Консультация для педагогов
консультация на тему
«Использование народных подвижных игр
в физкультурно – оздоровительной работе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 122 комбинированного вида» г. Хабаровска
Консультация для педагогов
«Использование народных подвижных игр
в физкультурно – оздоровительной работе»
Подготовила
Инструктор по физической культуре
Некрасова А.В.
г. Хабаровск, 2018
Консультация для педагогов
«Использование народных подвижных игр
в физкультурно – оздоровительной работе»
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.
Народная подвижная игра несет важнейшие функции - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
А. П.Усова; К. Д.Ушинский, П. Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучатся сами приобретать необходимые качества, нужные в будущей жизни. Народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.
Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.
Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на:
- развлечениях,
- физкультурных занятиях,
- прогулках,
- спортивных праздниках.
В физкультурно-оздоровительной работе на занятиях, досугах, праздниках используются подвижные игры разные по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет («Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди»). В играх типа «Ляпка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направленно на движения и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание водящего.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.
Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, в том числе физического, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.
При организации народных подвижных игр используется музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др.
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, жеребьёвки, сговорки. Жеребьёвки обычно проводятся в тех играх, где нужно разбиться на две группы.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
Насколько эффективна игра, можно судить по следующим показателям:
- дети с желанием играют;
- проявляют яркие эмоции;
- стараются выполнить правила и ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
- умение дошкольников самостоятельно организовывать знакомую игру
Обучение детей народным играм.
- чётко, лаконично объяснять детям правила, указывать местоположение играющих;
- использовать оборудование;
- убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;
- мотивировать детей на игру;
- поставить цель: выполнить правила игры;
- на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой;
- постепенно правила усложнять, предлагать детям составить варианты игры;
- педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми;
- организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровую деятельность вместе с детьми
Результаты обучения детей русским народным играм.
- знакомство детей с большим количеством русских народных игр;
- овладение детьми умением выполнять основные виды движений;
- улучшение показателей физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др.;
- умение детей самостоятельно организовывать игру;
- расширение кругозора, представлений о народных обрядах, играх, обычаях.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....