Роль музыкального воспитания с родителями
статья (младшая группа) на тему

Панина Светлана Владимировна

Инсценировка песни «Про лягушек и комара»

1 куплет

Дети в масках лягушек прыгают на согнутых ногах, качают головой, надувают щечки.

2 куплет

Появляется ребенок в маске комара со скрипкой в руке, обегает вокруг лягушек. Присаживается на пенек.

3 куплет

Комарик играет на скрипке, а лягушки танцуют.

Оборудование:

Маски лягушек и комара, скрипка, пенек.

 

Детские музыкальные игрушки и инструменты, использование в «Музыкальном уголке»

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой - более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы, симоны - яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые - аккордеон, гармонь, баян.

B детском саду используются также электромузыкальные инструменты - органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Шумовые ударные инструменты

Деревянные ложки используют в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10-12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Звуковысотные ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд, диатонический, соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний, хроматический - черным. Диапазон от до1 до ля2. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Они образуют хроматический звукоряд с диапазоном от до1 до ля2. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Колокольчики (глёки) диатонические и хроматические. Диапазон и тех и других от до1 до ля2 (альтовые) и от до2 до ля3 (сопрановые). По виду колокольчики напоминают металлофоны, однако звучание первых отличается не только протяженностью, но и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съемные. Это очень удобно при работе с детьми, особенно начинающими. На подставке можно оставить только те пластины, которые соответствуют нотам партии, а все остальные убрать. Партии для этих инструментов записываются на обычном нотном стане.

Также необходимы в музыкальном уголке: Музыкально- дидактические игры: («Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю?», «Где мои детки?» «Чудесный мешочек»)

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные. В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.

Для прослушивания произведений классической музыки, детских песен и музыкальных сказок, а также во время занятий, например рисованием или для пробуждения после дневного сна необходим магнитофон

В музыкальном уголке должны быть театры:

Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.

Виды театров:

- театр картинок (Фланелеграф)

Пальчиковый театр

Кукольный театр

1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)

Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения.

.В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.) В свою очередь ребенок усваивает эти способы и впоследствии будет играть сам.

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

1 и 2 младшие группы

В музыкальных уголках должны быть: погремушки, палочки, кубики; музыкальная шкатулка в которой вложены картинки по слушанию и по

пению; шарманки, органчики, колокольчики, металлофон, треугольник, ксилофон, ложки, не озвученные инструменты, барабан, бубен; альбомы со звуками окружающего природного мира (символика): звуки предметов, звуки «голоса природы» (по всем временам года), флажки, платочки; дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, определение жанра: марш, колыбельная, танец); ободки для театрализации и подвижных игр.

Средняя группа

Ко всему, что было в младшей группе, добавляются музыкальные игрушки, трехступенчатая лесенка, элементы декораций для драматизации; дидактические игры на определение тембров детских музыкальных инструментов; альбом с портретами композиторов.

Старшая группа

Ко всему, что было в средней группе, добавляются иллюстрации инструментов русского народного оркестра, портреты композиторов; музыкально - дидактические игры на развитие темпа, ритма, тембра, гармонического слуха, характера музыки; альбом иллюстраций и стихов к «Детскому альбому» П.И. Чайковского; пятиступенчатая лесенка; нотный стан с нотами; игры на развитие детского творчества; связь образовательной области «Музыка» с другими областями.

Подготовительная группа

Добавляются музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового, гармонического и диатонического слуха, для развития детского творчества. Добавляются портреты композиторов, которые чаще меняются. Добавляются альбом с изображением инструментов симфонического оркестра; альбом с иллюстрациями к «Карнавалу животных» К. Сен-Санса; связь образовательной области «Музыка» с другими областями.

 

Основы методики обучения детей игре на деревянных ложках.

Мл.гр.:

1. Знакомим детей с внешним видом ложки, рассматриваем.

2. Воспитатель играет на ложках и поет.

3. Дети берут ложки в обе руки и постукивают щеками ложек

4. Воспитатель выбивает черенком простой ритмический рисунок – дети повторяют.

5. Дети одновременно поют несложные попевки и ударяют щеками ложек

Андрей –воробей не гоняй голубей

Гоняй галочек из-под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

Ст. гр.:

1. в ст гр ложки перекладыв в одну руку.Ложки берутся в одну руку щёчками друг к другу, черенки прикладываются указательным пальцем.

2. Ударяем по ладони другой руки и другим частям тела.

«Андрей-воробей, не гоняй голубей»

Ст. и под.группы

Цель: Слаженность исполнения музыки в ансамбле.

Материал: 4 группы музыкальных инструментов: ложки, треугольники, бубны, погремушки.

Организация: Дети разучивают подпевку. Делятся на 4 группы, каждая группа берет однотипные инструменты. Песенка делится на 4 части.

