего    уровня 

Ребенок  предлагает   замысел  из   известной  сказки, мультфильма, не всегда готов принимать  новый  замысел.    Затрудняется  в  предложение  нового

только в одном случае  из  20 мы  наблюдаем  очень  высокие  показатели.

Ребенок  может  предложить  различные  новые замыслы, может быстро адаптироваться к  игровой   задаче,  новому  замыслу.  Может  предложить  не 

один вариант  сюжета, способен  предложить  новое использование  для  известных  предметов  и  объектов.              

Пять испытуемых  имеют  низкие  показатели  по  методике  .  При  этом  очень низкие  показатели наблюдаются у  у 6   испытуемых 

Ребенок не  может  предложить  новый  замысел, хочет  играть по известному  замыслу.  Имеет затруднения  при принятии  игровой  задачи.  Использует  известный  вариант. 

Согласно данным результатам у детей  старшего дошкольного возраста

 5%  очень высокие показатели;  

0%   имеют  высокие показатели;   

40 %  средние показатели;

30  %  низкие показатели;

25%   очень  низкие показатели. 

Таким  образом, в целом  для   нашей   выборки  характерен низкий уровень придуманной  игры (среднее значение показателя – 4,6). Причем  наиболее   низкие показатели получены по критериям 

«Оригинальность        и  новизна»  (средний показатель 0,9).

 «Принятие  ролей» (средний показатель – 0,55).              

Полученные результаты  свидетельствуют, что дети не могут  предложить новый замысел  создать сюжет игры, а  предпочитают играть по известному замыслу, заданному взрослым.  Игровая тематика однообразна.  Игровые задачи дети решают привычными способами.

Более высокие средние показатели получены по  критериям

« принятие правил» (средний показатель- 1,15),

«продуманность  условий» (средний показатель 1)

 «точность воспроизведения» (средний показатель 1)

Таким  образом, дети склонны следовать правилам в игре, предложенным    взрослым и в точности соблюдать процедуру игры. Это на наш взгляд, негативно сказывается на  креативности  детей их творческом развитии.

В результате проведенной  работы исследования нами было отмечено, что 40% испытуемых могут эпизодически придумать новый сюжет, но могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Больше половины детей испытывают сложности  придумывании темы, сюжета продуктивной игровой  деятельности, у них  отсутствует способность фантазировать, придумывать что – то                  необычное, оригинальное.

Необходимо  обратить внимание на игру «Семья».  В целом, замысел игры возникает спонтанно. Но статичен в течение игры, легко предлагается и принимается другими детьми. Таким образом, сюжет в данной игре бытовой и отражает действие семьи. В результате проведенного наблюдения стоит отметить. Что большинство сюжетов игр  либо бытовые,  либо телевизионные. Отсутствуют в играх литературные сюжеты. А также стоит отметить, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные. На наш взгляд. Свидетельствуют о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В основном родителей интересует лишь внешняя сторона – накормить и одеть ребенка на большее же просто не хватает времени. А также в сюжетах игр нередко отражается учебная деятель6ность детей дети нередко играют в школу. 

В ходе исследования   были  получены     следующие результаты. 

В играх  современных детей преобладают  бытовые, телевизионные и  компьютерные  сюжеты, которые на наш  взгляд  вызывают   агрессивность.                                         

Отсутствуют  в играх литературные сюжеты, а также  стоит, отметит, что дети практически не  знают традиционных игр.  Полученные   данные, на наш взгляд свидетелвствут о  том,  что  родители  слишком  мало  времени  занимаются детьми.  В играх современных  детей наблюдается  средний  уровень использования  игрушки.  Дети принимают игрушку, играют с  ней, но  сюжет их однообразен и уже  известен, в  поведении  нередко  проявляется поведение    взрослых.  Главной причиной недостаточного  развития сюжетно-  ролевой  игры  современных детей,  является  отсутствие  практического участия   взрослого  в  игровой  деятельности детей.                              

