Доклад из опыта работы «Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание».
материал по развитию речи по теме
«Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 4
«Золотой петушок»
Доклад из опыта работы
«Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание».
Воспитатель:
I квалификационной категории
Братухина Гульсина Хайрудиновна
г. Лангепас 2013 г
«Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»
Л.С. Выготский
Цель взрослого человека помочь сформировать качественную сторону речевой деятельности детей в процессе общения. Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Одним из основных показателей умственных способностей у ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В своей педагогической практике активно применяю технологию развивающих игр Б.П. Никитина, а также технологию развивающего обучения по математике «Раз – ступенька, два – ступенька» Л.Г. Петерсон.
Л.С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал:… для того, чтобы ребенок, полноценно развивался необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту.
Согласно новым Ф.Г.Т. особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Приоритетное место отдано игровой деятельности.
К основным видам деятельности дошкольников относят игру и общения, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис в рамках которого и происходит формирование речевой и умственной активности ребенка.
В жизни ребенка дошкольного возраста игра – занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Я поняла, что возрастные особенности детей требуют применения игровой формы деятельности и начала системно использовать игровые технологии непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «познание», «коммуникация». С 3 – х до 5 лет развивался ситуативно – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения.
Игра, как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, сохраняя при этом свою самобытность.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучения, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности.
Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольников, в условиях которой педагог может, применяя различные методы формировать личности ребенка, развивать его интеллектуальные способности.
Игровая форма в образовательном процессе создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности. В игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.
На начальных этапах (младший дошкольный возраст) ведущее значение имеют совместное со взрослыми сюжетно – отобразительные игры, пластические упражнения, игры – драматизации, импровизации, инсценировки, кукольный театр.
Элементы игры – драматизации при рассматривании картин, при рисовании картин, при рисовании, лепке, аппликации, также виды игровой активности, которые имеют широкий, общеразвивающий эффект, возбуждают положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают естественные условия для возникновения различных игр, проявления интеллектуальных, коммуникативных и речевых способностей детей дошкольников.
Особое значение имеет общение ребенка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности.
Дошкольное годы особый период, имеющий непреходящее значения для развития коммуникативного и языкового творчества детей и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного, понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Легко, быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую и практическую деятельность, как необходимое условие ее успешности.
В играх ребенка осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
1 цель - это получение удовольствия от самого процесса игры. В этой цели отражена установка определяющая готовность к любой активности.
2 цель – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрывание сюжетов, ролей.
3 цель – отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, выполнять трудные задания, распутать, дойти, добиться нужных результатов.
В играх предусматриваются проблемные ситуации, путешествия, воображаемые ситуации.
Применяя такие игры как «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Лохматый пес», «Разговоры по телефону» дети учатся общаться выявлять признаки, высказываться.
Мною в младшей группе было проведено открытое занятие «Путешествие по сказкам» к педагогическому совету по теме: «Эффективные методы и приемы на занятиях по развитию речи с детьми 3-х до 5 лет» с использованием средств театрализации.
Применяя эффективные методы и приемы развития речи детей по средствам театрализации, ребята на волшебном корабле самолете перелетели в страну «Сказка». Они активно и охотно, непринужденно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, рассказывали стихи, характеризовали героев, изображали их движения, участвовали в диалогах, инсценировках. Все это проявилось у детей благодаря применению игровых форм, элементов игр – драматизаций при рассматривание картин, при чтение сказок, при рисовании. Дети проявляли свое творчество, речевую и коммуникативную активность.
В средней группе было проведено открытое занятие по сюжетно – ролевой игре «Магазин» к педагогическому совету по теме: «Формирование потребности – мотивационной и волевой сфер личности дошкольников».
Применяя различные игровые, поисковые приемы, создавая проблемные ситуации дети активно включились в игру, принимали на себя игровые роли, вели полноценные ролевые диалоги, проявляли культуру общения. Общаясь друг с другом, дети более полно и активно использовали различные речевые средства, проявляли коммуникативную активность в общении.
Также провела открытое занятие в подготовительной группе «Игра – драматизация» по сказке. Была представлена образовательная область «Коммуникация», Тип занятии: интегрированное, Вид деятельности: Игра - драматизация.
Речевые задачи с детьми подготовительной группы проводятся в системе, охватывающей все ее стороны, решались в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Мои дети свободно общались, отвечали на вопросы по содержанию, точно подбирая слова при описании характера героев, при сравнении двух героев. Дети активно общались в парах, самостоятельно выбирали роли героев и очень выразительно, эмоционально их изображали, вели диалоги между героями в игре – драматизации. Дети отвечали, обосновывая и аргументируя свои высказывания.
Используя игры, путешествия в страну «Сообразилию», проблемные игровые ситуации я выявила их преимущества, которые заключаются в том, что они могут использоваться не только в непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Достоинством игр является и то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу и к его заданиям.
Эти технологии предназначены на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к исследованию математических проблем и познавательных интересов.
Все это решается в процессе ознакомления детей со счетом, сравнением величин, ознакомлением с окружающим миром и.т.д. - все через игру. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, детям не даются знания в готовом виде, а постигается это все путем самостоятельного анализа, решения задач, выполнения заданий.
Воспитатель подводит к «открытиям», организуя и направляя поисковую деятельность, действия.
Например: детям предлагается измерить шагами расстояния между двумя стульями – «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и то же.
В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величин мерки.
Исследования математических проблем, может проводится не только в Н.О.Д. «Познание» но и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно – временные отношения и сравнении величин можно связать по изучению окружающего мира.
На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности (порядка), понятие ритма узора, составление узора из геометрических фигур.
Практически все установленные на занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулок в естественной, не принужденной форме, работая с детьми индивидуально.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в пособиях предложено большое количество игровых упражнений и дидактических игр. Они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общего развития ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из педагогического опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»
В опыте работы представлены современные формы работы по математическому развитию дошкольников....
Доклад из опыта работы «Использование различных техник нетрадиционного рисования в дошкольных образовательных организациях».
В данном докладе из опыта работы представлены самые интересные техники нетрадиционного рисования в дошкольных образовательных организациях....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области развитие речи «Ранняя весна» для детей среднего дошкольного возраста ( с использованием технологии развивающего обучения)
Конспект НОД по развитию речи поможет в совершенствовании грамматического строя речи детей, развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса по теме "Ранняя весна"...
Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему “Дворец Петра I в Стрельне (Путевой дворец)” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий
Путевой дворец — самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времён. Дворец расположен недалеко от берега...
Из опыта работы « Использование современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности»
Из опыта работы по краеведению....
Презентация для детей старшей-подготовительной к школе группы на тему “Москва-столица России” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий
Задачи: стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; формировать умение рассказывать ...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».
Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2. Формировать ...