Каждая подгруппа исполняет подпевку и играет на инструментах 1 строчку.

Воспитатель выбирает у кого самый слаженный ансамбль.

 

Работа воспитателя с родителями по музыкальному воспитанию

Памятка содержит в себе следующие компоненты:

· «советы тем, кто хочет научить ребенка петь» рассказывается о том, с чего лучше начать обучение и как сделать его более эффективным, ведь обучение ребенка пению сложный и продолжительный процесс.

· «развитие музыкальных способностей» рассказаны общие рекомендации для приобщения ребенка к музыке как можно раньше. Ведь что бы развить у ребенка муз способности, нужно заниматься с ребенком, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальнее он становится.

· «твори и фантазируй» расписаны различные игровые упражнения для развития воображения через пантомимику в движении

· «развитие чувства ритма» описаны приемы развития чувства ритма у детей совместно с родителями. Например сначала спеть песню с ребенком, потом спеть по ролям, предложить прохлопть песнб ладошками и тд.

· « в гости к музыке»советы, как научить ребенка слушать и понимать музыку.

· «как музыка может помочь ребенку преуспеть в учебе» музыка развивает всесторонне детей, пространственное мышление, воображение, мышление, чувство ритма, творческие способности и тд

· «правила поведения при встрече с музыкой» описаны общепринятые правила поведения любого человека при прослушивании музыки в концертных залах или иных площадках.

Данные рекомендации актуальны для родителей детей всех возрастов. При внесении данного материала, можно предложить всем родителям для индивидуально ознакомиться, как и в частности стоит порекомендовать родителям дети которых имеют творческие способности и интерес к музыке.

 

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

1.воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.

2.организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.

3. воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия.

Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью – это его активное участие в ней.

Роль воспитателя в организации и проведении музыкального занятия

Муз. Занятие – это основная форма обучения детей различным видам муз. Деятельности. Оно проводиться в каждой возрастной группе 2 раза в неделю. Занятие проходит в 1 половину дня.

Дозировка времени:

Мл.гр. – 15 мин

Ср.гр. – 17 мин

Ст.гр. – 20-25 мин

Подгот.гр.- 25 – 35 (40) мин

Методика организации муз. Занятия

1.Воспитатель должен знать весь репертуар своей группы

2.Перез муз. Занятием воспитатель настраивает детей морально и физически

3. Во время в хода в зал воспитатель двигается с малышами, а со старшей группы стоит в стороне. Во время слушания пения дети стоят справа от муз. Руководителя (т.к. в правой руке мелодия)

В первом ряду сидят дети с несформированным слухом, воспитатель во время разучивания песни сидит напротив детей и поет. Во время слушанья воспитатель сидит рядом с детьми во 2 или 3 ряду, блокируя активных детей.

Во время муз. Ритмических движений воспитатель танцует с детьми ( мл.гр – всегда; ст.гр – может показать движение или встать в недостающую пару)

4. В разновозрастных группах дети по очереди приходят в зал, занимаются подгруппами, (др. часть детей сидит с помощником воспитателя)

5. Муз. Занятие летом сокращается до 1 занятия в неделю (и максимально переносится на участок на улице)

6. Особые обязательства накладываются на воспитателя во время отсутствия муз. Руководителя.

7. Муз. Занятие проводиться с использованием вокала, муз. Инструментов и технических средств

 

Музыка в режимных моментах

Музыка в часы досуга, на утр гимнастике, в ходе занятий, дети рисуют под музыку, рисуют музыку, в физкультурном занятии, музыка во время игр детей(самост муз деят-ть), музыка на прогулке (муз инструм, пение песен, проведение игр с пением, маленькие упражнения под пение-речетатив)

Задачи:

1. способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;

2. развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;

3. создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать музыку в течение дня;

4. пополнить материальную базу группы и всего МДОУ музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.

Режимные моменты с использованием музыки:

1. Утренний прием

Солнечная классическая музыка, добрые песни

2. Утренняя гимнастика

Тонизирующая музыка (повышающая жизненный тонус, настроение)

3. НОД (образовательная деятельность)

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

Активизирующая музыка

4. Подготовка ко сну (засыпание)

Успокаивающая умиротворяющая мелодичная классическая релаксирующая музыка, наполненная звуками природы

5. Пробуждение (подъем)

Тихая, нежная, радостная музыка

6. Закрепление песен, хороводов

7. Свободная деятельность

Релаксирующая фоновая музыка

8. Повторение песен и хороводов

Предполагаемые результаты:

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируют на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx24.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инсценировка песни «Про лягушек и комара»

1 куплет

Дети в масках лягушек прыгают на согнутых ногах, качают головой, надувают щечки.