Нами  разработаны  рекомендации  направленные   на  помощь   ребенку   в  создании  полноценной  игры.                       

Таким   образом,  в   заключении   хочется    отметить,  что  на   сюжет,  содержание   и   характер    игры  оказывают  влияние   социальные  и исторические условия. Социальные   условия  постоянно   изменяются,  а  соответственно  и   игровая   деятельность   претерпевает  изменения.           

У  современных детей   изменилось отношение  к  игре, а  соответственно          сама  игровая   деятельность.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrakova.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  1

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме

«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного  возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста (внимания, памяти, речи). Моделируя  действия  взрослых  в  игре, ребенок  развивается, учится  общаться  с окружающим миром. Классические исследования игры проводились в 50-60 годах прошлого века, когда  отношения и общество  были  другими. Поэтому  понимание характера произошедших изменений нам представляется интересным для исследования. Особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития их интересов и  ценностей. Именно при определении трудностей, возникающих в игре, формируется личность ребенка, рождается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми как  партнерами по игре.    Актуальность нашей темы определяется ведущим значением игры для  развития дошкольников, а  также необходимостью изучения игровой деятельности современных детей  для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.

Объектом  - исследования выступает сюжетно-ролевая игра старшего  дошкольника.

Предметом - исследования является психологические особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.  

- О влиянии игры на психические процессы личности дошкольника.                  

- Об  игровой роли как единице сюжетно- ролевой игры.                

- О различии сюжета и содержания игры.                                                    

Одно из главных положений – утверждение о социальной природе игровой деятельности. Игра  тесно связана  с  социумом,  с  обществом  и  условиями  его  жизни    в   обществе.                              

                                           

                                                                                                        2

Цель исследования   выявить психические   особенности сюжетно- ролевой игры   современных  дошкольников.                                      

Задачи   исследования:

 – На основе анализа  теоретического материала проанализировать  назначение роль игровой деятельности в развитии психических   процессов детей старшего дошкольного возраста;

 - Выявить  специфику игровых сюжетов детей старшего  дошкольного  возраста;                                

– Определить содержания сюжетно- ролевой  игры  современных дошкольников и  объяснить полученные закономерности;              

- Разработать  рекомендации   для воспитателей и родителей, направленных  на помощь в организации игры для  старшего дошкольного  возраста.                            

Методы  исследования:            

Теоретический  метод (анализ  пихолого  - педагогической  литературы  по  проблеме  игры;      

Эмпирические методы (наблюдения, беседа,  методики);                

Методы обработки данных    (количественный  и качественный  анализ,  полученный  результатов);                              

Методы   графического анализа  (диаграмма, таблица )          

  Исследования проводилось на  базе Тюкалинского  детского сада  №4.    

Наблюдения проводилось в течение месяца.  

Для исследования  нами  были  использованы следующие методики:

     « Придумай игру»; «Способность оригинально  обыграть игрушку»

Как  показали  результаты нашей   методики,  среди  детей  старшего  дошкольного возраста  8  детей  создали  сюжет  игры  среднего    уровня  

Ребенок  предлагает   замысел  из   известной  сказки, мультфильма, не всегда готов принимать  новый  замысел.    Затрудняется  в  предложение  нового

только в одном случае  из  20 мы  наблюдаем  очень  высокие  показатели

                                                       

                                                                                                                                      3

Ребенок  может  предложить  различные  новые замыслы, может быстро адаптироваться к  игровой   задаче,  новому  замыслу.  Может  предложить  не  

один вариант  сюжета, способен  предложить  новое использование  для  известных  предметов  и  объектов.              

Пять испытуемых  имеют  низкие  показатели  по  методике  .  При  этом  очень низкие  показатели наблюдаются у  у 6   испытуемых  

Ребенок не  может  предложить  новый  замысел, хочет  играть по известному  замыслу.  Имеет затруднения  при принятии  игровой  задачи.  Использует  известный  вариант.  

