Доклад на тему: «Использование методик развивающего обучения с дошкольниками»
материал (подготовительная группа) на тему

Ирина Капуста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение «Детский сад №19»

Круглый стол с педагогами МБДОУ

                                             Доклад на тему:

   «Использование методик развивающего обучения с дошкольниками»

Подготовила :Капуста Ирина Владимировна

                                 

                                                                                   

                                              г. Солнечногорск

                                                        2018 г.

В соответствии с  ФГОС  ДО  сегодня на первом месте стоит задача  развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы  обучения и воспитания.

                 

Установка на развитие — это современная стратегия обучения  детей. Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Философами, просветителями, историками культуры, педагогами и                    психологами различных научных школ был выделен ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

     Условия организации занятий с развивающими играми

  • - раннее начало;
  • - создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);
  • - свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;
  • - максимальное напряжение сил ( свои возможности);
  • - доброжелательная помощь взрослых

Создание развивающей и обучающей среды в группе 

  • чёткое выделение игровых уголков, полное развёртывание игрового материала;
  • игры могут быть выставлены в ситуации, напоминающей игровую деятельность;
  • новые игры вводятся постепенно (обыгрываются в совместной деятельности с детьми);
  • игры должны быть красивые, художественно оформленные;
  • должны быть созданы условия для развития мелкой моторики (шнуровки, застёжки, пазлы и т. д.).

                         Общность методик 

  • Конструктивные элементы (резинка, прозрачные цифры, шнурки, липучки и т.д.).
  • Многофункциональность (с помощью одной игры можно решать ряд образовательных задач).
  • Широкий возрастной диапазон участников игры.
  • Использование в различных условиях (в детском саду и дома; с группой детей и индивидуально).
  • Эмоциональная культура (ситуации успеха; проявление качеств личности – творца и т. д.)
  •  Подготовка к проведению развивающих игр
  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
  • подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
  • Порядок проведения  
    развивающих игр
  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий;
  • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  • подведение итогов игры .

 Особенности методик 

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.

Организация развивающих игр             

Педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению развивающей игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению развивающей игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение развивающих игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры -- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов учитель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Рассмотрим подробнее некоторые приемы и методы руководства развивающими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму развивающей, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре учитель знакомит класс с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью развивающей игры учащийся может приобретать и новые знания: общаясь с учителем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, он получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения -- на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что учитель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Педагог способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ учителя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует учитель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в развивающих играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается.

Используемые методики 

  • В.В.Воскобович(«Геоконт», «Математический планшет»)
  • Золтан Дьенеш («Логические блоки»)
  • В.А Кайе(  «Соты Кайе» )
  •  Макото Шичида («Танграм»)

Методика Воскобовича                          

                   

 Геоконт

Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур»

 Цель :

развивать моторику рук;

учиться ориентированию по системе координат

учиться анализировать и сравнивать.

Материал:  доска , цветные резиночки и подробная инструкция.

Ход игры: дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно.

 Ожидаемый результат:

  • познавать азы моделирования;
  • ориентироваться в системе координат;
  • знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»;

               Методика Дьенеша 

                 Логические блоки

Предназначены для обучения математики в игровой форме

Цель игр: выявлять свойства объектов: цвет, толщину, формы и разный размер. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Материал: набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

  • — цветом (синие, желтые, красные);
  • — формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);
  • — толщиной (тонкие и толстые);
  • — размером (маленькие и большие).
  • В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Ожидаемый результат: Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих способностей детей. Проявление самостоятельности, инициативы. Успешное овладение основами математики.

                    Методика Макото Шичиды  

                             Танграм

 Цель :уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

 Правила игры: при составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.
Материал: Квадрат 10 на 10 см   из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами.

Ход игры: выдается конверт с 7 танами и лист картона,на котором  выкладывают картинку с образца.

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, которая используется как технология математического и плоскостного моделирования

                       «Методика Кайе"

Развивающая игра «СОТЫ КАЙЕ»

Цель игры: сформировать творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление; сенсомоторные координации.

Материал: набор состоит из 84 объемных элементов, форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная.

Ход игры: Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе.
Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста"

в данном материале содержатся как теоретические, так и практические советы по использованию нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста...

Доклад из опыта работы «Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание».

«Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание»....

Доклад на Тему: «Использование дидактических игр как метод обучения старших дошкольников»

Ителектуальное рахзвитие дошкольников методом дидактических игр, которые используются в в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Они помогают усваивать знания, овладевают...

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста».

Дети младшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание, сосредотачиваться  на чем-то. Заинтересовать дете...

Доклад по теме: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Доклад на тему: «Технологический подход к обучению старших дошкольников основам игры в шахматы».

Почему стоит учить детей играть в шахматы? Обучая ребенка игре в шахматы, мы оказываем положительное влияние на многие сферы его развития. Игра в шахматы влияет на память, логическое мышление, формиру...