2 куплет

Появляется ребенок в маске комара со скрипкой в руке, обегает вокруг лягушек. Присаживается на пенек.

3 куплет

Комарик играет на скрипке, а лягушки танцуют.

Оборудование:

Маски лягушек и комара, скрипка, пенек.

Детские музыкальные игрушки и инструменты, использование в «Музыкальном уголке»

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой - более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы, симоны - яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые - аккордеон, гармонь, баян.

B детском саду используются также электромузыкальные инструменты - органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Шумовые ударные инструменты

Деревянные ложки используют в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10-12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Звуковысотные ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд, диатонический, соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний, хроматический - черным. Диапазон от до1 до ля2. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Они образуют хроматический звукоряд с диапазоном от до1 до ля2. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Колокольчики (глёки) диатонические и хроматические. Диапазон и тех и других от до1 до ля2 (альтовые) и от до2 до ля3 (сопрановые). По виду колокольчики напоминают металлофоны, однако звучание первых отличается не только протяженностью, но и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съемные. Это очень удобно при работе с детьми, особенно начинающими. На подставке можно оставить только те пластины, которые соответствуют нотам партии, а все остальные убрать. Партии для этих инструментов записываются на обычном нотном стане.

Также необходимы в музыкальном уголке: Музыкально- дидактические игры: («Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю?», «Где мои детки?» «Чудесный мешочек»)

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные. В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.

Для прослушивания произведений классической музыки, детских песен и музыкальных сказок, а также во время занятий, например рисованием или для пробуждения после дневного сна необходим магнитофон

В музыкальном уголке должны быть театры:

Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.

Виды театров:

- театр картинок (Фланелеграф)

Пальчиковый театр

Кукольный театр

1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)

Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения.

.В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.) В свою очередь ребенок усваивает эти способы и впоследствии будет играть сам.

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

1 и 2 младшие группы

В музыкальных уголках должны быть: погремушки, палочки, кубики; музыкальная шкатулка в которой вложены картинки по слушанию и по

пению; шарманки, органчики, колокольчики, металлофон, треугольник, ксилофон, ложки, не озвученные инструменты, барабан, бубен; альбомы со звуками окружающего природного мира (символика): звуки предметов, звуки «голоса природы» (по всем временам года), флажки, платочки; дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, определение жанра: марш, колыбельная, танец); ободки для театрализации и подвижных игр.

Средняя группа

Ко всему, что было в младшей группе, добавляются музыкальные игрушки, трехступенчатая лесенка, элементы декораций для драматизации; дидактические игры на определение тембров детских музыкальных инструментов; альбом с портретами композиторов.

Старшая группа

Ко всему, что было в средней группе, добавляются иллюстрации инструментов русского народного оркестра, портреты композиторов; музыкально - дидактические игры на развитие темпа, ритма, тембра, гармонического слуха, характера музыки; альбом иллюстраций и стихов к «Детскому альбому» П.И. Чайковского; пятиступенчатая лесенка; нотный стан с нотами; игры на развитие детского творчества; связь образовательной области «Музыка» с другими областями.

Подготовительная группа

Добавляются музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового, гармонического и диатонического слуха, для развития детского творчества. Добавляются портреты композиторов, которые чаще меняются. Добавляются альбом с изображением инструментов симфонического оркестра; альбом с иллюстрациями к «Карнавалу животных» К. Сен-Санса; связь образовательной области «Музыка» с другими областями.

Основы методики обучения детей игре на деревянных ложках.

Мл.гр.:

1. Знакомим детей с внешним видом ложки, рассматриваем.

2. Воспитатель играет на ложках и поет.

3. Дети берут ложки в обе руки и постукивают щеками ложек

4. Воспитатель выбивает черенком простой ритмический рисунок – дети повторяют.

5. Дети одновременно поют несложные попевки и ударяют щеками ложек

Андрей –воробей не гоняй голубей

Гоняй галочек из-под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

Ст. гр.:

1. в ст гр ложки перекладыв в одну руку.Ложки берутся в одну руку щёчками друг к другу, черенки прикладываются указательным пальцем.

2. Ударяем по ладони другой руки и другим частям тела.

«Андрей-воробей, не гоняй голубей»

Ст. и под.группы

Цель: Слаженность исполнения музыки в ансамбле.

Материал: 4 группы музыкальных инструментов: ложки, треугольники, бубны, погремушки.

Организация: Дети разучивают подпевку. Делятся на 4 группы, каждая группа берет однотипные инструменты. Песенка делится на 4 части.

Каждая подгруппа исполняет подпевку и играет на инструментах 1 строчку.

Воспитатель выбирает у кого самый слаженный ансамбль.