Согласно данным результатам у детей  старшего дошкольного возраста

 5%  очень высокие показатели;  

0%   имеют  высокие показатели;    

40 %  средние показатели;

30  %  низкие показатели;

25%   очень  низкие показатели.  

Таким  образом, в целом  для   нашей   выборки  характерен низкий уровень придуманной  игры (среднее значение показателя – 4,6). Причем  наиболее   низкие показатели получены по критериям  

«Оригинальность        и  новизна»  (средний показатель 0,9).

 «Принятие  ролей» (средний показатель – 0,55).              

Полученные результаты  свидетельствуют, что дети не могут  предложить новый замысел  создать сюжет игры, а  предпочитают играть по известному замыслу, заданному взрослым.  Игровая тематика однообразна.  Игровые задачи дети решают привычными способами.

Более высокие средние показатели получены по  критериям

« принятие правил» (средний показатель- 1,15),

«продуманность  условий» (средний показатель 1)

 «точность воспроизведения» (средний показатель 1).  

                                                         

                                                                                                                                       4

Таким  образом, дети склонны следовать правилам в игре, предложенным                                         взрослым и в точности соблюдать процедуру игры. Это на наш взгляд, негативно сказывается на  креативности  детей их творческом развитии.

В результате проведенной  работы исследования нами было отмечено, что 40% испытуемых могут эпизодически придумать новый сюжет, но могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Больше половины детей испытывают сложности  придумывании темы, сюжета продуктивной игровой  деятельности, у них  отсутствует способность фантазировать, придумывать что – то                  необычное, оригинальное.

Необходимо  обратить внимание на игру «Семья».  В целом, замысел игры возникает спонтанно. Но статичен в течение игры, легко предлагается и принимается другими детьми. Таким образом, сюжет в данной игре бытовой и отражает действие семьи. В результате проведенного наблюдения стоит отметить. Что большинство сюжетов игр  либо бытовые,  либо телевизионные. Отсутствуют в играх литературные сюжеты. А также стоит отметить, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные. На наш взгляд. Свидетельствуют о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В основном родителей интересует лишь внешняя сторона – накормить и одеть ребенка на большее же просто не хватает времени. А также в сюжетах игр нередко отражается учебная деятель6ность детей дети нередко играют в школу.  

В ходе исследования   были  получены     следующие результаты.  

В играх  современных детей преобладают  бытовые, телевизионные и  компьютерные  сюжеты, которые на наш  взгляд  вызывают   агрессивность.                                          

Отсутствуют  в играх литературные сюжеты, а также  стоит, отметит, что дети практически не  знают традиционных игр.  Полученные   данные, на наш взгляд свидетелвствут о  том,  что  родители  слишком  мало  времени  занимаются детьми.  В играх современных  детей наблюдается  средний  уровень

                                                                                                                                    5

использования  игрушки.  Дети принимают игрушку, играют с  ней, но  сюжет их однообразен и уже  известен, в  поведении  нередко  проявляется поведение    взрослых.  Главной причиной недостаточного  развития сюжетно-  ролевой  игры  современных детей,  является  отсутствие  практического участия   взрослого  в  игровой  деятельности детей.                              

Нами  разработаны  рекомендации  направленные   на  помощь   ребенку   в  создании  полноценной  игры.                        

Таким   образом,  в   заключении   хочется    отметить,  что  на   сюжет,  содержание   и   характер    игры  оказывают  влияние   социальные  и исторические условия. Социальные   условия  постоянно   изменяются,  а  соответственно  и   игровая   деятельность   претерпевает  изменения.            

У  современных детей   изменилось отношение  к  игре, а  соответственно          сама  игровая   деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"

Материал содержит информацию о понятии "психологическая готовность", аспектах школьной зрелости, раскрывает понятия "Социальная готовность", "Интеллектуальная готовноть",...

Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.

quot; Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру"Фредерико Майор.Меняется мир-меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик ил...

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание"

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без...