Работа воспитателя с родителями по музыкальному воспитанию

Памятка содержит в себе следующие компоненты:

· «советы тем, кто хочет научить ребенка петь» рассказывается о том, с чего лучше начать обучение и как сделать его более эффективным, ведь обучение ребенка пению сложный и продолжительный процесс.

· «развитие музыкальных способностей» рассказаны общие рекомендации для приобщения ребенка к музыке как можно раньше. Ведь что бы развить у ребенка муз способности, нужно заниматься с ребенком, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальнее он становится.

· «твори и фантазируй» расписаны различные игровые упражнения для развития воображения через пантомимику в движении

· «развитие чувства ритма» описаны приемы развития чувства ритма у детей совместно с родителями. Например сначала спеть песню с ребенком, потом спеть по ролям, предложить прохлопть песнб ладошками и тд.

· « в гости к музыке»советы, как научить ребенка слушать и понимать музыку.

· «как музыка может помочь ребенку преуспеть в учебе» музыка развивает всесторонне детей, пространственное мышление, воображение, мышление, чувство ритма, творческие способности и тд

· «правила поведения при встрече с музыкой» описаны общепринятые правила поведения любого человека при прослушивании музыки в концертных залах или иных площадках.

Данные рекомендации актуальны для родителей детей всех возрастов. При внесении данного материала, можно предложить всем родителям для индивидуально ознакомиться, как и в частности стоит порекомендовать родителям дети которых имеют творческие способности и интерес к музыке.

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

1.воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.

2.организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.

3. воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия.

Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью – это его активное участие в ней.

Роль воспитателя в организации и проведении музыкального занятия

Муз. Занятие – это основная форма обучения детей различным видам муз. Деятельности. Оно проводиться в каждой возрастной группе 2 раза в неделю. Занятие проходит в 1 половину дня.

Дозировка времени:

Мл.гр. – 15 мин

Ср.гр. – 17 мин

Ст.гр. – 20-25 мин

Подгот.гр.- 25 – 35 (40) мин

Методика организации муз. Занятия

1.Воспитатель должен знать весь репертуар своей группы

2.Перез муз. Занятием воспитатель настраивает детей морально и физически

3. Во время в хода в зал воспитатель двигается с малышами, а со старшей группы стоит в стороне. Во время слушания пения дети стоят справа от муз. Руководителя (т.к. в правой руке мелодия)

В первом ряду сидят дети с несформированным слухом, воспитатель во время разучивания песни сидит напротив детей и поет. Во время слушанья воспитатель сидит рядом с детьми во 2 или 3 ряду, блокируя активных детей.

Во время муз. Ритмических движений воспитатель танцует с детьми ( мл.гр – всегда; ст.гр – может показать движение или встать в недостающую пару)

4. В разновозрастных группах дети по очереди приходят в зал, занимаются подгруппами, (др. часть детей сидит с помощником воспитателя)

5. Муз. Занятие летом сокращается до 1 занятия в неделю (и максимально переносится на участок на улице)

6. Особые обязательства накладываются на воспитателя во время отсутствия муз. Руководителя.

7. Муз. Занятие проводиться с использованием вокала, муз. Инструментов и технических средств

Музыка в режимных моментах

Музыка в часы досуга, на утр гимнастике, в ходе занятий, дети рисуют под музыку, рисуют музыку, в физкультурном занятии, музыка во время игр детей(самост муз деят-ть), музыка на прогулке (муз инструм, пение песен, проведение игр с пением, маленькие упражнения под пение-речетатив)

Задачи:

1. способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;

2. развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;

3. создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать музыку в течение дня;

4. пополнить материальную базу группы и всего МДОУ музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.

Режимные моменты с использованием музыки:

1. Утренний прием

Солнечная классическая музыка, добрые песни

2. Утренняя гимнастика

Тонизирующая музыка (повышающая жизненный тонус, настроение)

3. НОД (образовательная деятельность)

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

Активизирующая музыка

4. Подготовка ко сну (засыпание)

Успокаивающая умиротворяющая мелодичная классическая релаксирующая музыка, наполненная звуками природы

5. Пробуждение (подъем)

Тихая, нежная, радостная музыка

6. Закрепление песен, хороводов

7. Свободная деятельность

Релаксирующая фоновая музыка

8. Повторение песен и хороводов

Предполагаемые результаты:

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируют на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

" Роль музыкального воспитания в речевом развитии дошкольников" ( консультация для родителей)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию интересный материал, который можно разместить в родительском уголке....

Анкета для родителей "Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка"

В целях реализации проекта "Музыкальная капель" с родительской общенностью младшей группы было проведено анкетирование согласно приложенному файлу....

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...

Анкета для родителей "Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка"

В анкете представлены вопросы о роли музыки в развитии ребенка, о семейных традициях и музыкальных предпочтениях....

Консультация для родителей «Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии детей»

laquo;Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии детей»...